Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2016 » Декабрь » 19 » • Родник, святой источник Николая Чудотворца •
08:30
• Родник, святой источник Николая Чудотворца •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Новая жизнь источника
  • Село Каменское
  • Жители Каменки
  • Верующие держали посты
  • Покровская церковь
  • В результате всех изменений
  • Местная святыня
  • Ряд исцелений
  • С возрождением церкви
  • В статье использованы
  • История перенесения мощей Николая Чудотворца в Лидо
  • Как и кому помогает святитель Николай?
  • Ученые восстановили внешность Святителя Николая
  • Святые источники Тюменской области
  • Не действующие почитаемые источники Тюменской обл.
  • Достопримечательности Тюмени и Тюменской обл.
  • Ссылки по теме
  • Новая жизнь источника

    По рассказам старожилов, в селе Каменка был святой источник во имя святителя Николая Чудотворца. Находился он в двухстах метрах от сельской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В лихие годы безверия он был завален мусором, всяким хламом.

    Но пришло время, родничок очистили. Бывший настоятель нашего храма иерей Дионисий Марчук освятил источник, поставил большой деревянный Крест, на который повесили иконочку святителя Николая Чудотворца - и потянулись люди к святой водичке. Многие приезжают даже из Тюмени и со всей округи с флягами, бутылками, ведрами. Не обошлось и без искушений.

    Первое время, как только повесили иконку святителя Николая Чудотворца. Придя на источник, увидели, что иконка вся исколота чем-то острым - и лик, и глаза. Страшно стало за того, кто это сделал: не ведали, что творят. Иконку мученицу принесли в храм, а вместо нее поместили другую.

    Не однажды брали воду и отвозили на анализ те, кто в Церковь не ходит. Результат анализа такой, что лучше и не бывает - чистейшая водичка. В самые суровые сибирские морозы не перемерзает, знай себе, журчит родник. Наш Владыка, архиепископ Димитрий, благословил строить над источником часовню-купальню. Нашелся добрый человек и поставил часовенку с куполом и Крестом над родничком - надкладезь, облагородил, огородил.

    фото

    Вначале как-то думалось, что далековато от центра села, был бы он поближе, а потом Господь вразумил, что так думать не надо, и вот почему. Весной мы чистили территорию вокруг источника и, когда все закончили, сели отдохнуть, водички попили.

    И вдруг подумалось: хорошо-то как здесь: спокойно, тихо, красиво и так хорошо, что подальше от суеты, не слышно ни громкой музыки, ни криков, ни шума, а только пение птиц и журчание родничка.

    А рядом - речка. Райский уголок. Уходить не хочется. Когда у нас был престольный праздник, народу к нам приехало много.

    После Литургии все пошли Крестным ходом к источнику. Отслужили молебен наш батюшка отец Дионисий, отец Вячеслав Горошков, диакон Антоний из Знаменского собора. Радостно-умиротворенные после молебна вернулись в храм.

    Приезжают к нам паломники и обязательно едут к источнику за водичкой, не только испить, но и облиться. В купальне можно раздеться, кто-то ведрами воды наберет, поднесет - и обливаются, радостно светятся лица, все с улыбками уезжают от нас.

    Рядом с источником живет семья Федора Григорьевича, который следит за состоянием родничка: где что-то подправит, почистит.

    Конечно, не все еще обустроено, хочется вокруг источника деревья посадить, цветы, облагородить вокруг это место. Однажды пришли к источнику летом - видим, кто-то к Кресту поставил горшочек с "анютиными глазками" - так радостно стало на душе.

    Но есть и такие, что тут же набросают окурки, пакеты, мусор. Не все понимают, как относиться нужно к святому источнику. Молимся за таких людей, чтобы их сердец коснулась Божия благодать.

    Тюменская область » Тюменский район » село Каменка, Ирбитская улица, 40-а.

    Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

    Светлана Ковыляцких,
    староста храма Покрова Пресвятой Богородицы, с. Каменка

    Село Каменское

    Село Каменское находится в сорока двух километрах на северо-запад от г. Тюмени, на Ирбитском тракте. Высокая местность позволяет обозревать реку Туру, которая делает здесь петлю, сообщая всему пейзажу особую, сибирскую, величественность и просторность. По переписи населения 1623 г. в Тюменском уезде уже имелись деревни служилых людей. В 1797 г. к нему относилась и Каменская волость, после 1919 г. вошедшая в Тюменский район. В 1893 г. к Каменскому причислялись деревни Бухталка, Дубровина, Коняшина, Космакова, Кулига, Кулига-Сорокино, Молчанова, Насекина, Размазина, Речкина, Салаирка (в 1912 г. Кулига-Сорокина стала именоваться Сорокина).

    Жители Каменки

    Жители Каменки и его окрестностей традиционно вели натуральное хозяйство. Деревенский мир занимался хлебопашеством, держали крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз, свиней, птицу. В круг занятий входила рыбная ловля. Сажали картошку, необходимые овощи. Местные леса были богаты зверем – водились зайцы, волки, лисы, другой пушной зверь.

    В лесах собирали ягоды, грибы, на лугах заготавливали травы, которыми лечили от различных болезней. Каждая деревня специализировалась на своем промысле.

    Так, в Насекино делали чаны; в Коняшино жили бондари; в Сорокино мастерили ободья для колес, а для саней гнули полозья; в Молчаново было, по преданию, 40 кузниц, где ковали телеги; в Каменке красили и оббивали кошевы. Здесь, по данным С.П. Заварихина, первыми в Сибири научились ткать ковры из овечьей и коровьей шерсти.

    Трудолюбие крестьян и ремесленников воплотилось в тех пословицах, которые помнят старожилы: «Не потопаешь – не полопаешь», «Работать будешь – и Бог даст», «Долго не живала, богато не живала, а свою работу работала». Старожилы так характеризовали ту жизнь: «Молились и работали». Местное население отличалось добрым нравом, милосердием.

    В деревнях были нищие, которым подавали милостыню. А.Е. Ходюш вспоминает слова отца, который говорил, что нищим надо «последнюю крошку отдавать».

    Кроме трудовых буден были и праздники, христианские и народные. Отмечали Рождество, Крещение, Масленицу, Пасху, Троицу, Ивана Купалу, Покров. В Каменке и ряде близлежащих деревень престольными считались Крещение, Прокопьев день, Спасов день (Преображение Господне, 19 августа), Заговенье.

    Особенно тщательно готовились к Пасхе. В Чистый четверг в домах делали уборку. В ночь на Пасху до утра были на пасхальном Богослужении («на Всенощной»), а накануне, вечером, красили яйца луковым «пером» (шелухой), готовили различные скоромные блюда, ведь, по заведенному исстари правилу, «в первое утро нельзя сковородами брякать» (Е.А. Железнова). В 12 часов ночи встречали Иисуса Христа – мужчины выходили из дома в ограду и стреляли из ружей (этот обычай до сих пор бытует в д. Сорокино).

    На Прокопьев день (21 июля) устраивали «базар», где продавали различный хозяйственный инвентарь, орехи, конфеты и др. Накануне обязательно скашивали немного сена, мылись в бане, а затем всю ночь гуляли, водили хороводы, играли на гармошке. Молились святому Прокопию: «Прокопий праведный, спаси и помилуй нас» (Е.А. Железнова). К Прокопьеву дню в Каменку из Тюмени приносили икону Спаса.

    Верующие держали посты

    Верующие держали посты. Многие наизусть знали молитвы. С ними просыпались и ложились спать. Не перекрестясь, не садились за стол, при этом говорили: «Спасибо, тятя, спасибо, мама, и всем крещеным».

    В деревнях были церковь и/или часовня. Судьба их в настоящее время различна – все часовни или разрушены, или отданы под магазин (д. Сорокино), или медпункт (с. Кулига); иная судьба у церкви в Каменке.

    Известно, что первое упоминание о церкви села Каменка, освященной в честь Покрова Пресвятой Богородицы, встречается в документах за 1623 г. С 1805 по 1825 гг. прихожанами Каменки построена первая в современном Тюменском районе каменная церковь, сохранившаяся до наших дней.

    Покровская церковь

    Сейчас Покровская церковь – памятник истории и культуры регионального значения. Церковь строили большую, с тремя престолами: первый, центральный, – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, второй, правый, – во имя св. Прокопия Устюжского и третий, левый, – во имя свт. Николая Чудотворца.

    Как пишет С.П. Заварихин в книге «Ворота в Сибирь», церковь «построена по типичной для Западной Сибири «трапезной» схеме и имеет два симметричных придела. Архитектоника церкви очень наглядна, даже физически ощутима, что свойственно лишь произведениям настоящей архитектуры. Покровская церковь – воплощение сибирской монументальности» (М., 1981, с. 74).

    фото

    До разорения здание церкви было покрыто железом, ограда была деревянная. Стены и потолки храма были в росписях. Вокруг храма росли вековые сосны, кедры, ели.

    В огороде везде были лавочки, чтобы пришедшие издалека прихожане могли отдохнуть. Рядом с церковью был погост. Все стены храма были увешаны иконами, было много икон в серебряных окладах, что свидетельствовало о зажиточности села.

    В начале 1930-х гг. на церковь и часовни Каменки власть обратила пристальное внимание. По сведениям С.М. Ковыляцких, в Каменке атеистическая пропаганда была особенно суровой. Старожилы до сих пор помнят, как сбрасывали кресты, купола, колокола.

    Сначала не могли никак сбросить крест. Так нашелся один, подцепил трактором и сбросил, потом его самого трактором задавило. А кто колокола сбрасывал, сам с колокольни оборвался и разбился.

    Помнят люди, как сбрасывали колокола: когда колокол упал, звон у него был такой, будто плач. Плакали тогда и люди. П.Р. Черкашин в очерке «Кулаково – Каменка – Кулига» приводит историю, связанную с куполами каменской церкви и записанную им в 1993 г. от жительницы Каменки К.И. Мелкобродовой: «Было время, года сейчас точно не помню, но внутри церкви тогда колхозный склад помещался, так вот в куполах-то церковных пчелы себе место облюбовали.

    Стали там жить, словно в улье. И вот, слышь-ка, чего однажды приключилось. У кого-то из нашенских мужиков ума хватило, собрались несколько и решили купола снять, чтобы, значит, мед достать.

    Как-то веревки умудрились прикрепить и стали тащить, может, своими силами, а может, и с помощью трактора. Купол, понятное дело, свалился и – на куски. Пчелы оттуда тучей вылетели, разъяренные, покусали многих. А меду-то и не оказалось. Было, конечно, немного, но когда купол упал да развалился, соты сломались, и он весь вытек на землю».

    Растащили особо крепкие плахи, которыми был вымощен пол в церкви. В разное время в церкви помещались дизельная электростанция, зернохранилище, продуктовый и промышленный склады. В подвале центрального придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы хранили вино.

    С этим подвалом связан один случай, и произошел он примерно в 1923 г. (о нем рассказала Валентина Михайловна Радионова, по воспоминаниям бабушки, жительницы д. Речкино Анны Григорьевны Шубиной): «Был какой-то большой праздник, и народу в церкви было очень много. Батюшка со свечой спустился в подвал за чем-то, и свеча у него то ли выпала, то ли искра какая случилась, а там был спрятан порох, и все это взорвалось, и батюшка погиб, и людей много погибло.

    Время тогда было тревожное, почему и как там оказался порох, это неизвестно». Церковь имеет сокрытый ныне подземный ход – туннель, выложенный кирпичом, длиной примерно 200 метров, сужающийся к берегу реки, куда он и выходил. Внутри подземного хода есть родничок.

    В.М. Радионова сообщила, что «в церковь люди ходили пешком. В узелках они несли чистую одежду; по приходу в речке мыли ноги, приводили себя в порядок, одевались во все чистое, потом заходили в храм. Пение клироса было настолько красивым, что от умиления замирала душа».

    В результате всех изменений

    В результате всех изменений первоначальное убранство и иконостас не сохранились. В 1990 г. в церкви был сделан ремонт, которым руководил Василий Абрамович Агапитов, в то время председатель Каменского сельсовета. На пожертвования прихожан приобрели необходимую богослужебную утварь. 29 марта 2003 г. произошло освящение и подъем колоколов.

    С 1990 г. священниками церкви были иереи Сергий Кистин, Дионисий Марчук, в настоящее время – протоиерей Георгий Безнутров. Служба проходит в приделе Прокопия Устюжского. Восстановление церкви продолжается.

    Важная часть религиозной жизни – иконы. В домах старожилов можно увидеть множество чтимых ими изображений Иисуса Христа, Богоматери, многих святых. До революции из тюменской Спасской церкви в Каменку был Крестный ход с иконой Нерукотворного Спаса, что хранилась в Спасской церкви в Тюмени. В «Описании наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии» А.И. Сулоцкого читаем: «Эта икона издревле привлекает к себе усердие жителей как Тюмени, так и некоторых окрестных селений.

    Ей лет полтораста уже, или более, каждогодно из Спасской тюменской церкви носят в село Каменское – за 25 верст в благодарственное воспоминание избавления жителей этого селения, по молебствии пред нею, от двух тогда постигших их бедствий – упадка на скот и какой-то повальной болезни на людей.

    Из Тюмени уносят св. икону 6-го числа, а в Каменское приносят к 8-му июля, к Прокопьеву дню, как обыкновенно в Сибири говорят. В Каменском, по случаю приноса иконы Спасителя, по причине стечения народа, бывает трехдневный торжок» (СП б., 1864, с. 143) (даты по старому стилю).

    Во время разграбления Покровской церкви местные жители забирали иконы к себе домой. З.М. Филимонова вспоминает, что иконы брать домой запрещали, но, несмотря на это, ее отец ночью вынес из храма одну икону. Те, что не успели спасти, местные активисты бросали в костер.

    Иконы не один раз выручали от пожаров. С.М. Ковыляцких рассказала, что однажды в селе был пожар, пламя уничтожило множество домов, а на один дом икону подвесили. На иконе от пожара вспучилась краска, а дом остался цел. Несколько лет назад, когда горели леса, батюшки Крестным ходом с иконой Казанской Божией Матери облетели район.

    Жительница Каменки Ф.Г. Шатклина рассказала, что при пожаре здесь выносили икону святой великомученицы Марины. Она же отметила, что с иконами ходили в случае засухи – на полях «заговаривали погоды на дождь» со словами «Дай, Бог, дождя, Богородица, дай дождя!». Крестный ход сопровождал священник, а большую икону несли четверо мужчин.

    Местная святыня

    Одной из местных святынь был деревянный крест, который сохранился до наших дней и находится сейчас в Покровской церкви с.Каменка. Изначально крест находился в часовне д. С орокино. Местные жители называли и продолжают называть это распятие «Спаситель». Историю появления «Спасителя» никто не помнит. Е.А. Железнова, старожил д. Сорокино, лишь отметила, что «это давно, нас еще не было».

    фото

    По данным старожила Е.А. Железновой, крест, после того как часовня перестала существовать, находился в доме Григория Васильевича Рюпина, затем, после его смерти, примерно в 1964 г. его перенесли в дом Аполлинарии Васильевны Рюпиной. После того как она переехала в Тюмень, он стоял у Татьяны Степановны Рюпиной.

    По инициативе Леонида Максимовича Кийко (1927–2009), уроженца д. Сорокино, крест из дома Татьяны Степановны перенесли в Покровскую церковь с.Каменка, откуда, в свою очередь, он был передан на реставрацию в Тюмень. Затем распятие снова перенесли в Каменку, где оно находится и по сей день в приделе Николая Чудотворца, справа от иконостаса.

    Изначально, как мы уже писали, распятие находилось в д. Сорокино, в часовне и затем в частных домах. Крест располагали в доме, «в переднем углу». Для его выноса, т. к. крест достаточно тяжелый, а ходили с ним на поля и даже в другие деревни, специально смастерили носилки. В основном ходили с крестом женщины, они же и несли носилки.

    Ко кресту могли прийти в любое время, но чаще всего приходили в праздники, в частности, на Пасху. Кресту «дарили» полотенца, которые вешали на него. У Распятия просили Господа о помощи, часто о здоровье: «Помощь просили. То ли человек болеет, молятся» (Е.А. Железнова). Перед распятием кланялись в пояс или земными поклонами и три раза прикладывались к ногам Иисуса Христа.

    С распятием при засухе ходили на поля. Е.А. Железнова рассказала: «Как дожжа нету – Спасителя на реку мыть, и в поле сносят, с поля на реку вымоют, потом домой заносят к тетке Аполлинарии. Дождь спустился – ой какой!». Носили его на носилках, оставляя стоять на поле в них, чуть наискось, «лицом» на восток. Молящиеся также становились лицом к распятию и читали молитвы.

    После этого его несли на реку Севериху: «Обмоют все, а потом обкачивают, ведра ставишь, воду берешь, пьешь». Мыли крест чистой тряпкой, окачивали с молитвой.

    Эту воду считали святой, пили на месте, брали ее домой, пили по утрам или по болезни. С.М. Ковыляцких рассказала, что «крест брали, брали икону и Крестным ходом ходили в Каменку. Не успеют дойти до храма, как Господь такой дождик посылал». С крестом доходили и до мельницы, что была в деревне Речкино, после чего дождь лил целую неделю.

    Крест мог проявлять себя по-другому, «отказывая» в помощи. Так, «здесь недалеко были деревни Космаково и Размазино. Говорят, что там двоедане жили (в д. Космаково. – Е.Е.). И вот однажды они пришли, чтобы крест обнести Крестным ходом вокруг их села.

    А крест носили – он большой – носили четверо мужчин. И только выносить из села его – он наливался такой бетонной тяжестью… И с места сдвинуть не могли, не шел. Он не пошел. Мужики-то приседают от тяжести, а крест не шел…» (С.М. Ковыляцких).

    Господь наказывал за непочтение, проявленное к Его распятию. Е.А. Железнова вспоминает такую историю (она была очевидцем произошедшего): «На Пасху-ту Христову пришли. Тетка Аполлинария молитвы читает. А Леха спал (у ей три сына были и дочь). Разбудили. Тетка Аполлинария: «Алексей, вставай! Надо стрелять, Иисуса Христа встречать».

    Стрельнули, все, опять зашли ко Спасителю. Он (Алексей. – Е.Е.) в шубе белой был. Вот так вот встал (руки сложил на груди. – Е.Е.) Тетка-то Аполлинария говорит: «Ты че, Алексей, к Спасителю-то спиной?! Обидится!» Она не успела договорить, а у ей больша-а-а горница-то, вот так Спаситель стоял (в красном углу. – Е.Е.), а туда двери-то (наискосок, в противоположной стороне. – Е.Е.) – там он оказался.

    Его как (отбросило. – Е.Е.)! Как это могло так? Весь в крови – ой-е-е-е-ей! – всю Пасху ходил…». Как-то крест принесли на речку – перед Крестным ходом его обмывали чистой водой. Верующие стали вокруг него, и «пошло такое сияние от креста вверх.

    А самолет пролетал – летчик взял, записочку на гаечке привязал и сбросил. Спросили одного батюшку: «Вероятно, увидев это святыню, он попросил помолиться о нем.

    Может быть, имя свое написал» (С.М. Ковыляцких). Спасал крест, как и иконы, от пожаров. В пожар, который случился в 1950-х гг., занесли крест и икону, причем последнюю из пожара вынесли, а крест оставили, видимо, ввиду его тяжести. После этого пожар вскоре потух, креста же пламя не коснулось.

    Спасителя просили и об исцелении. Е.А. Железнова вспоминает такой случай: «Если болеет ребенок – вот подружка моя, Клава, болела, похудала, шибко больна была, принесли Спасителя сюда, к тетке Александре Ильинишне к дому, молилисьмолились, потом понесли его оттуда, и Клава под Спасителя села, Спасителя через ее перенесли. И, слава Богу, до этих пор живет».

    Ряд исцелений

    Ряд исцелений происходил уже в Каменке, на глазах С.М. Ковыляцких. Все они связаны с паломниками, которые приезжают сюда, в том числе благодаря паломническому отделу Тобольско-Тюменской епархии «Сибирский паломник». Однажды, после того как паломники узнали историю о кресте, спросили, «как помолиться-то правильно. Ну, я им объяснила, говорю: земными поклонами. На колени – делать земные поклоны.

    Пожилые люди в основном были. И вот они стали делать земной поклон. Встали. И вот эта женщина пожилая, она со слезами на глазах, говорит: «Вы знаете, я семь лет не могла стать на колени вообще! Если я что-то дома делала – я ложилась на живот. А здесь я, говорит, не только встала на колени, я еще и поднялась сама!» Вот это уже было при мне, вот этому я свидетель.

    После этого случая эта женщина приезжала, с мужем, с сыном, Светлана Михайловна спрашивала: «Как Ваши ноги?» – «Вы знаете, на молитву встаю, но только когда на молитву».

    С.М. Ковыляцких рассказала, что среди паломников была одна семейная пара: жена уговорила пьющего мужа приехать ко кресту. После экскурсии мужчина хотел подойти к святыне, поцеловать крест, однако случилось «необъяснимое»: «Пройдет примерно вот такое расстояние (шаг-два. – Е.Е.) – дальше идти не может. И так несколько раз. Пойдет – и опять не может подойти к нему.

    А потом жена его подходит к Маргарите Иосифовне (Рипской, работает при храме. – Е.Е.) и говорит: «Вы знаете, уговорила приехать его, он все хотел подойти ко кресту – а подойти не может». А есть такая молитва: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его…» – «Молитва ко Кресту».

    И Маргарита Иосифовна говорит: «Давайте почитаем эту молитву». И стала читать. И она еще читает – а он уже пошел, подошел ко кресту».

    В целом отношение к распятию «Спаситель» благоговейное, почтительное, что при рассказе о нем подчеркивается одухотворением этого предмета: «зашли ко Спасителю», «просто как камень, не шел туда (в д. К осмаково. – Е.Е.)», «Спасителя носят – все знам, провожам», «он чистенькой, полотенца все дарили ему», «я бы че – не пустила, в горницу бы вошел», «обмоют все, а потом обкачивают» и т. п.

    С возрождением церкви

    С возрождением церкви в с. Каменка прихожане обратили внимание на источник, который выходил из недр земли недалеко от нее, в метрах пятистах, на склоне, ведущем к реке Туре.

    По воспоминаниям старожилов Каменки, раньше этот источник не считали святым, не было с ним связано каких-либо чудес, знамений, исцелений. И.Ф. Ярославцев отметил, хронологически отнеся воспоминания к 1920-м гг. (по рассказам), что из-под земли бил родник, была ямка, водичка напоминала минеральную.

    Когда люди ездили на покосы или другие сельскохозяйственные работы, то набирали ее в разные емкости и пили. Сам он чистую воду набирает только в этом источнике: она не закисает, не «зеленеет», как обычная, ее можно пить некипяченой.

    Н.М. Ковыляцких рассказал, что раз за этим местом никто не ухаживал, там с пастбища поднимался скот. По воспоминаниям, близлежащее к источнику пространство было сильно захламлено: «Валили туда мусор в то место, свалку делали» (С.М. Ковыляцких).

    фото

    Первым ухаживать за источником стал Федор Григорьевич Тропин, который поставил туда одно металлическое кольцо, потом колодец стали закрывать. Примерно с 2002 г., когда настоятелем прихода стал Дионисий Марчук, место, где просачивался родник, стали очищать.

    По рассказу С.М.Ковыляцких, отец Дионисий «освятил этот источник, стали мы его облагораживать, мусор вывезли, косить стали». Часовенку и ступеньки к колодцу сделал на свои деньги Владимир Киянович Ким, проживающий сейчас в Тюмени.

    Источник был освящен в 2007-2008 гг., во имя святителя Николая Чудотворца. Источник посещают в любое время. Примерно раз в месяц организованно на автобусе приезжают паломники из Тюмени и обязательно доходят до колодца, набирают воду, обливаются ею в купели или умываются.

    Некоторые омывают этой водой ноги. Однако из разговоров с теми, кто приехал на колодец самостоятельно, видно, что его святость еще не осознана, он ценится как источник чистой воды.

    Что представляет колодец сейчас? К нему ведет деревянная лестница. Чуть выше источника располагается деревянная, из оцилиндрованного бревна, часовня-купальня, подведенная под купол. Купальня закрыта на ключ. На ней повешена икона Николая Чудотворца. Ниже ее – сам колодец с бетонными кольцами, огороженный деревянным срубом из оцилиндрованного бревна.

    На столбе, поддерживающем крышу над колодцем, прибита доска с таким текстом (в 2010 г.): «Дорогие братья и сестры!

    Почтительно просим вас пребывать на территории Святого источника во имя святителя Николая Чудотворца с достоинством и благочестием. С верой и надеждой потребляйте Святую воду источника и будет она вам во спасение души и тела. Храни вас Господь!».

    Анализ воды показал, что она чистая и пригодна для питья. Между колодцем и часовней-купальней стоит деревянный крест, в центре его – икона Николая Чудотворца. Все это пространство вымощено досками, есть клумба, где посажены цветы.

    Так как вода родниковая, то из колодца отведена труба. В том месте, где она обрывается, примерно в метре от колодца, труба огорожена срубом из досок. Чтобы не открывать колодец, воду можно набрать прямо из трубы. Вода, прозрачная и чистая, небольшим ручейком идет в низину, по канавке стекая в Туру.

    В купальне есть ведра, и любой желающий, набрав родниковой воды, может ей умыться или облиться, попить ее, набрать с собой домой.

    Как и с крестом, с колодцем, несмотря на молодость традиции его почитания, связано несколько историй, свидетелем которых была С.М. Ковыляцких. Однажды женщина пошла на источник, у нее в то время болела нога. Когда она приехала домой, то увидела, что в обуви много черной крови, но нет ни укуса, ни другого повреждения. После этого ноге стало легче.

    В 2009 г. весной стали чистить источник – нужно было убрать сухую траву, мусор. В это время кто-то бросил горящую спичку. Далее вспоминает Светлана Михайловна: «И моментом вспыхнуло – а там же сухой будыль, двухметровый забор. Моментом понеслось-понеслось, враз…

    Сухо все сухо, была погода сухая. Надежда Егорова была, мы с ней молились: «Николушка Чудотворец, Господи, помоги…» И до забора-то осталось, может, с метр, и потухло. Поливали ведрушками. Но по нашим человеческим меркам невозможно ведрушками… Как порох… Я на колени уже упала, что вот, «Николушка, помоги, Господи, помоги!» Такая молитва должна быть, от всего сердца…».

    Однако не все верят в святость этого места. В первый год у иконы Николая Чудотворца, повешенной на часовне, выкололи глаза. Можно также отметить, что место, хотя за ним и следят, захламлено: прямо в ручеек бросают окурки сигарет, какие-то обертки.

    Итак, на примере с. Каменка и окружающих его деревень мы видим, как постепенно угасают или совсем угасли одни традиции и вновь закладываются традиции новые, создается новая история.

    В статье использованы

    В статье использованы полевые материалы автора и полевые материалы из архива Музея археологии и этнографии Тюменского государственного университета, научная и справочная литература, публицистика, а также сведения, собранные прихожанами церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Каменка и опубликованные в Интернете: Ковыляцких С.М. Село Каменка Тюменского района: www.ihtus.ru; Покрова Пресвятой Богородицы храм: russianchurch. ru; Село Каменка: www.tobolsk-eparhia.ru.
    Благодарю всех тех, кто рассказал о святынях села Каменского и его окрестностей, а также персонально – Светлану Михайловну Ковыляцких и Екатерину Антоновну Железнову.

    Елена Ермакова,
    г. Тюмень

    История перенесения мощей Николая Чудотворца в Лидо

    Принято считать, что мощи Николая Чудотворца почивают в Итальянском городе Бари, и далеко не всем известно, что их часть находится на острове Лидо в приходе Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции. Как они оказались там?

    Дело в том, что Венецианская республика принимала непосредственное участие в первых крестовых походах, из которых печально известный - Четвертый, направленный исключительно против Византии и Православия, был организован и оплачен венецианцами. Этим объясняется отчасти тот факт, что в Венеции до сего дня сохраняется великое множество мощей православных святых: они оказались среди трофеев, захваченных в Константинополе.

    В 1096 году папой Урбаном II был объявлен I Крестовый поход против сарацинов, в котором приняли участие западные правители, собравшие войска и назвавшие себя крестоносцами.

    Венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, которых они победили и многих из которых взяли в плен. Когда поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини пожелал взять мощи Святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины».

    С кораблей в город были посланы соглядатаи, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения верных службы совершались всего лишь однажды в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

    Когда крестоносцы вошли в базилику Святителя Николая, они нашли ее пустой. Там были только четыре стража, приставленных ее охранять. Стражи показали разбитую раку мощей Святителя и сказали, что приезжали барийцы и забрали часть мощей святого (десятилетием ранее, в 1088 году – прим. pravoclavie.info). Они сказали: «это гробница, из которой барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Была также часть мощей, которую, по их словам, еще раньше забрал император Василий, чтобы перевезти в Константинополь; куда они были помещены впоследствии, неизвестно.

    Венецианцы не поверили грекам и разобрали гробницу, где нашли только воду и «масло» (возможно, так именует автор хроники миро), а затем обыскали всю церковь, по словам хрониста, перевернув все вверх дном. Параллельно с поисками мучили стражей, один из которых не выдержал пытки и попросил позволить ему поговорить с епископом.

    Епископ призвал его рассказать о том, где лежат мощи, но страж только начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова мучить его. Тогда тот снова возопил к епископу, который, наконец, приказал прекратить мучения, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых - предшественников Святителя Николая: священномученика Феодора и св. Николая-дяди - оба были епископами Мир.

    Они погрузили мощи на корабль и уже хотели было отплыть, когда некоторые из их замедливших в церкви товарищей сказали, что почувствовали чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

    Тогда некоторые жители вспомнили, что епископ в большие праздники не совершал службу в приделе Святителя Николая, но уходил в помещение, находившееся поблизости. Там устанавливали переносной престол, на котором он и служил. На потолке комнаты, кроме того, помещалась фреска, изображавшая Святителя Николая. Таким образом, благовоние, источаемое на том месте, и икона подсказали крестоносцам, где им искать мощи Святителя.

    Тогда венецианцы вернулись в церковь, разбили пол алтаря, начали копать и обнаружили другой пол, под слоем земли. Они разбили и его и, убрав большие камни, которые его поддерживали, нашли некий толстый слой стекловидного вещества, в середине которого находилась масса из окаменевшего как бы асфальта. Когда ее вскрыли, внутри увидели там еще, как говорит хронист, другую спекшуюся смесь металла и асфальта и внутри нее находились святые мощи чудотворца Николая. По всей церкви распространилось чудесное благовоние.

    Энрико Контарини завернул мощи святителя в свою епископскую мантию. Здесь же произошло первое чудо при мощах святого Николая - пальмовая ветвь, привезенная Святителем из Иерусалима и положенная с ним во гробе, дала побеги. Ветвь венецианцы взяли с собой как свидетельство силы Божией.

    На том месте, где были положены мощи, нашли надпись по-гречески, гласившую: «Здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

    Хронист ссылается на неназванные греческие источники (по его словам, «анналы») для объяснения причины, почему мощи были так глубоко закопаны и так тщательно скрыты. Император Василий I Македонянин (867-886) хотел перевезти эти мощи в Константинополь, но неким чудесным образом удержанный от этого, захотел сделать так, чтобы никто другой не мог бы взять то, что не смог взять он, и потому повелел запечатать и закопать их в одном из помещений церкви.

    Об этой попытке косвенно упоминают и обе барийских летописи, о которых скажем несколько более подробно ниже: в хронике Никифора повествуется, что жители Мир Ликийских, увидев, что оказались лишены своей святыни, восклицали: «вот, согласно нашему греческому летописцу, прошли 775 лет, в течение которых ни император, ни кто-либо другой не могли совершить такого деяния». Другой барийский хронист, Иоанн архидиакон, пытаясь обосновать, таким образом, Божие произволение на вывоз мощей из Мир в Бари, говорит, что многие владыки и сильные мира пытались в прежние века вывезти мощи, но тщетно.

    По возвращении домой участники похода были встречены с великим торжеством дожем, народом и клиром Венеции. Мощи были временно положены для поклонения в одной из церквей. У святыни совершались множественные чудеса и исцеления больных. Затем они были положены в церкви Святителя Николая бенедиктинского монастыря на острове Лидо, откуда войско отправилось в поход и куда по обету должны были положить мощи святого, хотя относительно места их положения существовали разные мнения.

    Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 12 июня (30 мая), а привезены в Венецию 19 (06) декабря в день памяти святителя Николая. Их положили в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Анонимный автор рукописи, датируемой 1101 годом и повествующей о перенесении мощей в Венецию, рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей Святителя, свидетелем многим из которых был он сам лично, когда исполнял послушание певчего монастырского хора.

    Почитание православными верующими мощей святителя Николая и других святынь Венеции сегодня.

    Верующие прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции стараются вновь «открыть» православные святыни для русских паломников. Собираются материалы для публикаций, готовится «Путеводитель по святыням Венеции», служатся молебны и литургии на мощах святых. Постепенно мы узнавали о святынях все больше и рассказывали об этом в России. Сразу же число паломников, прежде небольшое, увеличилось, так что даже была открыта приходская паломническая служба, готовящая путешествия по Северу Италии.

    В церквах Венеции почивают мощи святого праведного Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, святого Первомученика и архидиакона Стефана, святого апостола и евангелиста Марка, святых Патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого, двух Патриархов Константинопольских - борца с иконоборчеством св. Германа и святого Евтихия, бывшего председателем V Вселенского Собора.

    Назовем также мощи первого монаха - прп. Павла Фивейского, святой мученицы Христины Тирской, святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, столь почитаемых в Русской Церкви, святой мученицы Лукии Сиракузской, мученицы Валерии, святого мученика Павла, преподобной Марии Вифинской, называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персиянина, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, святого апостола и евангелиста Луки в Падуе, а также наиболее важные части мощей особо чтимых святых: рука св.великомученика и целителя Пантелеимона, десная рука святителя Василия Великого и рука святителя Иоанна Златоустого.

    В Венеции сохраняются несколько игл из тернового венца Спасителя, который некоторое время сохранялся в Венеции по пути во Францию, и еще великое множество мощей святых и прочих святынь.

    Как и кому помогает святитель Николай?

    Имя святителя Николая чудотворца известно и почитаемо во всем мире. Этот святой покорил души людей своим милосердием к ближним. Он и после своего отшествия из тленного мира продолжает помогать просящим его в различных житейских нуждах.

    Святитель Николай по праву считается покровителем путешествующих. К нему обращаются моряки перед плаванием. Когда-то еще до епископства будущий святитель Николай пошёл учиться в Александрию. Воз вращаясь из Миры в Александрию, святой Николай воскресил Божией благодатию моряка, сорвавшегося во время шторма и погибшего от удара о палубу.

    Много раз святитель спасал людей от неминуемой смерти во время автомобильной катастрофы. Многие водители на себе испытали его чудодейственную помощь в сложных дорожных ситуациях.

    Перед выездом на дорогу многие водители в России, Греции и других странах читают или поют тропарь святителю:

    Правило веры и образ кротости, Воздержания учителю, Явися стаду твоему, Яже вещей истина, Се бо ради стяжал еси смирение высокое, Нищетою богатое. Отче священноначальниче Николае, Моли Христа Бога Спастися душам нашим.

    Ученые восстановили внешность Святителя Николая по его мощам

    На основе археологических и анатомо-антропологических исследований ученые описали реальный облик святителя Николая Мирликийского: его рост, комплекцию и даже черты лица, а также определили болезни, которыми страдал Чудотворец.

    фото

    Для проведения анатомо-антропологического исследования святых мощей была вскрыта гробница в Бар. Экспертизу проводил профессор Луиджи Мартино. Он сделал заключение и о болезнях святого. Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес святитель Николай в тюрьме - его пытали на дыбе.

    Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки. Профессор Мартино считает, что эти изменения вызваны долгим многолетним влиянием тюремного холода и сырости (святой провел в темнице около двадцати лет).

    Профессор Луиджи Мартино в результате изучения останков установил, что лик, изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека: "По строению черепа и скелета святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе, для которой характерны средневысокий рост и смуглая кожа. С высоким лбом, с носом, стремящимся к орлиному, выступающими скулами и подбородком, скелетом средней крепости".

    Антропологическое исследование мощей свидетельствует о том, что великий святой не ел мяса, а употреблял только растительную пищу.

    Определен и рост Николая Чудотворца - 167 сантиметров.

    Российские художники, используя современные компьютерные технологии, попытались воссоздать облик Николая Чудотворца.

    https://vk.com/

    Святые источники Тюменской области

    На территории Тюменской области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, есть несколько святых источников. Открывались они людям в разное время, их появление, как это всегда происходит со святынями, сопровождалось чудесами. Все они по глубокой вере исцеляют даже от тяжелых неизлечимых современной медициной болезней.

    Колодец около деревни Криванково в Юргинском районе.

    Есть разные версии, когда и как появился святой источник Криванковский колодец. Кто-то говорит, ему сто лет, кто-то, что он «всегда тут был». Но, судя по свидетельствам, он появился где-то до или после революции 1917 года. Многих людей исцелил этот святой источник.

    Ивановский колодец в селе Черемшанка Ишимского района.

    Считается, что святой источник Ивановский колодец появился в XVIII веке. Его возникновение связано с явлением в этом месте чудотворной иконы Иоанна Предтечи.

    Источник во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Каменка Тюменского района.

    По рассказам старожил с давних времен в селе Каменка Тюменского района в двухстах метрах от Храма Покрова Пресвятой Богородицы бил источник Николая Чудотворца. Во времена безбожия его завалили мусором и всяким хламом. И только где-то в 2002 году колодец начали очищать, облагораживать, его осветили. Со всей округи едут сюда за святой водичкой, целебная она, чудесная.

    Источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в селе Рафайлово Исетского района.

    О «Живоносном источнике» в селе Рафайлово Исетского района, который в народе прозвали «ключиком», знали испокон веков. Вода в нем была необычайно чистая, исключительная, исцеляющая. В начале в этой местности Господь дал людям четыре источника. В годы советской власти удалось сохранить только этот святой «ключик», находящийся на краю села в ложбинке среди березок и елочек, да еще один, который сейчас в собственности, поэтому закрыт для доступа простым желающим.

    Святой источник святителя Иоанна митрополита Тобольского.

    В чаще леса среди берез и осин на территории Самотлорского месторождения в 70 км. от города Нижневартовска расположен святой источник святителя Иоанна митрополита Тобольского. Это одно из самых благоустроенных святых мест в Тюменской области. По рассказам здесь исцелилось немало людей.

    Не действующие почитаемые источники Тюменской области:

    Ключ близ с. Рябово (Викуловский район),
    колодец на кладбище в с. Прокуткино (Ишимский район),
    ключ в д. Большие Чирки (Голышмановский район)
    Почитаемые водные источники как часть культурного ландшафта Тюменской области представлены системно и комплексно.

    Они показаны как объекты, существующие «внутри» определенного природного ландшафта, на фоне селения, сообщества людей и их хозяйственной деятельности, а также через призму духовной культуры и языковой системы.

    Все источники рассмотрены как часть истории – региона и страны, конкретного человека и определенных социальных групп.

    Достопримечательности Тюмени и Тюменской области

    Тюменский острог
    Православные храмы Тюмени
    Культура и искусство Тюменской области
    Книга "Художники Тюмени"
    Сборник научных статей и документальных материалов
    Черные дни русского православия. Тюмень - 1992
    Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках)
    Рабочие эскизы, мастерской сообщества
    Археологические путешествия по Тюмени и ее окрестностям
    Молодежные сообщества и субкультуры Тюменской области
    Сибирская, Тобольская, Тюменская губерния
    Истоки советско-израильских отношений - монография. Тюмень
    Свобода вероисповедания по-советски: Тюменская община 50-ов
    Российский Оксфордский фонд ТГУ - Новые горизонты
    Ненцы Европейского Севера
    Тюмень на перепутье власть и общество в 1917-1921
    Митрополит Тобольский и Сибирский Филофей Лещинский
    Мы, крестьяне Великой Сибири
    Общественный туалет "WC" на русском кладбище
    Начало христианизации аборигенного населения Сибири
    Система воеводского управления
    Русские в Сибири в XVII веке
    Динамика численности газетной прессы Сибири
    Заметки о Тюмени (1906-1956 гг.)
    Сгорели с пением "Интернационала"
    Поколение СССР, не знает ни России, ни русского народа!
    Разгул воинствующих безбожников в Тюмени
    К этимологии, происхождения имени г. Тюмени
    Мумия Ленина в Тюмени
    Чему учила, советская школа, оккупированное, население России?
    Почему в РФ нет Дня защитника Отечества от большевизма?
    Тобольскъ
    История становления Тобольской семинарии
    Житие Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и всея Сибири
    Святой черносотенец, Гермоген, епископ Тобольский
    Г. Распутин. Расследование. Сборник статей
    Проект памятника, Русскому Народу, Борцу с «борцами» революции

    Просмотров: 329 | Добавил: providenie | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 140

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году