Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2017 » Июль » 4 » • Промыслом Божиим, а не звездами устраивается человеческая судьба •
04:44
• Промыслом Божиим, а не звездами устраивается человеческая судьба •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Обретение мощей Максима Грека
  • Промыслом Божиим, а не звездами
  • Возражение против евреянина
  • Глава первая
  • Глава вторая
  • Глава третья
  • Глава четвертая
  • Глава пятая
  • Глава шестая
  • Глава седьмая
  • Глава восьмая
  • Горе от ума
  • Тропарь Максиму Греку
  • Кондак преподобному Максиму Греку
  • Примечание
  • Ли­те­ра­ту­ра
  • Преподобный Максим Грек
    Икона из собрания ЦАКа

    Обретение мощей преподобного Максима Грека
    (1996)

    4 июля Православная Церковь празднует день обре́тения мощей преподобного Максима Грека, выдающегося церковного писателя и переводчика. Последние годы жизни святой провел в нашей обители. Здесь он преставился в середине XVI века в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника и был погребен у северо-западной стены церкви Сошествия Святого Духа.

    Местное прославление Максима Грека совершилось при первом Всероссийском Патриархе Иове в 1591 году, когда по благословению Патриарха были освидетельствованы мощи преподобного: «И открыша, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы бяше и мантия, и вся на нем покрывало не истле, и на персех руце его, и десная рука согбена крестом». Вскоре составили тропарь и кондак, а также службу преподобному, немного позже появились его иконописные изображения.

    фото
    Духовская церковь
    Фрагмент фото конца 19 в.

    Над местом погребения Максима Грека была воздвигнута пристроенная к Духовскому храму часовня – так называемая Максимова палатка. Она неоднократно перестраивалась и расширялась (например, при митр. Платоне (Левшине), затем в 1847 году). А в 1938–1940 годах была уничтожена.

    В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси на Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, среди новопрославленных русских святых канонизирован и преподобный Максим Грек. Оставался открытым вопрос о местонахождении его святых мощей. К моменту общецерковного прославления над могилой не оставалось никаких видимых следов. Поэтому возникла необходимость в археологических раскопках. Работами руководил археолог С.А.Беляев.

    24 июня 1996 года духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) совершил молебен преподобному Максиму в Духовской церкви Лавры. За богослужением молились братия, воспитанники Московских Духовных школ и участники раскопок.

    Сначала с поверхности земли удалили вымостку из каменных плиток, по которой ходили люди. Во избежание ошибок раскапывалась большая площадь – примерно 10 на 6 метров. Наконец у северо-западного угла Свято-Духовской церкви обнаружились фундаменты первой или одной из первых «палаток», сооруженных над могилой преподобного Максима Грека; поиск сосредоточился в основном внутри них. Работы усложнял грунт – сырая тяжелая материковая глина.

    Около полуночи 30 июня археологи почувствовали благоухание (которое ощущалось еще несколько дней после), и через некоторое время показалась честная глава преподобного Максима. Работа продолжалась почти до двух часов ночи. Во вторник 1 июля о результатах проведенных работ и об обнаружении честных останков преподобного Максима Грека был сделан подробный доклад Святейшему Патриарху.

    Его Святейшество дал благословение на антропологическое освидетельствование, которое ведущие специалисты Российской Академии наук произвели 2 июля. При сопоставлении честной главы с древними изображениями преподобного Максима выявились черты сходства. На основании заключения антропологов, 3 июля 1996 года Святейший Патриарх благословил поднять честные останки.

    Мощи преподобного Максима были переложены во временную раку, приспособленную для переноса, и покрыты монашеской мантией.

    Святейший Патриарх в сопровождении епископа Орехово-Зуевского Алексия, наместника Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископа Сергиево-Посадского) и других священнослужителей, в том числе настоятеля подворья Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Феоктиста, возглавил молебен преподобному Максиму Греку.

    При пении величания участники раскопок подняли и поднесли к краю раскопа раку с честными останками святого, затем ее приняла братия Лавры и насельники московского подворья Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря.

    Раку внесли в Свято-Духовскую церковь и установили на специально приготовленном месте посредине храма. (Подробно о событиях тех дней рассказано в статье С. Беляева «Обретение святых мощей преподобного Максима Грека»// Журнал Московской Патриархии, 1996, № 9.)

    До недавнего времени мощи преподобного Максима покоились в Успенском соборе Лавры. 9 апреля 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла они были торжественно перенесены обратно в Духовской храм. Рака установлена на месте обретения мощей Преподобного (у северной стены).

    Сегодня поклониться святым мощам преподобного Максима Грека и попросить его помощи и заступления можно в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, куда мощи святого были перенесены перед началом масштабных реставрационных работ, проводимых в Духовской церкви.

    О том, что Промыслом Божиим, а не звездами и кругом счастья устраивается человеческая судьба

    Прочитав много разных книг, и христианских, и составленных внешними мудрецами и почерпнув оттуда достаточную душевную пользу, я, главное, научился тому, что всякой добродетели, какие проходим мы, люди, вся­кой власти и всякого начальства, коих желаем, пода­тель и совершитель есть Создатель всего и Владыка. Это я познал и уразумел.

    «Всяко, – сказано, – даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов» (Иак. 1:17). Иное есть «даяние благо», и иное – «дар совер­шен». «Даяние благо» – это душевные добродетели, как то: разум, мужество, правда, целомудрие, кротость и смиренномудрие; также и подаваемые нам от Вышней Бо­жественной Благости житейские блага, потребные нам для того, чтобы жить и чтобы жить хорошо.

    «Дар же совершен», который свыше обильно подается достойным, это – различная благодать Святого Духа, которая совершенствует, утверждает и сохраняет до конца от расхищения вышепомянутые естественные блага душевные.

    Царство же и священство, украшаемые и ограждаемые исповеданием благочестивой православной веры, суть два величайшие, лучшие и совершеннейшие блага, подаваемые благочестивым свыше божественным человеколюбием и благостью, – дабы одним освящались и просвещались люди верующие, чтобы богоугодно спасались и прилежным исполнением заповедей Божиих сохранялись бы в вере и любви к Вышнему; другим же ограждались бы и жили сохранно и благонадежно, не опасаясь нашествия иноплеменников, имея благоверно царствующих над ними, которые и ополчаются всегда против супостатов, устраивая подчиненным жизнь тихую и безмя­тежную. Если же это так, действительно, и так испо­ведуется всеми православными и боговдохновенными от­цами и учителями, то пусть перестанут невежественные, и пусть не произносят против нас хулы те, которые мудрствуют заодно с немцами, держа предания халдейские и египетские, говоря и проповедуя, что счастье, по­средством круга движения звезд, одних возносит на различные степени власти и начальства, а других низлагает оттуда и предает окончательным бедствиям и бесчестию.

    Пусть научатся они говорить с боговдохновенным пророком и царем Давидом: «рех беззаконнующим, не беззаконнуйте; и согрешающим, не возносите рога. Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит» (Пс. 74:5, 8). Вот справедливое и нелестное мудрование и учение: Сам праведный Судия и Промыслитель о всех во­обще тварях Своих, одного возносит, а другого смиряет неизглаголанными судьбами, ведомыми Ему еди­ному, а не баснословимое счастье и круг зодиака и появление звезд и планет.

    Также и в другом месте яснее еще богословствует тот же боговдохновенный царь, говоря: «Кто яко Господь Бог наш? на высоких живый, и на смиренные призираяй на небеси и на земли: воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога». Для чего? «Посадити его, – говорит, – с князи, с князи людей своих» (Пс. 112:5-8).

       Послушаем же внимательно и блаженную пророчицу Анну, и сохраним твердо в уме своем ее непогрешительное и боговдохновенное мудрование. Она ясно и твердо говорит, заграждая незатворяющиеся уста последующих латинству германцев, усиливающихся вкоренить свое заблуждение в мысли православных.

    Послушаем же внимательно, что говорит эта блаженная пророчица, про­свещенная Духом Святым, а не как халдеи, которые были омрачены и обмануты духом бесовским. «Не хвалитеся, – говорит, – и не глаголите высокая в гордыни», и сле­дующее за сим.

    Затем приводит, говоря: «Господь мерт­вит, и живит, низводит во ад, и возводит: Господь убожит и богатит, смиряет и высит, восставляет от земли убога, и от гноища воздвизает нища». Для чего? «Посадити его, – говорит, – с могущими людей, и престол славы дая в наследие им» (1 Цар. 2:3, 6-8).

    Есть ли в этих достопоклоняемых словах что-либо о счастье или о колесе, ко­торое возводит и низводит будто бы некоторых по предназначению звезд и планет?

    Что скажут на это те, которые утверждают, что движение звезд бывает при­чиною для одних-богатства или славы и начальнического достоинства, а для других-убожества, бесславия и крайнего бесчестия?

    Следовательно, не от звезд и зодиака и планет, но от Самого Создателя, «Отца светов», исходит «всякое даяние благо, и всяк дар совершен» (Иак.1:17) на достойных такового дара и такой благодати. И доказательств сему найдем не мало, если достоверно и с любовно к истине поищем сего в Ветхом и Новом Завете.

       В Ветхом найдем сказание о совершившемся божествен­ным промыслом и благодатью над Саулом и Дави­дом, первыми царями израильскими. Увидим, что Саул, отправившийся отыскивать пропавших ослят, был при­веден к пророку Самуилу не счастьем и колесом, как ложно утверждают звездочетцы, но Самим Создателем всего, Который предвозвестил о нем пророку и повелел помазать его в царя над израильтянами, и когда он после помазания скрылся, то Господь сказал о нем Самуилу, где он скрывается.

    Потом, когда Господь вознегодовал на него за его безумное преслушание, когда он преслушался дважды и трижды, то повелел Самуилу идти в Вифлеем к Иессею и помазать на царство сына Иессеева. Когда же пророк хотел по­мазать Елиава, первого сына Иессеева, который отличался среди прочих братий и красотою, и возрастом телесным, то Господь возбранил ему, сказав пророку о каждом из братий, коих было семь, что ни одного из них Господь не избрал на царство.

    Тогда был призван «от стад овчих» (Пс.77:70) младший их брат Давид, ко­торый, когда предстал, то пророк тотчас помазал его, так как Господь сказал ему о нем: «Это тот са­мый, которого Я избрал; встань и помажь его» (1 Цар. 16:12).    

        Поняли ли мы из этого, что советом и мановением божественным, а не по басням о колесе и счастье, поставляются некоторые на высоте престолы, и также опять низлагаются с них? Что касается до Саула и Давида, было так. Посмотрим же еще на различные устроения Промысла Божия относительно царей самарийских.

    Когда Соломон прогневал Создателя всех и Господа, воздав поклонение с жертвоприношениями Астарте, богине сидонской, и Хамосу, богу моавитскому, и прочим богам жен своих, тогда человек Божий, про­рок Ахия, получив повеление от Бога, вручает де­сять колен израильских Иеровоаму, рабу Соломонову, назначив его над ними царем, что и исполнилось по Божию повелению, а не по колесу счастья.

    Потом, когда Иеровоам впал в беззакония и согрешил пред Богом, то Ваас, сын Ахиин, принял царство Самарийское, убив царя Навата, сына Иеровоамова, и истребив весь дом его, навлекший на себя гнев Божий.

    Но что­бы мне не обременить слушателей повествованием о случившемся с каждым из них по устроению Божию, ибо много удивительного совершилось там Промыслом Божиим, которым некоторые были возведены на цар­скую высоту из низкого состояния, и потом опять были погублены со всем родом своим, когда дурно и безбожно распоряжались царством, – перейду к Новому За­вету и постараюсь рассказать, что произошло в нем по неисследованному промыслу Божию.

    Случившееся здесь не маловажнее того, что было в Ветхом Завете, в смысле показания истины и к обличению звездочетского обмана, но и весьма доказательно и беспрекословно.

       Так, Константин Великий, первый из царей христианских, не колесом счастья и не по различному движению пла­нет, а явлением креста, составленного из звезд, ко­торым он свыше постепенно приводился к истинной вере, и надписями был воодушевлен ополчиться про­тив богоборца Максентия, ибо надписание говорило ясно: «Константин, сим побеждай врага своего».

    Затем, когда он победил его силою креста и соделался самодержцем всей римской державы, то по промыслу Божию впал в недуг, дабы, стараясь избавиться от не­го, он удостоился найти такого врача, который возмог бы избавить его и от недуга и от проказы неверия, что он и получил.

    Таков был промысел о сем благоверном царе. А совершившееся относительно царствовавших в Константинополе – Иустиниана Великого и Иустина, Василия Македонянина, Фоки мучителя и Маврикия, – не ясно ли свидетельствует, что по Божествен­ному совету и мановению, а не колесом счастья и движением звезд, одни возводились на высоту царскую, а другие бесчестно лишались сего.

    Когда царь Анастасий, названный Дикорр, хотел казнить некоторых враждебных ему вельмож, то божественное некоторое видение, бывшее ему во сне, дозволило ему это, при чем ему было сказано: «врагов твоих дозволяется тебе каз­нить; Иустиниану же и Иустину да не причинишь никако­го зла, ибо они суть сосуды, предназначенные Божествен­ным Промыслом и имеющие ему послужить, каждый в свое время».

    Также Маврикий послал многие мило­стыни живущим повсюду преподобным инокам, умо­ляя чрез них Бога, чтобы прощено было ему бесчеловечное согрешение, которое он совершил, предав по великой вражде варварам на смерть четырнадцать тысяч воинов.

    И слышит он во сне голос Немытного Судии, Который говорит ему: «где хочешь, чтобы Я воздал тебе, – в нынешнем ли веке, или в будущем?». И когда он ответил: «в нынешнем», – то Праведный Судия на это сказал: «предайте его Фоке воину»; что немедленно и исполнилось.

    Фока на востоке был провозглашен войском царем греческим. Маврикий же, услышав об этом и вместе узнав о пришествии его, ночью бежал из палат царских. Фока же, получив царскую власть и узнав, что Маврикий находится еще в живых, велел привести его и казнить всенародно, что и было исполнено праведными судьбами Божиими, а не счастьем каким-то и его колесом.

    И опять Фоку, который дурно и богомерзко правил царством, Господь низложил с бесчестием чрез Ираклия и горькою смертью лишил его этой жизни.

    Но, чтобы не оказаться мне для вас обременительным, если буду подробно пове­ствовать о происшествиях, которые устраивались промыслом общего всех Создателя во все времена и в царствах разных народов, – предложу вам свидетель­ство боговдохновенных отцев и учителей вселенских, которые весьма ясно и строго запрещают нам вда­ваться в прелесть звездочетства, и этим закончу слово.    

        Первый после блаженного Иакова, брата Божия, Павел, который восхищен был до третьего неба, в послании к римлянам так заповедует им, говоря ясно: «всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть, аще не от Бога: сущие же власти от Бога учинены суть.

    Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют» (Рим. 13:1-2). Из этого ясно, что по Божию мановению и устроению, а не каким-нибудь колесом и баснословным счастьем, возводятся некоторые на высоту царскую, также и лиша­ются ее, если окажутся правящими царством не хорошо и не согласно с волею Божиею, как написано Духом Святым: «Господь поставляет царя и отставляет» (Дан. 2:21).

    Если же Господь, то не колесо какое-нибудь, или фортуна и сочетание звезд, как утверждает заблуждение халдеев и египтян. Отводя нас от их заблуждения, тот же божественный апостол пишет ясно или, лучше сказать, укоряет галатов, говоря так: «но тогда убо не ведуще Бога.., паче же познаны бывше от него, како возвращаетеся паки на немощные и худые стихии, имже паки свыше служити хощете? дни смотряете, и месяцы и времена и лета» (Гал. 4:8-10)? Таковы слова блаженного Павла.

    А что различать дни и часы-преступно, и богомерзко, и христианам не свойственно, и что эти бесовские учения свя­той апостол Павел называет стихиями, – услышь боговдохновенного отца, Василия Великого, который учит так.

    Толкуя слова пророка Исаии против иудеев, где говорится: «якоже из начала наполнися страна их волхвований, якоже страна иноплеменников» (Ис. 2:6), – говорит; «Ви­дишь ли, какое для тебя зло – волхвовать: последующие обману волшебства оставляются вне промысла Божия.

    Многие из христиан и ныне во многом слушаются (волшебства), и наблюдают дни и часы и время, и верят признакам, наблюдают за полетом птиц, откли­ками и встречами и многим другим. Но услышим, как народ, который придерживался сего дела был за это отвержен.

    Это дело и изобретение – сатанинское. «Языцы бо сии, – сказано, – ихже ты наследиши, сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой» (Втор. 18:14)».

    Так учит и так завещавает нам, верующим, сей божественный отец и вселенский учитель. Мы же,не знаю, что с нами случилось,более слушаемся халдейских и германских беснований, нежели богоглаголивых учений боговдохновенных отцев наших и учителей, которые утверждают, что не от звезд, зодиака, движения и сочетания планет, и не от колеса какого-то счастья, происходит и зависит все, касающееся нас, но что, будучи изначала почтены Создавшим нас самовластием, мы сами властны в сво­их помыслах и делах, как добрых, так и злых.

       Послушаем разумно преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина и отстанем уже, прошу, от возобладавшей нами прелести звездочетцев. Божественный этот отец и учитель ясно говорит так: «Еллины понимали, что этими звездами-солнцем и луной, восходом и закатом, управляется все, касающееся нас. Мы же, верующие, утверждаем, что ими прознаменуется дождь и бездождие, холод и теплота, сырость и сухость, и ветры, а дела, касающиеся нас-нисколько.

    Но мы сами, будучи сотво­рены Создателем самовластными, имеем власть в своих делах. Если же все дела наши совершаются по движению звезд, то, следовательно, мы по принуждению делаем то, что делаем; а что делается по принужде­нно, то не признается ни добром, ни злом.

    Если же мы ни добра, ни зла не делаем по собственному произволению, то мы не заслуживаем ни похвал и наград, ни порицаний и наказаний. Но и Бог, в таком случае, окажется несправедливым, как дающий одним добро, а другим-зло; также окажется, что Он не правит и не промышляет о Своем создании».

        Имея такие неложные и неопровержимые доказатель­ства боговдохновенных и премудрых отцев и учителей, для нас очень хорошо и спасительно покоряться и по­виноваться им в простоте ума, довольствуясь их боговдохновенными учениями и преданиями, чужие же не только отвергнуть, как нечестивые и богомерзкие, но и гнушаться ими и убегать от них, как от ядовитых змей, по божественной заповеди: «овцы Моя гласа Моего слушают, по чуждем же не идут, но бежат от него: яко не знают чуждого гласа» (Иоан. 10:27, 5).

    И кто может быть признан наиболее чуждым и враждебным Богу и нам, как не те, которые утверждают и учат, что от влияния планет, зодиака и колеса счастья зависят и происходят все наши и помыслы, и дела, и желания, и обстоятельства? Они не только лишают нас дара самовластия, коим мы были почтены Создателем нашим, по которому признаемся быть созданными по образу и по подобию Божию, но еще оказываются весьма безбожно и по бесовски хулящими Самого Того,

    Который есть высочайшая правда и благость, признавая Его не­справедливым и творцом злых творений.

    Если, по их мнению, движение звезд и зодиака делает одних доб­рыми, а других злыми, одних властителями, а других подчиненными, одних живущими честно и целомудренно, а других скверными и нечистыми и делателями всякого беззакония; если, действительно, некоторые звезды имеют такую благотворную силу, которою делают одних доб­рыми и целомудренными и владыками, а других-злы­ми, скверными и подвластными,-то всячески следует, что Творец звезд вложил в них такую силу.

    Если же мы это примем, то окажется, что Бог есть виновник, то есть начальная причина всех вообще зол, и чрез движение звезд для одних бывает посредником добра и спасения, а для других-зла и погибели. Что же может быть нечестивее сего? Бог воистину благ, податель и виновник всякого блага; зла же Он нисколько не виновен и не служит причиною, как и божествен­ный Иаков, брат Божий, тайно учит, говоря: «никтоже искушаем да глаголет, яко от Бога искушаем есть: Бог 6о несть искуситель злым, не искушает же Той никогоже. Кийждо же искушается, от своея похоти влеком и прельщаем: таже похоть заченши рождает грех; грех же содеян рождает смерть» (Иак. 1:13-15).

    Вот причина всех наших зол и погибели нашей! Она заключается в том, чтобы немедленно и тотчас подчиниться, по подобию скотов, восстающим на нас бесплотным, плотским и душевным похотям и страстям и не желать проти­виться им, удерживать и обуздывать их данною нам свыше разумною силою, как и божественный Максим Исповедник премудро и благочестно учит, говоря при­близительно так: это есть не что иное, как только не­брежение об умном по естеству делании; поэтому те, которые прилежно всегда упражняются в этом делании, делают всегда доброе, а злое никогда не делают.

    Если и ты хочешь избавиться зла, отвергни небрежение, а с ним отгонишь и все злое, которое заключается в соблазнительном предложении мысли, которому последуют неподобные дела. В чем же заключается естественное делание нашего ума, ясно учит тот же, говоря: естест­венное же делание нашего ума состоит в том, чтобы присущая нам словесная часть души находилась в повиновении слову Божию и чтобы она держала в повиновении бессловесную часть души.

    Пусть этот порядок сохраняется во всем, и тогда в тварях не найдется никакого зла и никакой силы для привлечения ко злу. Что мы не по принуждению, ни сочетанием некоторых звезд и зодиаков влечемся к делам добрым или злым, и не колесом счастья становимся славными или бесчестными,-ясно учит тот же самый премудрейший отец и учитель, говоря: ум наш находится посреди некоторых двух, из коих каждый производит на него свое действие: один-добродетели, а другой-поро­ка; это-ангел и бес.

    Ум же наш имеет власть и силу последовать или воспротивиться, кому хочет. Святые силы всегда привлекают нас к доброму, естест­венные же наклонности и доброе произволение помогают нам в этом; бесовские же нападения производят в нас страсти и лукавое произволение. Три имеем мы побуждения к добру: естественную наклонность, святые силы и доброе произволение. Три также существуют по­буждения к злу: страсти, бесы и злое произволение.

       Итак, услышав и будучи достаточно и правильно научены боговдохновенными нашими отцами и учителями, что мы сами властны в своих помыслах и делах, и что на добрые дела мы поощряемся невидимо ангелом Божиим и им сохраняемся; к лукавым же и беззаконным поступкам влечемся лукавым демоном, по причине великого нашего безумия и пренебрежения к заповедям Божиим, и что Господь убожит и богатит, смиряет и возвышает, низводит во ад и возводит оттуда, восставляет от земли убога, и от гноища возвышает нища, – отстанем уже, прошу, от прелести египтян и халдеев, которые хульно утверждают, что звездами и колесом счастья, а не Промыслом Божиим и его неизреченными судьбами совершаются все наши дела и помышления.

    Они изначала были служителями и учениками лукавых бесов. Поэтому они достойно сво­их учителей и мудрствуют и говорят, усиливаясь от­влечь благочестивых от веры в Бога, от любви, на­дежды и страха Божия, которыми и чрез которых сла­вится и восхваляется Создатель всех и Господь, когда благочестно и православно верующие люди и служащие Ему спасаются, лжеучитель же диавол, этот безбожный и богомерзкий законоположник халдеев и еллинов, который всяким способом старается всегда обманом звездочетства отвлечь благочестивых от веры в Бога и любви,-посрамляется, оплевывается и предается край­нему бесчестию. Благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, мы – христиане, и потому должны держаться преданий божественных учеников Его и прочих боговдохновенных отец наших и вселенских учителей, по ним мудрствовать, их изучать и любить.

    «Аще воскреснусте со Христом, – говорит божественный Апо­стол, – вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога седя: горняя мудрствуйте, а не земная». (Кол. 3:1-2). Лжи­вое, нечестивое учение звездочетцев и предсказателей судьбы человека по дням рождения не свыше и не от благодати Святого Утешителя открыто халдеям, еллинам и египтянам, но самими лукавыми и человеконенавистными бесами, на погибель верующим им. Учение же божественных пророков и апостолов и вселенских учителей открыто Самим Святым Параклитом и пре­подано верным во спасение.

    Где найдешь ты, скажи мне, чтобы в этих писаниях было упомянуто слово – счастье, или говорилось о сочетании и разъединении планет и зодиаков, определяющих для одних благополучие и благоденствие, а для других – противное сему, для од­них-начальнические саны, а для других – рабство и последнее бесчестие? Отнюдь нигде не найдешь таких ложных пустословий.

    Напротив, в них проповедуется один Бог, как создатель, и владыка, и промыслитель, и правитель, и устроитель всех наших благих дел и помыслов; другого же, кроме Его, правителя и устрои­теля нашего мы не слышали и не встречали в святых писаниях и не приемлем, хотя бы и ангел с неба стал проповедовать и учить сему, хотя бы и все вме­сте мудрецы мира сего и исследователи стали это утвер­ждать.

    Мы не согласимся с ними, как истинные христиане и истинные последователи Божественного Парак­лита, который говорит чрез Исаию: «Аз есмь первый, и Аз есмь во веки. И рука Моя основа землю, и десница Моя утверди небо: призову я, и станут вкупе» (Ис. 48:12, 13).

    И опять: «Се Господь Саваоф отымет от Иерусилима и от Иудеи крепкого и крепкую, крепость хлеба и крепость воды, исполина, и крепкого, и человека ратника, и судию, и пророка, и смотреливаго, и старца, и пятьдесятоначальника, и дивного советника, и премудрого архитектона, и разумного послушателя. И поставлю юноши князи их, и ругатели господствовати будут ими» (Ис. 3:1-4).

    Вот этим мы ясно научаемся, что не от звезд и зодиаков, но свыше, то есть, от Самого «Отца светов» нисходит «всякое даяние благо и всяк дар совершен» (Иак.1:17) на род человеческий, пока люди благочестно и благоразумно, с преподобием и правдою служат Выш­нему Владыке, исполняя святые Его заповеди и повеления.

    Когда же они преступают и попирают святые Его заповеди и повеления, то все вышесказанные блага отъемлются от них, как опять тот же пророк говорит: «Восплакася земля,.. восплакашася высоции земли.

    Земля бо беззаконие сотвори живущих ради на ней, понеже преступиша закон, и измениша заповеди, разрушиша завет вечный. Сего ради проклятие пояст землю, яко согрешиша живущии на ней: сего ради убози будут живущии на земли, и останется человеком мало» (Ис. 24:4-6). Согласно этому пророчествует и блаженный Давид, говоря к Самому Создателю всех о некоторых людях, сильно беззаконновавших: «Обаче, – говорит, – за льщения. их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася.

    Како быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние востающего» (Пс. 72:18-19). А что звездочетское учение, утвер­ждающее, что сближением планет и зодиаков подается и благое и злое всем городам и в отдельности каж­дому человеку, есть явная ложь,-тот же божественный пророк Исаия велегласно так учит нас, пророчествуя египетскому царству окончательную погибель.

    Пророчество его таково: «Стани ныне, с волхвы твоими, и со многими чары твоими, имже научилося еси из юности твоея, аще возмогут ти помощи. Утрудилося вси в советех твоих: да станут ныне и спасут тя звездочетцы небесе, смотряющии звезд, да возвестят ти, что имать на тя приити. Се еси яко хврастие огнем погорят, и не изимут души своея из пламене» (Ис. 47:12-14).

        Какое другое доказательство может быть достовер­нее этого свидетельства, что звездочетская прелесть впол­не ложна и богоненавистна и не может спасти внимающих ей, так как все упражняющиеся в ней и любители ее, как хворост, будут мучиться огнем вечным и не возмогут избавить душ своих из пламе­ни. Не будем же напрасно от глухих и бесчувственных и неразумных предметов искать помощи и предуведения того, что усоветовал Создатель и Владыка всех о каждом из нас. Это вполне неизвестно и не­ведомо никакому созданному естеству. «Кто бо уразуме, – говорит, – ум Господень, или кто советник Ему бысть?» (Ис. 40:13) То есть: никто!

    И если никто не знает будущего, кроме Творца всех, разве если Сам Он откроет какому-либо святому и благочестивому мужу, пророку Своему: то как мы несмысленно ищем бесноватых и лживых волхвов и наблюдателей движения звезд и птиц? Не прилично все это и чуждо православным христианам, которые каждый день говорят и хвалятся пред Богом: «к Тебе Господи воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век» (Пс. 24:1).

    Если мы го­ворим это с верою, молимся Ему, то каким образом опять прибегаем с упованием сердечным к богомерзким звездочетцам и различным волхвам и без ума сами себя проклинаем? Ибо присовокупляем мо­лясь тем же псалмом: «да постыдятся беззаконнующие вотще» (Пс.24:3).

    Кто же будут эти беззаконнующие, как не те в особенности, которые безумно отлучают себя от веры в Бога и надежды на общего всех Владыку и обра­щаются с платою, с большою второю и надеждою к общникам бесов, -разумею звездочетцев и волхвов, – желая от них узнать что-либо о себе? Если бы все это и не было нам строго воспрещено Священным Писанием, то и тогда не следовало бы нам этого искать, повинуясь божественному апостолу Павлу, который завещает нам говоря: «не хощу же вас общников быти бесом.

    Не можете чашу Господню пити и чашу бесовскую: не можете трапезе Господней причащатися и трапезе бесовстей» (1 Кор. 10:20, 21). Если же приносимые бесам жертвы он не велит вкушать, как скверные, то тем более воспретит нам ходить к волхвам и ворожеям, служителям бесов, тот кто изгнал из ра­быни в Филиппополе лукавого духа, который волхвовал еллинам, и запретил ему, хотя он и истину говорил об апостолах (Деян. 16:16-18).

    Так и нам следует, уподобляясь учителю, не только не желать предугадывания о том, что должно с нами совершиться, но и запрещать, чтобы не заниматься этим, а тех, кото­рые не исправляются, далеко отгонять от сожития с нами, как орудия лукавого демона и «сосуды совершены в погибель» (Рим. 9:22).

    Христианам православным свойственно гну­шаться этим всею душою и отвращаться, всю же на­дежду свою иметь на единого истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, и Его святые заповеди всегда со страхом Божиим и верою неуклонно исполнять и го­ворить с пророком: «Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои на совершение: и на высокая возводит мя, еже победити ми в песни Его» (Аввак. 3:19). Тому слава во веки. Аминь.

    Возражение против глав Самуила евреянина

    Главы Самуила евреянина переведены с латинского на русский язык Николаем Немчином. В этих главах значится, что Самуил жил спустя тысячу сорок лет после вознесения Христова.

    Так как Еврейское цар­ство после вознесения Христова окончательно уничтожено римлянами, и они рассеяны по всем странам, между тем некоторые из них оставили своим соплеменникам, евреям последующих родов, Писания, в которых сказано, что через тысячу лет они опять возвра­тятся в Иерусалим, и эти Писания были у них в уважении и питали в них надежду; когда же после их пленения прошло тысяча лет, то Самуил понял, что обстоятельства их не к возвращению клонятся, а сла­гаются к худшему.

    Обвинив самого себя и всех жидов, что не за простое какое-нибудь преступление они столько лет находятся в пленении, но за распятие Христа, – он собрал из пророческих книг главы о пришествии Христа во плоти и о призвании язычников и об отвержении ветхозаветной жертвы1.

    Глава
    1

       Тогда будете люди Божии и спасенные Им, когда, отступив от всякого вашего зловерия, упрямства и непокорства, воззовете Ему с верою и любовью вместе с людьми Божиими: «Благословен грядый во имя Господне... Бог Господь и явися нам» (Пс. 117:26-27), и начнете жить по Его заповедям, крестившись во имя Отца и Сына и Святого Духа, как написано: «Твой есмь аз, спаси мя», а за тем приводит причину: «яко оправданий Твоих взысках» (Пс. 118:94). Вы же отрицаетесь Его Божества, заявив пред Пилатом: «не имамы царя, токмо кесаря» (Иоан. 19:15), и опять: «кровь Его на нас и на чадех наших» (Мф. 27:25); и не принимаете Его оправданий, когда Он говорит: «иже веру имет и крестится, спасет будет, а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16:16). Как же ты говоришь: мы – Божии, в каком бы состоянии ни находились. Или не слышал ты Пророка, который го­ворит: «Отчуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу» (Пс. 57:4).

    Глава
    2

       Не Божии вы теперь, как мы показали, и надежда ваша не прочна, ибо написано: «пожрите жертву правды и» тогда «уповайте на Господа» (Пс. 4:6). Вы же, убив Его, стали Его врагами и убийцами, а не сынами, не друзьями и не людьми Его паствы. Как же вы на Него надеетесь? Суетно ваше упование и богомерзко.

    Глава
    3

       Если же вы находитесь под гневом Божиим, то, следовательно, вы Ему враги и мерзостны. Как же вы называете себя Его людьми, когда Писание гово­рит: «сынове чуждии солгаша Ему, сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих» (Пс. 17:45-46). Он вас признает и называет чужими: как же ты, Самуил, говоришь, что вы Ему свои?

    Глава
    4

       Если же, как утверждает слово истины, и как ты признаешь, отцы ваши и погрешили, и заблу­дились, не познав пришествия Христова, то, следовательно, и вы сами погрешили и заблудились с ними, а потому и погибли, по сказанному: «се удаляющии себе от Тебе, погибнут» (Пс. 72:27).

    Глава
    5

       И в ссылках своих на древних праведников говоришь ты неправду, Самуил: Моисей и прочие пророки ходили во всех заповедях, установлениях и оправданиях Божиих, живя праведно и целомудренно; они с верою несумненною и горячим желанием ожидали пришествия Христа – Мессии, уповали на Него и про­рочествовали о Нем.

    Вы же не только не ходите во всех заповедях Божиих, как они ходили, но и, противясь их пророчествам, убили Христа Бога, посланного к вам на избавление вас и всего рода человеческого.

    Если и они, как люди, в чем-либо когда погрешили по неведению и забвению, – помыслом ли, или каким-нибудь маловажным согрешением однажды, то немедленно исправлялись, а не пребывали в противлении заповедям Божиим, не валялись в сквернах плотских и беззаконных услаждениях, как вы и мы. Итак, солгал ты и хулу нанес на тех праведников.

    Глава
    6

       И следующее слово твое, Самуил, пред­ставляется мне некрасивым, чтобы не сказать, безумным. Если ты истинно уверовал, что Христос есть тот Мессия, о Котором все пророки так удивительно писали, то зачем ты с сожалением говоришь: «О, если бы мы, когда убили Его, вычеркнули бы из книги Исаии предсказание о сем!»

    Приличнее было бы тебе сказать: «О, если бы мы тогда послушались пророка и покаялись бы пред Богом, то не убили бы великого Пророка и не были бы отринуты Богом».

    К тому же, если бы вы и изгладили из книги Исаии предсказание о сем, то и тогда не могли бы уничтожить Божественную славу Христову: ибо написано пророком Аввакумом: «покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Аввак. 3:3); и опять: «яже Бог совеща, кто разорит; и руку Его высо­кую кто отвратит?» (Ис. 14:27).

    Глава
    7

       Не приравнивай, господин Самуил, Христово вознесение преложению Еноха и взятию «яко на небо» Илии огненною колесницею и огненными конями (4 Цар. 2:1). Они были только святые и праведные люди, и потому один был преложен, вероятно, ангелом, а не сам собою, и не воздухом, а другому были посланы огненная колесница и кони. И Писание не говорит, что Енох был прело­жен на небо; это ты говоришь.

    Также и Илия взят был не на небо, но «яко на небо», говорит Писание. Христос же, будучи Богом во плоти, Создателем всего и Господом Еноха, и Илии, и Моисея, не воздушною легкостию, но Божественною силою взошел на самое небо, а не «яко на небо», как Илия: облак светлый чудесно привел Он от небытия в бытие, который, по повествованию Луки, не просто подъял Его, но «от очию учеников» Его, – и это не потому, чтобы Он нуждался в помощи облака для Своего восхождения – да не будет у нас такого хульного мудрования! – ибо Он все носит и держит в Своей руке, но этим Он только исполнил древнее пророче­ство, которое говорит о Самом Создателе: «простираяй небо яко кожу, покрываяй водами превыспренняя Своя, пола­гаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню» (Пс. 103:2-3), как и в другом месте говорит: «и взыде на херувимы, и лете, лете на крилу ветреню» (Пс. 17:11).

    А что ты говоришь, будто и Мафусал взят на небо во плоти, также и Моисей, – этого в Священном Писании нигде не видно, а говорится, что Мафусал прожил столько то и столько лет, и умер, а не сказано: прело­жен или взят был на небо.

    И о Моисее не говорится, что он взошел на небо, но что умер и погребен был, очевидно, Архангелом Михаилом, который препирался с диаволом «о Моисеове телеси» и запретил диаволу, сказав ему: «да запретит тебе Господь» (Иуд. 1:9), и таким образом, когда диавол отступил, погребено было тело Моисеево на той горе, или в другом месте, – одному Богу известно,

    Писание же этого не объяснило. Это я го­ворю относительно времени до пришествия Мессии, то есть до Христова воплощения, распятия и сошествия во ад; ибо когда Христос сошел туда всесвятою своею душею, то не только Мафусала и Моисея, но и всех, вообще, от века праведников исхитил из ада, вывел их из тьмы и сени смертной и ввел в древний божественный рай и теперь они находятся с Царем и Спасителем своим и в раю, и на небе, как сказано: «идеже будет труп, тамо соберутся и орли» (Мф. 24:28).

        А что ты говоришь о прохождении сынов израилевых, что вода несла их тела, то это говоришь не согласно со Свяшенным Писанием, ибо Писание ясно говорит так: «огустеша яко стена воды, огустеша и волны посреде моря» (Исх. 15:8). Из этого ясно видно, что среди этих двух водных стен образовался для них сухой путь силою Бога, водившего их, как и выше говорится: «сынове же израилевы проидоша по суху посреде моря: вода же им стена бысть одесную, и стена ошуюю» (Исх. 14:29), а не говорит, что прошли, носимые водою, как ты утверждаешь.

    И что также ты говоришь, будто огонь, сошедший с неба (при Илии), вознес тела волов и скотов на небо, то и это явное вранье и произведение детского ума, ибо ты гово­ришь это не по Писанию.

    В Писании ясно сказано, что огонь тот, сошедший с неба, все, вообще, сжег, пожрал и испепелил: и мяса, и дрова, и воду, и камни, и са­мую землю, а не говорит, что одно сжег, а тела волов и скотов вознес в высоту. Не прилично, добрейший Самуил, помимо Писания что-нибудь говорить или рассуждать: «да не приложиши, – сказал Господь Моисею, – к сему, ни отымеши от него» (Второз. 12:32).

    Глава
    8

        Пока вы не исповедуете Христа истинным Богом и не отступаете от своего неверия, не приятны Богу ни молитва ваша, ни пост, ни жертвы, ни обрезание, ни субботы: все это «ненавидит душа Моя», сказал Он чрез пророка Исаию (Ис.1:14).

    И хотя бы вы бесчисленные надежды имели на Него и прибегали к Нему, – все это напрасно и бесполезно для вас: вы состоите под гневом Божиим, как ясно сказано в пророчестве: «да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе. Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего» (Пс. 20:9-10).

    По какой причине? «Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, их же не воз­могут составити. Яко положиши я хребет», то есть, Ты победишь их и обратишь в бегство, «во избытцех» их, то есть, в тех, которые останутся в том же неверии и ожесточении, «уготовиши лице» Свое, то есть, гнев Твой (Пс. 20:12-13). Итак, напрасно хвалишься и часто по­вторяешь: «Все таки мы Божии и к Нему прибегаем».

    «Горе от ума»
    (Как опасно быть на Руси учёным)

    3 фев­ра­ля (21 ян­ва­ря по ст. ст.), – па­мять пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Гре­ка (род. око­ло 1470 – 12.XII.1555), од­но­го из об­ра­зо­ванней­ших лю­дей сво­е­го вре­ме­ни, зна­ме­ни­то­го де­я­те­ля рус­ско­го Про­све­ще­ния XVI сто­ле­тия, по­пла­тив­ше­го­ся за свою ев­ро­пей­скую уче­ность и че­ло­ве­че­скую по­ря­доч­ность мно­го­лет­ним за­то­че­ни­ем в мо­на­стыр­ской тем­ни­це.

    Ми­ха­ил Три­во­лис – та­ко­во свет­ское имя Мак­си­ма Гре­ка – ро­дил­ся в Ар­те в ари­сто­кра­ти­че­ской гре­че­ской се­мье Три­во­ли­сов. В 1490–1491 го­дах он бал­ло­ти­ро­вал­ся (неудач­но) в со­став со­ве­та ост­ро­ва Кор­фу, а через год на­пра­вил­ся в Ита­лию, где по­лу­чил бле­стя­щее уни­вер­си­тет­ское об­ра­зо­ва­ние. По­на­ча­лу он обос­но­вал­ся во Фло­рен­ции, где по­зна­ко­мил­ся с Ан­дже­ло По­ли­ци­а­но, Мар­си­лио Фичи­но и дру­ги­ми про­слав­лен­ны­ми ита­льян­ски­ми гу­ма­ни­ста­ми эпо­хи Воз­рож­де­ния.

    Он так­же учил­ся у из­вест­но­го гу­ма­ни­ста Иоан­на Лас­ка­ри­са; по­бы­вал в Бо­ло­нье, Па­дуе, Ми­лане, Ве­не­ции. Но са­мым силь­ным впе­чат­ле­ни­ем ста­ли для него про­по­ве­ди Джи­ро­ла­мо Са­во­на­ро­лы, ги­бель ко­то­ро­го в 1498 го­ду Мак­сим Грек опи­сал, уже на­хо­дясь в Мос­ко­вии («По­весть страш­на и до­сто­па­мят­на и о со­вер­шен­ном ино­че­ском жи­тель­стве»).

    Оче­вид­но, под вли­я­ни­ем Са­во­на­ро­лы он ре­шил по­стричь­ся в до­ми­ни­кан­ском мо­на­сты­ре Сан Мар­ко, но про­был там недол­го (1502–1504).

    Вы­уче­ник ита­льян­ских гу­ма­ни­стов пе­ре­ехал на Афон и по­стриг­ся в Ва­то­пед­ском мо­на­сты­ре в мо­на­хи с име­нем Мак­сим. В жиз­ни Ми­ха­и­ла-Мак­си­ма про­изо­шел пе­ре­лом: он от­рёк­ся от сво­их преж­них увле­че­ний, чтобы пол­но­стью со­сре­до­то­чить­ся на бо­го­сло­вии, хо­тя от­зву­ки куль­ту­ры Ре­нес­сан­са бу­дут зву­чать во мно­гих его позд­ней­ших ра­бо­тах.

    Но спо­кой­ная жизнь про­дол­жа­лась недол­го: в 1516 г. по за­про­су ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия III Мак­сим Грек при­е­хал в Моск­ву для пе­ре­во­да Тол­ко­вой Псал­ти­ри. Ко­гда ра­бо­та бы­ла за­кон­че­на (ви­ди­мо, в 1522 г.), то уче­но­го стар­ца, несмот­ря на его спе­ци­аль­ное про­ше­ние, не от­пу­сти­ли об­рат­но на Свя­тую Го­ру, но оста­ви­ли в Москве для пе­ре­во­да и ис­прав­ле­ния дру­гих книг.

    Бы­ли и иные мо­ти­вы, о ко­то­рых Мак­си­му в по­ры­ве от­кро­вен­но­сти по­ве­дал его мос­ков­ский зна­ко­мый Бер­сень Бекле­ми­шев: «При­шол еси сю­да, а че­ло­век еси ра­зум­ной, и ты здесь уве­дал на­ше доб­рая и ли­хая, и те­бе, там при­шод, все ска­зы­ва­ти»! В 1525 го­ду мос­ков­ские цер­ков­ные и свет­ские вла­сти неспра­вед­ли­во об­ви­ни­ли Мак­си­ма Гре­ка в ере­си и за­то­чи­ли в тем­ни­цу Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря, до­ба­вив так­же об­ви­не­ние в шпи­о­на­же в поль­зу Тур­ции. (Это нам хо­ро­шо зна­ко­мо по но­вей­шей ис­то­рии!)

    В 1531 го­ду по­сле­до­ва­ли но­вые об­ви­не­ния, в част­но­сти, в «пор­че» бо­го­слу­жеб­ных книг. Про­ис­шед­шее бы­ло по­чти неиз­беж­но при низ­ком куль­тур­ном уровне боль­шин­ства окру­жав­ших Мак­си­ма Гре­ка лю­дей.

    Мно­гие ему за­ви­до­ва­ли и нена­ви­де­ли за об­ли­че­ния. Немно­го­чис­лен­ные сто­рон­ни­ки учё­но­го мо­на­ха-гу­ма­ни­ста, яв­но опе­ре­жав­ше­го своё вре­мя, бы­ли не в со­сто­я­нии за­щи­тить его. Лишь в 1551 г. (или несколь­ко ра­нее, в 1547–1548 г.) с него сня­ли цер­ков­ное за­пре­ще­ние и пе­ре­ве­ли в под­мос­ков­ный Тро­и­це-Сер­ги­ев мо­на­стырь (позд­нее – лав­ра), где он умер, ско­рее все­го, в де­каб­ре 1555 го­да и где по­ко­ят­ся его мо­щи (об­ре­те­ны в 1996 г.). (Тра­ди­ци­он­ная да­та па­мя­ти Мак­си­ма Гре­ка, 21 ян­ва­ря 1556 го­да по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю, при­уро­че­на ко дню па­мя­ти его небес­но­го па­тро­на – св. Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка).

    Пре­по­доб­ный Мак­сим Грек стал жерт­вой сво­ей уче­но­сти и мо­раль­ной по­ря­доч­но­сти. В Рос­сии ум­ных лю­дей при необ­хо­ди­мо­сти уме­ло ис­поль­зу­ют, но об­ра­ща­ют­ся с ни­ми со­всем не по-люд­ски. По­тре­бо­ва­лось «все­го лишь» че­ты­ре с по­ло­ви­ной сто­ле­тия, чтобы Рус­ская Цер­ковь воз­да­ла ему долж­ное, при­чис­лив к ли­ку свя­тых. Что ж, как ска­зал рус­ский по­эт, «лю­бить мы уме­ем толь­ко мёрт­вых». Не так дав­но учё­ный грек стал ге­ро­ем ху­до­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния – ро­ма­на Ми­цо­са Алек­сан­дро­пу­ло­са «Сце­ны из жиз­ни Мак­си­ма Гре­ка» (М., 1980).

    Ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие Мак­си­ма Гре­ка весь­ма мно­го­гран­но и на­счи­ты­ва­ет бо­лее трех­сот на­име­но­ва­ний книг. Мно­гие ра­бо­ты до сих пор не опуб­ли­ко­ва­ны и ждут сво­е­го ча­са. По сло­вам Алек­сандра Пы­пи­на, од­но­го из ис­сле­до­ва­те­лей его твор­че­ства, Мак­сим Грек явил­ся в ис­то­рии древ­не­рус­ско­го об­ра­зо­ва­ния «пер­вым по­сред­ству­ю­щим зве­ном, ко­то­рое со­еди­ни­ло ста­рую рус­скую пись­мен­ность с за­пад­ной на­уч­ной шко­лой».

    Юрий Ру­бан,
    кан­д. ис­т. на­ук, кан­д. бо­го­сло­вия

    Тропарь Максиму Греку, глас 8:

    Зарею Духа облистаемь, / витийствующих богомудренно сподобился еси разу­мения, / неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просве­щая, / пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, / отонудуже ревности ради Всевидящаго / отечества чужд и странен, Российския стра­ны был еси пресельник, / страдания тем­ниц и заточения от самодержавнаго пре­терпев, / десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. / И о нас ходатай буди непреложен, / чтущих любовию святую память твою.

    Кондак преподобному Максиму Греку, глас 8:

    Богодухновенным Писанием и богословия проповеданием/ неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате,/ паче же, в Православии исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси,/ якоже свирель богогласная, услаждая слышащих разумы,/ непрестанно веселиши, Максиме досточудне,/ сего ради молим Тя:/ моли Христа Бога грехов оставление низпослати// верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.

    О Упокоении Р.Б. Александра и Зинаиды

    Примечание

    1   Но в тоже время в этих главах Самуил утверждает, что евреи, в каком бы ни находились состоянии, все таки продолжают оставаться народом Божиим. Против этого и против других заблуждений Самуила и возражают настоящие главы. Прим. перев.

    Ли­те­ра­ту­ра

    Бу­ла­нин Д. М. Мак­сим Грек // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Древ­ней Ру­си. Вып. 2 (вто­рая пол. XIV–XVI в.). Часть 2. Л., 1989. С. 89–98 (со­дер­жит по­дроб­ную биб­лио­гра­фию).

    фото

    Источник — https://azbyka.ru/

    Просмотров: 85 | Добавил: providenie | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 143

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году