Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2017 » Январь » 18 » • Должно ли быть рассуждение в милостыне? •
05:12
• Должно ли быть рассуждение в милостыне? •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Ответы пастырей
  • Подаяние милостыни
  • Рассуждение должно быть
  • Не осуждай просящего
  • В трудной ситуации
  • Граница ответственности
  • Пожертвовали деньги - слава Богу!
  • Дающий не судится
  • Если перед вами выбор
  • Дары всегда приемлемы Богом
  • Помочь проекту "Провидѣніе"
  • Ответы пастырей

    Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, и творить милостыню заповедал нам Господь. Но как быть, если с протянутой рукой стоит явный пьяница, собирая деньги не на еду, а на бутылку «огненного зелья», и, следовательно, наша милостыня пойдет на дело греховное?

    И надо ли подавать «нищим», для которых попрошайничество стало профессией? Должно ли быть рассуждение в милостыне, или творить ее надо не раздумывая, во исполнение слов Спасителя: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42)? И вообще есть ли какие-то «правила», кому и как благотворить? Отвечают пастыри Русской Церкви. Святитель Василий Великий: «Кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу»

    Подаяние милостыни

    – Подаяние милостыни – не то же самое, что безрассудная расточительность. «Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века» (Пс. 111: 9), – взывает Псалмопевец. Значит, та милостыня вечно ценна, которая сотворена для убогих. Убогими же разумеем тех, для кого Бог по жизни есть и упование, и цель.

    Это те, кто крайне нуждается в необходимом для поддержания жизни, а потому далек от земных утешений. И еще – слуги Божии, самозабвенно творящие Его святое дело на земле. И тех, и других сегодня надо еще поискать…

    Игумен Лука (Степанов)

    Рассуждение должно быть во всем

    – Рассуждение должно быть во всем. На то оно и рассуждение, чтобы его почаще использовать. Мы все понимаем, что милостыня бывает разной. Уже в раннее время есть предостережение, что милостыня должна быть после того, как ты крепко подумал о ее необходимости и правильности в данный момент.

    Ранний христианский памятник «Дидахе» говорит: «…[милостыня] да запотеет в руке твоей, пока узнаешь, кому дать».

    Также известны слова святителя Василия Великого: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою».

    Святитель Филарет Московский говорит еще более конкретно: «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души». Поэтому благотворить – хорошее дело, если с умом.

    Не надо забывать и то, что благотворительность – это не только деньги, это может быть и одежда, продукты, даже личное время. И порой видно, что псевдонуждающиеся хотят именно денежной помощи, и если им предложить иное – они от этого радости не испытывают.

    Иеромонах Иларион (Резниченко)

    Купи нищему хлеба – и так исполни заповедь, но исполни!

    Не осуждай просящего!

    Вспомни: когда Господь подает тебе просимое, ты тоже не всегда употребляешь это только на полезное

    – Есть евангельское слово, которое без всяких условий гласит: «Просящему у тебя дай». Не сказано, сколько дай, но – «просящему у тебя дай». Если ты видишь человека, который около храма стоит и собирает деньги на то, чтобы выпить, потом подраться и всякие бесчинства творить, ты можешь сказать ему: «Я могу дать тебе на хлеб, на еду, но не на выпивку».

    И бывало, батюшки доходили с таким человеком до магазина и покупали молоко, хлеб и то, что необходимо было действительно голодному человеку. А в 1990-х годах, помню, в воротах Троице-Сергиевой Лавры стояли такие нищие, которые, глядя на тебя наглыми глазами, говорили: «Меньше 100 рублей не принимаю».

    Но, опять-таки, кто мы, чтобы различать, кому нужно давать, а кому нельзя? Есть такой выход: дать этому нищему небольшую денежку, совсем небольшую, чтобы он действительно мог каким-то образом просуществовать на эту денежку, а не напиваться до бесчувствия.

    В «Учении двенадцати апостолов» говорится: нужно, чтобы монета твоя запотела в твоей руке, чтобы понять, кому ее можно давать. Но все равно можно допустить ошибку. Праведный Иоанн Кронштадтский, глядя на хорошо одетого господина, в хорошей одежде, чуть ли не с цилиндром на голове, давал ему много денег, ибо он ощущал и знал, что человек на краю гибели и, может быть, даже самоубийства.

    Мы не имеем такой благодати. Поэтому все-таки нужно выполнять основное правило Священного Писания: «Просящему у тебя дай». И помнить всегда, что, когда ты просишь, Господь тебе подает, и ты не всегда употребляешь это на только полезное, но бывает так, что и не на полезное. Поэтому нечего тебе осуждать и другого человека, своего ближнего. Подай денежку и успокойся – выполни евангельское слово.

    Протоиерей Сергий Правдолюбов

    Заповедь о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов

    В трудной ситуации

    Старец Амвросий Оптинский: если стоит выбор – помочь конкретному нищему или приюту, помоги приюту: там поддержат многих, а не одного

    – Должно ли быть рассуждение в милостыне? – Да, конечно, должно. Но сама заповедь милования говорит именно о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов.

    Люди, которые на протяжении года-трех-пяти на одном и том же месте собирают на «билеты в Архангельск», или те, кто с несчастными одурманенными детьми ходят по вагонам метро, рассказывая о «тяжелых онкологических заболеваниях» этих детей и о деньгах на их дорогое лечение (сейчас, правда, такого стало поменьше, а несколько лет назад было очень распространенным явлением), – это как раз «профессионалы».

    Но по пути домой или в городе мы часто видим людей, которые действительно нуждаются в помощи. Бабушка с веточками укропа стоит, торгуя этим укропом, не от хорошей жизни. И даже если предположить, что этот район вокруг метро контролируется мафией и самой бабушке останется от того, что вы ей заплатите, 10 или 15 процентов, можно ей пожертвовать, даже понимая, сколь малая сумма достанется именной ей. Я уже не говорю обо всех тех ситуациях, когда речь идет о людях, которые вам знакомы.

    С другой стороны, можно вспомнить и ответ преподобного Амвросия Оптинского на вопрос: что лучше – помочь конкретному нищему или помочь приюту для девиц, оказавшихся в трудной ситуации? Старец отвечал так: лучше помочь приюту для девиц, потому что это учреждение поддержит не одного человека, а многих.

    Поэтому если стоит выбор: по чуть-чуть разным лицам или какую-то более весомую сумму систематически работающим благотворительным фонду или организации или даже отдельному человеку, который, как мы знаем, занимается помощью нуждающимся, то лучше перечислить средства им.

    Помню, когда я был настоятелем храма великомученицы Татианы, к нам часто обращались люди за билетами в разные концы нашей родины. И тогда мы, рассудив и набравшись некоторого опыта, стали делать так: говорили, что купим билет (потом стало понятно, что это лучше всего делать электронным способом), наш сотрудник отдаст его проводнику, и таким образом мы человека отправим туда, куда он хочет поехать.

    И выяснилось, что примерно 5% обращавшихся действительно имели нужду в такой помощи: они оказались в трудной ситуации, и это их выручало. А 90–95% по получении информации о том, как им эта помощь будет оказана, отказывались от нее. Но ради этих 5–10% стоило это дело затевать.

    Протоиерей Максим Козлов

    Важно понимать, кому надо помочь в первую очередь

    Граница ответственности

    – Отцы заповедали нам, что милостыня должна запотеть в руке. Нельзя заниматься благотворением бездумно.

    При этом очень важно, чтобы мы выстраивали правильную иерархию ценностей: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Сказано в Писании: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10), то есть прежде всего – своим по вере.

    С другой стороны, каждый человек имеет границы ответственности, очерченные рукою Бога. Они тоже подсказывают нам правильную иерархию: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью.

    Граница ответственности, очерченная рукой Бога для каждого человека, – это, прежде всего, его семья. Сказано: «Кто… о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Это – его народ. Сказано: «И разделил Господь языки».

    Это – те люди, которые принадлежат к его религиозной традиции, то есть наши братья и сестры по вере. И когда мы выстраиваем отношения с людьми в благотворении, исходя из правильной иерархии предпочтений, это очень разумно.

    Протоиерей Олег Стеняев

    Если человек хочет денег и не хочет трудиться, то деньги ему на пользу не пойдут

    Пожертвовали деньги – слава Богу!

    – Как хотелось бы просто подать милостыню и спокойно, с мирным сердцем идти дальше. Но, к сожалению, в жизни не всё бывает так просто. Иногда веришь тому, что тебе на улице говорят, даешь деньги, а потом вдруг оказывается, что тебя просто-напросто обманули.

    Иногда замечаешь, что у встречающихся на улице нищих, сколько им ни подают, всё уходит словно в трубу. Ряд жизненных опытов невольно приводит к мысли, что в милостыне должно быть рассуждение.

    Вот, например, святой Иоанн Кронштадтский, который сам ничего не жалел для нищих людей, пришел к выводу, что подаяние деньгами зачастую лишает людей стимула трудиться, способствует порокам, в частности винопитию. Поэтому он нашел один очень практичный выход – организовал дом трудолюбия, где опустившиеся на дно люди учились зарабатывать себе на жизнь.

    Кстати, в наше время в Москве есть подобная сеть домов под названием «Ной». И вот тут вдруг оказалось, что многие нищие предпочитают попрошайничать, нежели выполнять посильный труд, получать средства к жизни и иметь крышу над головой.

    Отец Иоанн Кронштадтский нашел очень практичный выход – организовал дом трудолюбия для несчастных

    Если человек хочет денег и не хочет трудиться, то деньги ему точно на пользу не пойдут. Это своеобразный эгоизм: «Дайте мне денег, потому что вы обязаны их дать», но, как правило, такой человек сам очень бесчувствен к окружающим. Мне вспоминается из Пролога история о каменосечце Евлогии, простом работяге, трудившемся на каменоломне.

    Пока он пребывал в непосильных трудах, то отличался чуткой душой, делил свой заработок с бедными. И вот как-то о нем узнал некий старец, который подумал: «Если бы Евлогий был богат, сколько бы он сделал добра!» Старец умолил Бога, и на следующий уже день Евлогий нашел в скале пещеру, наполненную золотом.

    Каково же было удивление старца, когда он увидел теперь перед собой необычайно скупого, бессердечного и жестокого человека, думающего лишь о себе. Только после долгого времени, потеряв в перипетиях судьбы всё богатство, Евлогий вновь стал милостивым к ближним.

    Человеку нужен труд, а не обилие денег, иначе он станет хуже животного. Другое дело, что, действительно, есть люди, оставшиеся совершенно одни, потерявшие трудоспособность, – инвалиды или очень пожилые люди. Им, конечно же, надо помочь всем, чем возможно.

    Пожертвовали деньги – слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии Общий вывод, наверное, будет таким. Если человек просит денег, то подать можно столько, чтобы это позволило ему не умереть от голода в данный момент. Очень хорошо подавать не деньгами, которые неизвестно куда пойдут, а продуктами, потому что кушать надо всем, и обманщикам тоже.

    Лучше всего постараться заметить людей, которые действительно очень нуждаются; как правило, такие люди всегда есть где-то рядом, но стесняются просить. Вот им надо помогать обязательно.

    Доверять же на улице рассказам об украденном кошельке или умирающем родственнике, которому не хватает вот именно ваших денег на операцию, вряд ли возможно, хотя, конечно, бывает всякое.

    Но если вы дали денег, не жалейте об этом, не пережевывайте в мыслях, что там и как с вашими деньгами будет. Пожертвовали деньги – слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии. Господь принимает вашу милостыню, и это самое главное.

    Священник Валерий Духанин

    Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» – провал в духовной жизни

    Дающий не судится

    – Да, однозначно: рассуждение в милостыне должно быть. Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» – провал в духовной жизни. На это могут возразить, что Христос сказал: «Просящему у тебя дай». Но ведь Бог не лишил нас разума!

    Он не требует, чтобы мы дали просящему убийце нож или наркоману дозу! Точно так же Он не требует, чтобы мы неправильной или неосторожной милостыней ввели человека в грех (дали алкоголику на бутылку) или закабалили человека (об эксплуатации преступными синдикатами людей, выдаваемых за нищих или калек, почитайте статьи в прессе).

    И святые отцы учат нас духовному рассуждению. Святитель Иоанн Златоуст в своих письмах к диакониссе Олимпиаде напоминает ей: богатство вручено ей в руки Богом, и она не имеет права раздавать Божие бездумно.

    Поэтому, если вы сомневаетесь, дать ли просящему, – не давайте ему денег. Если он нищий – купите ему еды или лекарство. Даже если он откажется от них – вы сделали, что могли; если же примет – благодарение Богу!

    Священник Александр Сатомский

    Дающий не судится – горе берущему, если он берет не на дело

    Если перед вами выбор

    – Очень хороший вопрос. В «Учении двенадцати апостолов» представлены диаметрально противоположные подходы к милостыне – в то же время вполне христианские. В нем говорится следующее. Дающий не судится – горе берущему, если он берет не на дело.

    Тот, кто дает щедро и с любовью, причем, может быть, в руки недостойные, не только не судится, но и получает награду. С другой стороны, «да запотеет милостыня твоя в руке твоей, прежде чем ты узнаешь, на что даешь». И действительно, необходимо рассуждение.

    Мне часто приходилось сталкиваться со случаями, когда просили на какие-то мифические операции, говорили о чудовищных заболеваниях. Но как только я сообщал, что у меня есть связи в медицинских кругах и я могу вывести на врачей, которые это сделают бесплатно (а у меня кое-какие связи действительно есть), немедленно у просящих не оказывалось телефона, тут же рвались все контакты и эти люди тихо исчезали с горизонта.

    Стоит ли осуждать таких людей? Нет, ни в коем случае. Мне вспоминается пронзительное стихотворение, автора которого, к сожалению, я не знаю, но автор, я считаю, гениальный и это настоящий христианин:

    Вот женщина, шатаяся, идет.
    Толпа во след: «Шалава, что застыла?»
    Никто ее страданий не поймет:
    Она вчера ребенка схоронила.
    Вот бомж застыл в лохмотьях старых.
    Толпа свое: «Давай иди работай!»
    Им не понять: в глазах его усталых
    Слепая и тягчайшая дремота.
    Вот девушка, что вечно с телефоном.
    Толпа свое: «Очнись! Ума ни грамма».
    И всем плевать, что год с сердечным стоном
    Она всё ждет звонка пропавшей мамы.
    Что б подлостей подобных избежать,
    Не зная ситуаций, промолчите
    И прежде, чем кого-то осуждать,
    Возьмите его жизнью проживите.
    Я бы не стал осуждать тех людей, которые лукавят. Я бы просто не стал подавать, потому что часто милостыня пойдет не на дело. Гораздо охотнее я подам тому, кто честно скажет: «Помогите на выживание».

    Подавать милостыню инвалидам и детям, которых явно эксплуатируют их «хозяева», надо – для того, чтобы избавить их от побоев.

    Коснусь еще одной очень страшной стороны вопроса. Попрошайничество у нас только на первый взгляд выглядит стихийным. Оно великолепно организовано. Его контролирует цыганская мафия. У одного цыганского барона как-то взяли интервью. Он сидел за решеткой и охотно согласился поделиться информацией. Есть несколько разрядов нищих.

    Первый – это так называемые «мадонны», да простит меня Господь. Это женщины с детьми, дети не их, часто малыши напичканы транквилизаторами, чтобы не кричали и не беспокоили.

    Отцы этих детей бросили, денег на нормальную жизнь, да даже на выживание – не дают. Бывали жуткие случаи, когда эти дети просто умирали от голода. Второй разряд – инвалиды. Инвалиды не из РФ – у нас в стране ситуация под контролем, – а из Украины и Молдавии.

    Людей заманивают обещаниями, привозят сюда, отбирают документы, держат на каких-то квартирах, как скот в хлеву… Катают их с утра до вечера в их колясках, чтобы они собирали милостыню. Практически всё им поданное они отдают хозяевам, а сами существуют за прокорм, некоторые за дозу наркотиков или за алкоголь. А если они мало приносят, то их еще и бьют, чтобы они жалостливей выглядели.

    Поэтому смысл подавать им всё же есть – для того, чтобы избавить их от побоев. Но если вы имеете серьезную легальную возможность через связи с некоррумпированными соответствующими органами разрулить эту ситуацию, чтобы арестовать тех, кто «пасет» этих несчастных, и поместить просящих милостыню в нормальные условия, то надо совершить именно это, а не питать преступность. Но в наших условиях такое остается мечтой, потому что у нас, как в пограничной полосе, неписаный закон: «Мы знаем все, мы знаем все: кто ты, кто я, кто он…»

    Всем всё известно, все всё знают, все в курсе и ничего не делают, потому что с этого живут. Так что в таких ситуациях пусть каждый полагается на свою совесть и понимание того положения, в котором находится каждый конкретный человек. Можно подавать продуктами. Вряд ли мафиози польстятся на ваш банан или булку.

    По поводу афганцев-ветеранов, которые якобы просят. Понятно, что это все «липа», потому что афганцы имеют немалые льготы – это во-первых, а во-вторых – это настоящее боевое братство, люди, которые друг друга не бросают. Вы в данном случае имеете дело с маскарадом, который не стоит осуждать, но и не стоит в нем участвовать.

    На мой взгляд, надо подавать тем, кто не просит у вас: вашим соседям, бедным старушкам и друзьям, нищим студентам, многодетным мамам… – и подавать щедро. Подавать тем, кто никогда не встанет на паперть – из чувства достоинства, из воли к жизни и из элементарного трудолюбия.

    Подавайте, повторюсь, щедро – не копеечкой, не рублем, а сотнями и тысячами, если, конечно, они у вас есть. Если вы ситуацию знаете досконально и знаете, что этот человек нуждается в помощи. Можете это делать анонимно через почтовые переводы, если не хотите славы. Если же хотите это сделать гарантированно, то подавайте из рук в руки, а потом забывайте об этом.

    Давайте тем, кто об этом не просит, – и давайте щедро!

    Давайте щедро! На собственном опыте убеждался, что Господь за доброхотную и серьезную милостыню вознаграждает пятикратно и десятикратно. И еще раз скажу: подавайте тем, кто об этом не просит.

    И еще один момент. Понятно, что мы любим благолепие храмов, что это вещи хорошие, благие. Но ресурсы всё-таки у нас ограничены. Если перед вами стоит выбор: отдать деньги в богатый столичный храм или послать деревенскому батюшке – не поленитесь, пошлите батюшке.

    Если перед вами выбор: подать на ту церковь, на которую так или иначе всё равно подадут и без доходов она не останется, или помочь конкретному человеку – помогите конкретному человеку, потому что в очах Господа это не менее ценно, ибо все мы являемся храмами Божиими и образом Божием на земле.

    Диакон Владимир Василик
    Подготовил послушник Никита (Попов)

    О том, каким образом святые Дары всегда бывают приемлемы Богом

    По мнению некоторых «ревностных не по разуму» (Рим 10, 2) совершение таинств все же зависит от благодатности совершителя, так что по их мнению не Христос и не Святой Дух, но человек силою своей харизмы и сверхправильности становится соврешителем таинств.

    В Церкви Православной наоборот свяшенник есть только инструмент Бога, что подчеркивал архиеп. Евгений Вулгарис (см. Его-же, Κριτικαί επιστάσεις. Επί των υπομνηματικών παρεκβολών του σοφολογιωτάτου εν Ιεροδιακόνοις Νεοφύτου των εις το τέταρτον της Γραμματικής Θεοδώρου του Γαζή. Βιέννη, 1806. σ. 278) ссылаясь на прав. Николая Кавасилу. Ниже привожу эти тексты.

    Святой праведный Николай Кавасила Хамаэт – (ок. 1320–1363/91)

    ИЗЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ, ОБРЯДОВ И СВЯЩЕННЫХ ОДЕЖД

    ГЛАВА 46. О ТОМ, КАКИМ ОБРАЗОМ СИИ ДАРЫ ВСЕГДА БЫВАЮТ ПРИЕМЛЕМЫ БОГОМ

    (...) Теперь по порядку и это рассмотрим. Что от сего Таинства освящаются все верные, это видно из сказанного; но всегда ли – это стоит исследовать. Так как это священнодействие есть приношение даров, а дары не всегда принимаются Богом, но иногда, по злобе приносящих, бывают и ненавистны и отвергаются, и есть много доказательств этого и у древних, и у живущих под благодатью, то исследуем, не случается ли иногда, что и эти Дары напрасно священнодействуются, потому что не освящаются по обетованию Таинства как дары, не угодные Богу, так как не всегда приносятся людьми добрыми, но иногда – и злыми.

    А что Бог отвращается и от этих даров, когда приносящий нечестив, видно из того, что так поступает Церковь. За кем она знает грехи смертные, тем не дозволяет приносить сих даров и, если они осмелятся [принести], не принимает и отгоняет их вместе с дарами. Но так как не всех таких хорошо знает Церковь, но многие неизвестны ей, и дары их приемлет Божественная Трапеза, то что нужно думать об этих дарах?

    Неужели Бог не приемлет их и они бывают чужды всякого освящения? Но если с этим согласиться, то становится неизвестным, когда дары бывают святы, так как свойства приносящих большей частью для нас сомнительны или совсем неизвестны; и в таком случае верные, сомневаясь и приступая к Таинствам без веры, по необходимости не получают от них никакой пользы. Что же нужно сказать на это?

    То, что приношение даров бывает двоякое: одно от того, кто от себя приносит их в руки священников, другое от Церкви – Богу.

    Первое приношение, когда приносящий порочен, суетно и не приносит никакой пользы приносящему, потому что он порочен, ибо приносимые дары не сами по себе мерзки пред Богом, так как всякое создание Божие хорошо.

    А второму приношению, бывающему от людей добрых, ради славы Божией и святых, ради спасения вселенной и ради всякого вообще справедливого прошения, ничто не препятствует быть благоприятным. Никакая скверна не переходит на Дары от рук того, кто в начале принес их, но они остаются чистыми и, быв возносимы людьми чистыми, и освящаются, и освящают приступающих.

    Ибо ни в чем неразумном или неодушевленном не может заключаться какая-либо нечистота греха; грех есть болезнь свободы, и одним лишь существам разумным свойственно оскверняться грехом.

    Что же? Если всегда чисты Дары, приносимые людьми порочными, то почему закон Церкви не принимает их? Для того, чтобы вразумить приносящих, дабы они знали, какой великий гнев Божий грозит им, если Господь отвращается и ненавидит и Свои создания, которые ни в чем не виновны, и, зная это, убоялись и исправили свою жизнь.

    Самые же Дары не подвергаются осуждению ни в каком недостатке, и потому ничто не препятствует, чтобы они были приняты и освящались, когда второе приношение совершается людьми добрыми.

    Но ведь не все, скажет кто-нибудь, приносящие священники – люди добрые, но некоторые страдают и болезнью крайней порочности, а это опять приводит нас к прежнему недоумению. Ибо когда случится, что те и другие приносители ненавистны Богу (а это случается), то откуда явится в Дарах возможность быть приятными и угодными Богу и святыми и освящающими?

    Ниоткуда. Напротив, тогда они подлинно неугодны. Во всяком же случае в них бывает сомнение, потому что мы не уверены в свойствах людей, которые их приносят и священнодействуют.

    Никто, говорит Писание, с несомненностью не знает того, что в человеке, кроме живущего в нем духа (1 Кор. 2, 11). Таким образом, неверия и сомнений касательно Таинства много, а уверенности – никакой; и причащение Святых Даров не принесет верным никакой пользы, потому что они причащаются без веры.

    ТАК, ПОЖАЛУЙ, СКАЖЕТ И БУДЕТ НЕДОУМЕВАТЬ ТОТ, КТО ДУМАЕТ, ЧТО САМ СВЯЩЕННИК ЕСТЬ ВЛАСТЕЛИН ПРИНОШЕНИЯ СИХ ДАРОВ. НО ЭТО НЕСПРАВЕДЛИВО; напротив, то, чем собственно совершается приношение их, это есть освящающая благодать, так как они тогда бывают принесены, когда освящены.

    А тот, КТО ВСЯКИЙ РАЗ СВЯЩЕННОДЕЙСТВУЕТ, ЕСТЬ СЛУЖИТЕЛЬ ЭТОЙ БЛАГОДАТИ. Ибо он ничего не привносит от себя и не может что-либо сделать или сказать по своему суду и размышлению, но только то, что принял, будет ли то дело, или слово, или действие, воздает Богу, принося так, как ему заповедано.

    И, таким образом, Дары, будучи всегда приносимы так, как угодно Богу, естественно бывают приятны Ему и всегда Им принимаются. Ибо что за важность в том, что приносящий сам по себе порочен? Ведь его порочность ничего не прилагает к Дарам и не делает приношения худшим, точно так же, как и лекарству не мешает быть спасительным то, что его составил человек простой и нисколько не знакомый с врачебным искусством, если только он составил его так, как приказал врач, и из всех тех снадобий, которые тот дал ему.

    Лекарство не сделается бездейственным от незнания потрудившегося над его составлением, но будет целительно благодаря искусству сообщившего его состав, ибо от незнания служителя оно ничего не приняло, а от искусства врача получило весь свой состав.

    Так и здесь: ВСЕ СОВЕРШАЕТ БЛАГОДАТЬ, А СВЯЩЕННИК ЕСТЬ ТОЛЬКО СЛУЖИТЕЛЬ, имеющий и самое служительство не от себя, потому что и это у него от благодати. СВЯЩЕНСТВО – ЭТО ТОЛЬКО СЛУЖЕБНАЯ СИЛА ДЛЯ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЙ. Таким образом, из сказанного видно, что сии Дары освящают всех верных и всегда, так как всегда приемлются Богом.

    ГЛАВА 49. ПРОТИВ ТЕХ, КОТОРЫЕ ГОВОРЯТ, ЧТО БЫВАЮЩЕЕ НА ЛИТУРГИИ ВОСПОМИНАНИЕ СВЯТЫХ ЕСТЬ СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ ЗА НИХ МОЛИТВА К БОГУ

    (…) Но ведь Христос, скажешь, совершает это священнодействие – что же удивительного, если Он и ходатайствует и о святых, и о самой Матери? Но для этого нет никакого основания, потому что не таков способ ходатайства Христа.

    Христос сделался ходатаем Бога и человеков, но не через какие-либо слова и молитвы, а через Самого Себя, так как, будучи Богом и сделавшись человеком, соединил Бога с человеками, поставив Самого Себя в предел, где входят в общение то и другое естество (Божеское и человеческое). ДУМАТЬ ЖЕ О НЕМ, ЧТО ОН НЕПРЕСТАННО ХОДАТАЙСТВУЕТ ЧЕРЕЗ МОЛИТВЫ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ, – ВСЕВОЗМОЖНАЯ ХУЛА И НЕЛЕПОСТЬ.

    В САМОМ ДЕЛЕ, ХОТЯ ОН САМ СОВЕРШАЕТ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЕ, НО НЕ ВСЕ, ЧТО ТАМ БЫВАЕТ И ГОВОРИТСЯ, СЛЕДУЕТ ПРИПИСЫВАТЬ ЕМУ.

    Что составляет сущность и цель тайноводства, то есть освящение Даров и освящение верных, то совершает Он один; а молитвы об этом, и прошения, и моления – дело священника. ИБО ТО СВОЙСТВЕННО ВЛАДЫКЕ, А ЭТО – РАБУ. ОДИН МОЛИТСЯ, А ДРУГОЙ ИСПОЛНЯЕТ МОЛИТВЫ; СПАСИТЕЛЬ ДАРУЕТ, А СВЯЩЕННИК БЛАГОДАРИТ ЗА ДАРОВАННОЕ; СВЯЩЕННИК ПРИНОСИТ, А СПАСИТЕЛЬ ПРИЕМЛЕТ ДАРЫ.

    Приносит, конечно, и Господь, но – Самого Себя Отцу и эти Дары, когда они становятся Им Самим, когда преложены в Его Тело и Кровь.

    И так как Он Самого Себя приносит, говорится, что Он есть и приносящий, и приносимый, и приемлющий, – приносящий и приемлющий – как Бог, а приносимый – как человек. А пока Дары бывают хлебом и вином, приносит их священник, а приемлет их Господь. tauszev.livejournal.com

    Помочь проекту "Провидѣніе"

    Сайт нуждается в средствах. Если у вас есть возможность, то вы можете помочь "providenie.narod.ru", поддержав посильным денежным пожертвованием: "Да не оскудеет рука дающего".

    Помочь проекту Провидѣніе © 2009 - 2017 гг., вы можете оказав, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

    Яндекс-кошелёк - 41001400500447

    фото

    Сбербанк России - 42307810967103770360

    фото

    Действительны только эти реквизиты

    С ув., автор проекта providenie.narod.ru

    О действительности таинства благотворительности, и о том, каким образом сии Дары всегда бывают приемлемы Богом. Сказано в Евангелие от Матфея. Глава 5 стих 7. "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". "Дающий нищему не обеднеет" Притч. 28,27

    "Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам". (Луки 6:38).

    фото

    фото

    Источник — http://www.pravoslavie.ru/

    Просмотров: 66 | Добавил: providenie | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 138

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году