Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2016 » Декабрь » 24 » • Служение мирским (мирянским) чином •
21:25
• Служение мирским (мирянским) чином •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • Богослужение мирским чином
  • В Древней Руси
  • Особая необходимость
  • Что мирская служба даёт мирянам
  • Проведение богослужения
  • Подробнее о чине
  • За неимением священника
  • Существуют уставные правила
  • Как первые христиане
  • Предисловие

    Книга составлена иереем РПЦЗ Игорем Дубровым. Богослужения, напечатанные в этом последовании, взяты все из древлеправославных книг.

    В издание включены: Воскресный круг богослужения, Пасхальное богослужение в пасхальную ночь, применительные к домашней молитве воскресные каноны 8-и гласов на Павечернице, Воскресной полунощницы и на Утрени.

    Каждый христианин обязан в субботу вечером и в воскресенье утром участвовать в церковных богослужениях. Если же кто не имеет возможности быть в храме, он может помолиться, творя службу воскресного дня, посещаемую в сей книге. В случае болезни допускается читать молитвы сидя или лежа, но совсем оставлять их нельзя.

    Верующим сия книга полезна для усвоения последовательности богослужения и ознакомления с теми или иными молитвами и песнопениями богослужебного чина.

    Тот кто разбирается в богослужебных книгах, стихиры, седальны, тропари, кондаки, прокимны воскресного богослужения 6-го гласа заменяет по гласу недели, указанного в Православном календаре.

    При возникновении тех или иных вопросов, связанных с уставным чинопоследованием, необходимо обратиться за разъяснениями к верующим, знающим богослужебный устав.

    Скачать: mir_chin.pdf

    Богослужение мирским чином

    Богослужение мирским чином — христианское богослужение, совершаемое в отсутствие священника и без Евхаристии.

    По форме представляет собой собрание верующих с чтением молитв, пением христианских гимнов и чтением Священного Писания. Такие богослужения проводят сами миряне.

    История и география Богослужение мирским чином берёт начало в древности, когда монахи-анахореты редко принимали священный сан и для совершения Божественной Литургии приглашали пресвитера либо приходили сами на общую службу в положенный день, удаляясь затем на остальные дни в келью или скит и совершая положенные по времени службы самостоятельно без иерея.

    В Древней Руси

    В Древней Руси верующие собирались всей «домашней церковью» и прочитывали вечером — повечерие, а ранним утром — полунощницу. В России большое вынужденное распространение практика богослужений мирским чином получила в среде старообрядцев-беспоповцев.

    В конце XVIII века на русской Аляскеалеутов и эскимосов крестили мирским чином, позднее в начале XIX века мирским чином служили колонисты в Троице-Никольской часовне легендарного Форта Росс, а в конце XIX в. в канадской местности с русским названием Восток были организованы регулярные богослужения мирским чином, которые пользовались большим успехом и даже посещались представителями иных христианских конфессий из близлежащих районов.

    Богослужение мирским чином вынужденно практиковалось в годы советских репрессий против духовенства: христиане тайком собирались по домам или даже в лесах, в удалённых от центра деревнях; вдали от внимательного надзора атеистических властей верующие собирались в «неформальные» молитвенные дома на великие праздники и молились, составляя службу как могли.

    Особая необходимость

    Особая необходимость в этом возникала в случае смерти кого-либо из жителей деревни, и тогда старушки прочитывали-пропевали чин отпевания, опуская священнические возгласы и молитвы.

    Нередко и в рабочих районах жилые и торговые муниципализированные дома сдавались в аренду под молитвенные дома, в одном, например, Горьковском крае насчитывалось до 1500 молитвенных домов.

    В советские годы широкое распространение получило катакомбное движение, в котором, можно полагать, мирской чин имел не последнее значение в сохранении христианского благочестия.

    Актуальным оказалось мирское служение и в первые постсоветские годы, когда священников было ещё сравнительно мало.

    Мирские службы могут проводиться в непосредственно храме, часовне, дома или в специально обустроенных для этого молитвенных домах, в специально отведённых помещениях, у придорожных киотов, у поклонных крестов, наконец, под открытым небом.

    Церковные каноны указывают на необходимость крещения мирским чином в экстремальных ситуациях. Существует чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище.

    Что мирская служба даёт мирянам

    Богослужение мирским чином является блестящей школой для практикующих его. Оно повышает уровень литургической культуры и грамотности прихожан, глубже вовлекает их в богослужение и увлекает их, знакомит с порядком церковных служб и содержанием богослужебных книг.

    Практикование мирских служб повышает уровень дисциплины прихожан в отсутствие священнослужителя и готовит их к различным форс-мажорам, когда батюшки рядом не окажется.

    Изучив на практике богослужение мирским чином, легко уже проводить службы дома в кругу семьи (которая есть малая церковь, особенно, если кто-то из домочадцев тяжело болен или не может выехать из дома в храм по иным причинам.

    А поскольку структура чина такова, что служить им можно независимо от пола и возраста, то современным благочестивым христианам и поныне доступна старинная традиция привлекать к молитве за всю семью младшего ребёнка или же слабого здоровьем, пока остальные трудятся.

    Проведение мирских служб может помочь родителям и учителям в воспитании детей в духе православия. В инославной и иноверной среде проведение служб мирским чином помогает сохранять свою веру и связь с Церковью, ограждает от опасности сектантского или еретического влияния и, кроме того, позволяет помнить и почитать православные праздники и дни святых.

    Хотя совершение служб суточного круга мирянами, конечно, не является в уставном смысле полноценным, однако переносит акцент на читаемый и пропеваемый текст, и поэтому при внимательном и благоговейном совершении вполне может практиковаться к духовной пользе прихожан.

    Более того, здесь важно и то, что богослужение мирским чином объединяет разрозненных православных людей в вере и любви к Православной Церкви.

    Проведение богослужения

    Проведение богослужения мирским чином позволяет сплотить команду при выполнении важного богоугодного дела, например, несении трудового послушания или восстановления храма.

    Это уникальный способ воздать должное почтение многочисленным полуразрушеным заброшенным храмам, ожидающим своего восстановления, вернуть в них молитву и оживить в них богослужебную жизнь.

    Помимо того что оно является мощным миссионерским средством, богослужение мирским чином помогает решать серьёзнейшие катехизаторские задачи.

    Подробнее о чине

    Стоит выделять по отдельности богослужение, совершаемое монахами по «мирскому чину», и собственно мирянское богослужение в миру. В первом случае иногда даже говорят о «монашеском чине», хотя по структуре это обычный мирской чин.

    Так служили о. Серафим (Роуз) и о. Герман (Подмошенский) в Платине до того, как приняли иерейский сан. Так служат монахини в женских монастырях, когда отсутствует священник.

    К настоящему дню мирской чин сохранился в двух формах — старообрядной и новообрядной. Отличие старообрядной формы состоит в том, что при ней служба идёт по дораскольным или единоверческим текстам.

    Все службы суточного богослужебного круга из часослова, за исключением Литургии, могут читаться мирским чином:

    Полунощница (англ.Midnight Office)
    Утреня (англ.Matins)
    Часы обычные и пасхальные (англ.CanonicalHours)
    Почасия, или Междочасия (англ.Inter-Hours)
    Изобразительны и Обедница (англ.Typica)
    Вечерня (англ.Vespers)
    Повечерие, или Павечерница (англ.Compline)
    Вместо Литургии мирским чином служится Обедница (изобразительны) (англ.Typika), называемая так, потому что является некоторым изображением, то есть подобием Литургии (Обедни).
    Иные службы, доступные для совершения мирянином:
    Акафист (англ.Akathist)
    Канон (англ.Canon)
    Лития (обычная и пасхальная), в том числе заупокойная (англ.Lity)
    Панихида (англ.Memorial service)
    Отпевание усопших (очевидно, без разрешительной молитвы «Господь наш Иисус Христос, Божественною Своею благодатию, даром же и властию...»)
    Парастас (англ.Parastas)
    Молебен (англ.Moleben, Service of intercession, Service of supplication)
    Освящение жилища (англ.Houseblessing)
    Каждение при богослужении мирским чином производится только ручной кадильницей — т. н. кацеей. Молитвы, которые по уставу должен произносить священник, опускаются. Возгласы священника («Благословен Бог наш…» и др.) заменяются на «За молитв святых отец наших…» или же «Молитвами святых отец…».

    Вместо «Господи, помилуй. (трижды) Благослови» мирянин читает «Господи, помилуй. (трижды) Господи, благослови». Все мирные/просительные, сугубые и малые ектениизаменяются на «Господи, помилуй» 12, 40 и 3 раза, соответственно, за диаконские прошения на литии — 40, 30 и 50 раз, с прибавлением «Слава и Ныне» в конце, священнические возгласы — молитвой Иисусовой в форме множественного числа: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас».

    Все прокимны, «Бог Господь…», «Свят Господь Бог…», «Слава Показавшему нам свет…» — все это сохраняется, так как в Типиконе предписывается возглашать их чтецу.

    Для тех, кто по тем или иным причинам не смог принять участие в соборной службе, а также когда в домашних условиях невозможно хранить все специализированные богослужебные книги, или просто в силу неграмотности молящегося, в старом обряде существуют указания заменять церковную службу (полунощницу, утреню, часы с почасием и без почасия, вечерню) молитвами (Иисусовыми, Богородице и святым), или поклонами, или псалтырию — хотя это, вообще говоря, и не называют мирским чином.

    Если по близости нет храма или нет возможности пойти в церковь, следует молиться дважды в день чином «Дванадесяти псалмов» (как в праздники, так и на каждый день), что заменяет совершение дневного круга богослужения в храме — этот Чин был принесен со Святой горы преподобным Досифеем, архимандритом Киево-Печерским.

    Совершение мирянами богослужений за неимением священника

    По указаниям Богослужебного Устава, за неимением священника, церковные богослужения могут совершать миряне-псаломщики так называемым «мирским чином» по богослужебным книгам, в порядке вычитывания и выпевания положенных Уставом псалмов, стихир, тропарей и канонов.

    Однако, следует помнить, что миряне не при каких условиях(!), не имеют права без священника: дерзать совершать Божественную Литургию; чинопоследования церковных Таинств (за исключением Таинства Крещения «страха ради смертнаго» – о чём будет сказано ниже); одевать священные облачения; совершать какие-либо священнодействия; преподавать мир и благословение; пользоваться Служебником и Требником; читать тайные, сугубо иерейские молитвы; произносить возгласы и ектении – чтобы не впасть в тяжкий грех святотатства и не подвергнуться осуждению от Бога.

    Существуют уставные правила

    Существуют уставные правила, руководствуясь которыми миряне могут при отсутствии иерея совершать богослужения суточного, седмичного и годового круга, а также молебствия, крестные ходы, панихиды, литии и отпевание усопших.

    Перечислим наиболее важные из них:

    1. Все богослужения при отсутствии иерея совершаются вне алтаря (алтарь закрыт, завеса Царских врат задёрнута, стихарь не одевается).

    2. Все иерейские возгласы во всех случаях заменяются одним: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».

    3. За ектению во всех случаях произносится только «Господи, помилуй»:за великую и просительную ектении – 12 раз; за сугубую – 40 раз; за малую – по 3 раза. Вместо возгласа по окончании ектении произносится: «Молитвами святых отец наших,..» (см. выше).

    4. Миряне могут возглашать прокимны, аллилуарии и «Бог Господь…» со стихами, как это и положено делать канонарху на богослужении.

    5. Миряне могут читать Паримии, Апостольские и Евангельские зачала с аналоя на середине храма (не с амвона, и тем более не с алтаря). Все предваряющие и последующие иерейские возгласы («Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, прости», «И о сподобитися нам…» и т.д.) – опускаются. Произносится только название зачала, например: «К Солунянам послание святаго апостола Павла чтение», «От Луки святаго Евангелиа чтение», и далее сразу читается текст зачала. При отсутствии богослужебного Апостола и Евангелия, тексты зачал можно определить по номерам глав и стихов, и прочитать их по обычному тексту Нового Завета. При чтении недопустимо никакое подражание диаконской или иерейской голосовой интонации – читать нужно просто, чётко, достаточно громко, с соблюдением смысловых пауз и интервалов.

    6. Каждение совершается только ручной (домашней) кадильницей. Кусочек ладана кладётся на горячий уголёк и осеняется крестным знамением с молитвой: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Каждение совершается троекратным крестообразным движением руки с кадильницей: а) два раза вертикально – сверху вниз; б) один раз горизонтально – слева на право ( ). Во время длительного каждения обычно про себя читается 50-й псалом. При небольшом каждении читается таже молитва что и на начало каждения: « Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

    7. Вместо богослужебного отпуста произносится краткий малый отпуст: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере,* преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь». На отпусте, после поминовения Божией Матери(*) можно также помянуть храмового святого (которому посвящён храм); дневного святого (которому посвящён день седмицы); святого, которому совершалась служба («его же и память ныне совершаем»); и всех святых, которые празднуются в этот день (« их же и память днесь»).

    По окончании богослужения молящиеся сами прикладываются ко св. Кресту, который для этого предварительно полагается на аналое за амвоном, или на середине храма рядом с храмовой иконой.

    Как первые христиане

    Молитвенные христианские гимны учат нас правильному обращению к Богу через опыт святых подвижников, вводит в мир истинной молитвы, в духовную жизнь Православия.

    Особенно это необходимо в наше лукавое, предантихристово время. Святые отцы нам предсказывали, что последним христианам придётся укрываться от гонителей и спасаться без привычных родных храмов.

    Как первые христиане прятались и молились в катакомбах, так и последним христианам тоже придётся спасаться в катакомбах и тайных поселениях.

    Последние христиане будут как первые – без храмов и даже порой без священников.

    фото

    Источник — http://rpczmoskva.org.ru/

    Просмотров: 235 | Добавил: providenie | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 141

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году