Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2016 » Август » 11 » • Местоблюститель из Ватикана •
21:03
• Местоблюститель из Ватикана •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • Свидетельство внешних
  • Свидетельство верных
  • Почему митрополит Кирилл?
  • Чем может обернуться патриаршество Кирилла?
  • Святейший миф
  • Не миф, но миф
  • Пролог к мифу
  • Зачем любил ты Рим, владыка Никодим
  • Табачный митрополит
  • Торг здесь уместен
  • Повязанные "кровью"
  • Религия РПЦ
  • Патриарх против Иисуса
  • Антихрист
  • Примечания
  • Предисловие

    С великим недоумением встретили духовенство и верующие весть об избрании местоблюстителем патриаршего престола председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ведь должность местоблюстителя по умолчанию означает кандидатуру на Патриарший престол

    Согласно Уставу РПЦ (IV, 17) кандидат в Патриархи должен «отличаться приверженностью к каноническому правопорядку; пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа; «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7)».

    То, что кандидатура м. Кирилла не проходит ни по одному из указанных требований слишком очевидно, чтобы можно было закрыть на это глаза. Ведь после извержения из сана епископа Диомида трудно найти более скандальную личность во всей нашей иерархии, чем м. Кирилл.

    Причем негативное отношение к этой кандидатуре сформировалось как у внешних, так и у «внутренних», т.е. верных чад РПЦ.

    Свидетельство внешних

    В середине 90-х годов разразился скандал, связанный с обнародованием факта сбыта м. Кириллом импортных сигарет, получаемых им по каналам гуманитарной помощи Церкви. Опираясь на таможенные документы, журналисты установили, что сигареты поставляла фирма “Филипп Моррис Продактс Инк.”. Сигареты шли из Швейцарии, из города Базеля, Гютерштрассе, 133.

    Все ссылки в таможенных документах — на некий договор о гуманитарной помощи Русской православной церкви от 11 апреля 1996 года. На тех же таможенных документах было обозначено: “Производитель: RJR Tobacco (США).

    Продавец: ОВЦС Московской патриархии”, адрес склада: г. Москва, Даниловский вал, 22, Данилов монастырь. Помимо сверхприбылей от продажи сигарет, выяснилось, что м. Кирилл через возглавляемый им ОВЦС занимается торговлей алкоголем, туристическим бизнесом, драгоценными камнями, нефтью и т.д.

    При этом фирмы, учрежденные м. Кириллом через некоторое время исчезают, что позволяет ему выступать с опровержениями, а на их месте появляются новые.

    На Лидию Михайловну Леонову, дочь повара Ленинградского обкома КПСС (которую называют незаконной женой, а иногда — сестрой митрополита), точнее по ее домашнему адресу в Смоленске зарегистрирован ряд коммерческих предприятий.

    Также, согласно сведениям, в те или иные годы поступавшим в СМИ, м. Кирилл владеет недвижимостью в Швейцарии, а на его счетах в банках США и Европы лежат миллиарды долларов, а в России им (совместно со своим бывшим заместителем митр. Климентом) учрежден банк Пересвет.

    Учитывая, что огромные деньги владыки практически не шли на пользу Церкви, все эти сведения, многие годы поступавшие в СМИ, создали м. Кириллу соответствующую репутацию – репутацию человека, служащего не Богу, а мамоне.

    При этом необходимо отметить, что вся вышеуказанная деятельность м. Кирилла противоречит церковным канонам. Епископ – монах, а монаху возбраняется иметь собственность. Конечно, русские верующие не фарисеи, и если бы м. Кирилл был владельцем, например, частного домика и автомобиля, а не «заводов, газет, пароходов», никто бы ему в вину этого не ставил.

    Кроме того, канонические правила запрещают клирикам давать деньги в рост, и вообще получать процент любым из существующих способов [1], в том числе через банки.

    Свидетельство верных

    Безусловно, грех экуменических молитв с иноверцами можно инкриминировать многим иерархам советского извода. Но если многие иерархи участвовали в экуменическом движении вынужденно, то м. Кирилл является убежденным экуменистом и до сего дня. Всемирный Совет Церквей, по словам м. Кирилла, «является для нас общим домом.

    Православные воспринимают его как свой дом и хотят, чтобы этот дом был колыбелью грядущей Единой Церкви» [2].

    Положение усугубляется тем, что в РПЦЗ экуменизм осужден соборно. Каждый год в Неделю Православия во всех храмах РПЦЗ, а после объединения и во многочисленных храмах РПЦ провозглашается анафема экуменистам.

    Но митрополит Кирилл идет далее: в ноябре 2007 года он заявляет, что канон о запрете на молитвы с еретиками «работает» в отношении раскольников, но «не работает» в отношении католиков и протестантов. Мало того, нынешний местоблюститель вообще не считает католиков еретиками и утверждает, что католицизм и православие – это две части одной расколовшейся Церкви.

    Согласно учению м. Кирилла, «после разделения церквей в 1054 году на православную и католическую, тем более после возникновения в XVI веке реформатских церквей никаких вселенских соборов не собиралось. Значит, формально ни один вселенский собор не осудил существующие конфессии как еретические.

    Но в современных конфессиях представлен ведь широчайший спектр богословских взглядов. И, несомненно, есть конфессии, о которых мы можем сказать, что в их учении присутствует ересь — то есть, то, что противоречит учению древней неразделенной Церкви».

    Тот факт, что в 1054 г. Римский Патриархат отпал от полноты Православной Кафолической Церкви м. Кирилл превращает в «разделение Церкви» на восточную и западную. Также игнорирует м. Кирилл известный любому мало-мальски богословски образованному человеку факт, что католическое учение противоречит догматам Вселенских Соборов, а также осуждалось Поместными Соборами, решения которых приняты всеми Поместными Православными Церквями. Кроме того, сама католическая церковь предает «анафеме» (а в иное время и истребляет физически) всех, кто не следует ее еретическим догматам.

    Также известно, что в своих проповедях м. Кирилл проповедует католическую ересь о том, что на Пресвятую Богородицу не распространялись последствия первородного греха. В своей книге «Слово пастыря» м. Кирилл пишет : «Как свидетельствует церковное предание, еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились».

    Отвечая на вопрос о том, является ли католический догмат о Непорочном зачатии Девы Марии еретическим, м. Кирилл отвечает: «Мы не можем так сказать. Мы можем сказать, что этот догмат не присутствовал в предании Церкви первых семи Вселенских соборов. Этот догмат ставит вопрос для богословского диалога между православными и католиками.

    И если нам удастся выяснить, что в учении древней Церкви элементы этого догмата присутствовали, то его формулирование не может быть признано еретическим». Сам же митрополит учит, что «Господь спасает мир вместе со Своей Матерью.

    Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына, ибо Она уже предочищена Духом Святым от влияния первородного греха».

    Еретическими, по мнению м. Кирилла, не являются не только католическая и протестантские конфессии, но и дохалкидонские восточные деноминации. «Эти церкви нельзя назвать еретическими, монофизитскими, потому что они никогда не исповедовали единой природы Христа.

    Вся трагедия взаимоотношений "восточных" православных церквей, к которым относимся и мы, и "ориентальных" православных церквей (это условные обозначения, ведь "ориентальные" в переводе и значит "восточные") в том, что между нами различия — в терминологии, а не в сути вероучения», — заявляет м. Кирилл, утаивая, что его слова справедливы только в отношении Армянской Апостольской Церкви.

    Иногда митрополиту Кириллу ставят в заслугу борьбу с католическим прозелитизмом в России. Но что стоит за этой борьбой?

    Дискутируя на эту тему с католиками, нынешний местоблюститель Патриаршего Престола говорит: «Ватикану не следовало бы оспаривать принцип канонической территории еще и потому, что, ссылаясь на него в своих отношениях с католиками, православные тем самым продолжают считать католические церковные структуры связанными общими для обеих Церквей каноническими нормами Древней Церкви».

    В этом же контексте несколько лет назад м. Кирилл рассказывал по радио, как отказал католической общине в ее просьбе о присоединении к Православию, по той причине, что община находилась в Европе, т.е. на «канонической территории» Ватикана.

    Все это показывает, что председатель ОВЦС признает за католиками «канонические территории», а каноническое право использует не как пастырь, а как криминальный авторитет. Канонические территории для него — исторически сложившиеся зоны влияния клерикальных кланов, где вероисповедание как таковое не имеет значения.

    Новоиспеченный местоблюститель борется с католическим прозелитизмом не за Веру, а потому, что видит в католиках конкурентов.

    Путь м. Кирилла – это путь превращения церкви в государство под предлогом создания «сильной Церкви».

    Это путь Ватикана – стремление не духовным авторитетом, а административными мерами повести паству как стадо, поработив совесть верующих внешним авторитетом.

    Почему митрополит Кирилл?

    После объявления об избрании м. Кирилла местоблюстителем Патриаршего Престола многие задались вопросом: а почему именно Кирилл? По традиции, эту должность должен был занять либо управляющий Московской епархией митрополит Ювеналий, либо иерарх, занимающий первую после Московской по значению кафедру, т.е. митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

    В последнем случае Церковь получила бы еще и сильный фактор укрепления единства между РПЦ и УПЦ.

    Догадаться о причинах данного решения можно из факта, в 90-х годах озвученного в печати. Когда бывший нардеп и бывший священник Глеб Якунин начал было извлекать на свет дела архиереев из архива КГБ, м. Кирилл (проходивший в органах как «агент Михайлов») выкупил архивные документы, при помощи которых сформировал базу компромата.

    Известно, что при СССР органы старались допускать к рукоположению в епископский сан преимущественно тех, кого, в случае чего, можно было бы шантажировать компроматом.

    Учитывая, что весь Синод – это всего лишь 7 епископов еще советского извода, логично предположить что могло их заставить проголосовать именно за м. Кирилла, а не за того, чья кандидатура была бы более уместна.

    Кстати, существуют сведения, что когда Святейший Патриарх Алексей по тем или иным вопросам пытался урезонивать председателя ОВЦС, м. Кирилл вбрасывал в СМИ документы, марающие облик Предстоятеля.

    Чем может обернуться возможное патриаршество М.Кирилла?

    Если м. Кириллу удастся добиться своего избрания Патриархом Московским и всея Руси, можно констатировать, что доверие к Церкви, которое до этого было предельно высоким, резко упадет. В самой Церкви может начаться невиданный доселе раскол, по сравнению с которым «диомидовщина» покажется детской песочницей.

    Уже сейчас многие верующие, священники и даже епископы не возносят имени назначенного Синодом местоблюстителя за богослужением.

    В Украинской Православной Церкви, пророссийские слои которой являются одновременно и жёстко антиэкуменическими, в случае избрания м. Кирилла Патриархом резко упадет антиавтокефальный пафос, и она устремится к окончательному отделению от РПЦ.

    Для государства последствия воцарения м. Кирилла тоже окажутся довольно неблагоприятными, ведь именно Церковь в лице доброго пастыря Святейшего Патриарха Алексия, умиротворяла и утешала наш народ. Закономерен вопрос: Готовы ли мы к таким потрясениям, а главное: нужны ли они нам вообще?

    Учитывая все вышесказанное, с уверенностью можно сказать, что если бы для самого митрополита Кирилла Церковь представляла бы большую ценность, чем его капиталы и власть, он сам бы взял самоотвод.

    Тогда стало бы, по крайней мере, понятно, что этот человек всё же не лишен благородства.

    "Святейший" миф

    Патриарх Кирилл (Гундяев) - одна из главных фигур российского медийного пространства - не церковного, символического, а реального - государственного и общественного. Фигура яркая и, на взгляд со стороны, противоречивая: перемена имиджа в течение двух его медийных десятилетий слишком разительна

    фото

    Не "миф", но миф

    Патриарх Кирилл (Гундяев) — одна из главных фигур российского медийного пространства — не церковного, символического, а реального — государственного и общественного. Фигура яркая и, на взгляд со стороны, противоречивая: перемена имиджа в течение двух его медийных десятилетий слишком разительна — от либерального образа "церковника с человеческим лицом" до "великого инквизитора", разящего "глобальную ересь человекопоклонничества".

    Оценки с разных сторон — от большого (но все-таки уменьшающегося) плюса до огромного и стремительно растущего минуса. Хотя ситуация уже такова, что плюс на минус в любом случае дает минус, даже не ноль.

    Тайна противоречий действий "Кардинального Святейшего" — в кардинальной интенции его личности. Интенции, стягивающей в единую прямую линию все зигзаги его "служения".

    И все противоречия оказываются едва ли не мнимостью. Все зигзаги — лишь, говоря языком классической философии, отделимые акциденции, случайно, в зависимости от наличной конъюнктуры, "прилипавшие" к неизменной субстанции.

    Но интенция прикровенна. Она почти неприметна на уровне протокольной биографии. А просматривается только в контексте мифа. Не мифа в обывательском смысле — не того, чего в реальной жизни не было. А мифа подлинного, который один только и дает понять, что и как оно есть на самом деле.

    К этому мифу, назовем его для удобства "внутрицерковным", не причастны светские журналисты, ставящие то плюсы, то минусы — в зависимости от различных слов и действий.

    Но лишь внутрипатриархийные "гностики" — люди, посвященные в тайны патриархийной "кухни" и в тайны ее "поваров". Речь не о "секретных" делах и делишках в духе "Компромат.ru". Но именно о мифе — о символических образах и метафорах.

    Возомнив себя таким "гностиком", попытаюсь этот миф реконструировать. В этой реконструкции не следует искать документальной точности и исторической достоверности: имен "гностиков", фактов, явок, паролей...

    Не тот жанр. Нет нужды здесь касаться и религиозной лирики. Не тот герой. Тут нужны только символы, за которыми и видна кардинальная интенция "Кардинального Святейшего".

    Пролог к мифу
    Авва Никодим: "Я сделаю тебя ловцом человеков"

    Заголовок пролога отсылает к анекдоту, известному в наше время не только патриархийным "гностикам". Именно с него все и начинается. Он — точка отсчета. В стародавние времена в одной из ленинградских подворотен мальчик Володя Гундяев ловил кошек, которых он, как всем известно, не любил и не любит.

    Провидению было угодно, что в этот момент мимо проходил (проезжал) великий священноиерарх. Он остановился, пристально посмотрел на мальчика и сказал: "Володя, оставь кошек, я сделаю тебя ловцом человеков!" С этого дня Володя стал самым любимым и самым любящим учеником влиятельнейшего и талантливейшего митрополита Никодима (Ротова).

    Здесь нет никакой необходимости останавливаться на "никодимовом грехе" и гадать — было это с Володей или не было. Как бы там ни было, все это опять-таки только отделимая акциденция.

    Авва Никодим научил ученика главному — постановке кардинальной цели и эффективному менеджменту. "Мы вынуждены пресмыкаться перед советской властью, но в конце концов сами должны добиться такой власти, чтобы все пресмыкались перед нами". — В этой фразе ни капли грубой мании величия, а только чаяние "торжества Церкви".

    Наглядный пример был перед глазами — Ватикан, в который Авва Никодим был искренне влюблен. Способен ли был на такую любовь его ученик — вопрос, — но то, что там было чему по-настоящему учиться, он понял.

    И стал учиться. Быть может, уже тогда, интуитивно сознавая, что романтическая влюбленность в наличный Ватикан способна привести только к смерти, по-своему красивой, у ног ватиканского Папы. Но его призвание — стать "Папой" самому. В самим собой созданном "Ватикане".

    Монашеский постриг руками Аввы Никодима. Юноша Владимир опять-таки не без рук Аввы становится «отцом Кириллом». Воздыхания старенького профессора Успенского: «Ах, Володя, понимаете ли вы, что принимаете это решение не только за себя нынешнего, но и за себя 30-летнего, 40-летнего, 60-летнего!» Стремительный карьерный рост. Пусть не столь стремительный, как чуть раньше у самого Аввы, но все же.

    С карьерным ростом умножались и необходимые в менеджменте связи, и формирующие имидж церковно-дипломатические миссии, экуменические загранпоездки. — Все то, что с кардинальной интенцией связано неразрывно. А в качестве неизменно сопутствующего ей — как неотделимая акциденция — любовь к прекрасному: Швейцария, горные лыжи, бытовая роскошь, селфи с Джуной, дружба с чуть-чуть диссиденствующей интеллигенцией. Но все в рамках дозволенного, не переступая через расставленные заботливыми руками надзирающих инстанций флажки, даже без намеков на это.

    Легкий диссидентский и церковно-либеральный флер окутывал в то время уже епископа Кирилла и в его бытность ректором Ленинградской духовной академии. Покровительство Кочеткову.

    Преподавание ученого литургиста католика-иезуита Мигеля Аранца и его регулярное причащение в алтаре за ректорскими литургиями. Уроки физкультуры для семинаристов. Первый в истории РПЦ МП регентский класс для девушек.

    Знакомство и дружба с «кузиной» (так называемой двоюродной, а по другой версии патриархийных спикеров, троюродной сестрой — фигуранткой пыльно-квартирного сюжета 2012 г.). Но все это под покровом Аввы Никодима.

    Тогда же стал формироваться миф о чуть уступающих лишь самому Никодиму уме и образованности Кирилла. Но это, скорее всего, только обывательский, неподлинный миф.

    Цитирую по памяти одного патриархийного "гностика": "Да нет у него ни настоящего ума, ни тем более образования, а только хорошо поставленный голос и интонация".

    Речь тут, конечно, не просто о голосе как голосе, а о природных ораторских способностях, отшлифованных аутотреннингом.

    "В то время он приобрел книгу Дейла Карнеги — по ней всему и научился — жестам, мимике, не сходящей с лица улыбке, речевым интонациям — путь к успеху...", — свидетельствовал другой "гностик".

    Еще один "гностик" рассказывал, как на дружеской ОВЦСовской пирушке кто-то из старших ради забавы попросил: "Кирилл, ты же у нас Златоуст! Вот скажи нам прямо сейчас проповедь?! — О чем? — А вот, например, палец, — поднял вверх указательный палец любитель застольной проповеди... — Палец.., — начал Златоуст. — Перст. Указующий перст Божий...". Ну и так далее. Вышло складно и эффектно — компания дружно хохотала.

    О том же и следующий истинно "гностический" миф-символ. Уже в сане митрополита Кирилл (Гундяев) с неким несановным, но в силу личных качеств влиятельным патриархийным "гностиком" ехал в служебной машине на конференцию, на которой оба должны были выступать в качестве докладчиков.

    И вдруг митрополит говорит: "А хотите пари? — Какое? — Вы доклад готовили? — Ну так. — О чем? — О том-то. — А давайте я Вам минут за десять предложу какую-нибудь другую тему для доклада, а Вы также — мне, и по этим темам выступим? А потом решим, у кого лучше вышло". Собеседник согласился. Блестяще, на вкус публики, выступили оба...

    Именно так складывался и сложился феномен "Слова пастыря". Именно этим "хорошо поставленным голосом", карнегианскими приемами и не сходящей с лица улыбкой митрополит Кирилл очаровывал в 90-е годы не только обывателей-телезрителей, не только творческую интеллигенцию, но и руководство Гапзрома во главе с Вяхиревым и прочие руководства.

    Кстати, об улыбке. По ее поводу еще один патриархийный "гностик" предложил в кругу коллег интересный эксперимент. Разглядывая свежий номер ЖМП, кто-то из них заметил: «Патриарх (Алексий Ридигер — А.К.) на фото всегда уныл, а Кирил светится улыбкой. — А Вы закройте нижнюю часть его лица и посмотрите, чем он светится?!» Закрыли, посмотрели, сосредоточенно замолчали...

    Но это все, уже несколько забегая вперед, в самый, пожалуй, счастливый период жизни будущего "Кардинального Святейшего". Тогда, кстати, было не одно лишь приятие со всех сторон, но и много борьбы. Но борьбы ровно столько, сколько побед...

    фото

    "Зачем любил ты Рим, владыка Никодим"
    (патриархийная народная песенка)

    А задолго перед тем, в 1978 г., его, еще незамоторевшего в эффективности "менеджера", постигла первая карьерная катастрофа — смерть совсем еще нестарого Аввы Никодима. Влюбленный в Рим он умер от инфаркта в буквальном смысле в ногах Римского Папы Иоанна Павла I, в день его интронизации.

    И словно передал ему дыхание смерти: Папа скончался через 25 дней и тоже от инфаркта (его понтификат — со дня избрания — продлился 33 дня). Относительно этих двух смертей существуют некоторые конспирологические версии, но мы их здесь касаться не будем.

    Лишившись надежного покровительства Аввы Никодима, архиепископ Кирилл не лишился сразу всего — а только должности заместителя Патриаршиего экзарха в Западной Европе (экзархом был сам покойный митрополит). И был еще чуть подвинут в сторону Финляндии (назначен управляющим двумя финскими приходами РПЦ МП) как викарий Ленинградской митрополии.

    Однако ректором академии, хотя и под непрестанным присмотром и давлением нового Ленинградского митрополита – консервативного Антония (Мельникова), оставался до 1984 г., успев обзавестись к тому времени еше некоторыми важными должностями — в частности, зампреда ОВЦС. — Сплоченный клан никодимовцев так просто любимца Аввы сдавать не собирался.

    Но в 1984 г. случилась вторая карьерная катастрофа. Его, кандидата на Ленинградскую кафедру и на пост главы ОВЦС, вдруг переводят в Смоленск: в то время — самое что ни на есть церковное захолустье.

    Сам он объяснял это поражение местью советской власти за его диссиденство — отказ проголосовать в 1980 году против резолюции Всемирного совета Церквей, осудившей ввод советских войск в Афганистан.

    Но патриархийные "гностики" объяняют это фиаско Гундяева успешной спецоперацией клана "лаврских", конкурировавших с никодимовцами и значительно усилившихся после смерти вождя конкурентов.

    Впрочем, и в Смоленске Кирилл не упал духом, не изменил кардинальной цели. Создал небедную епархию, а потом и образцовую семинарию («межъепархиальное училище») с либеральными традициями ЛДА.

    В миниатюре обкатал модель собственной церковной "империи", своего чаемого "Ватикана".

    фото

    "Табачный митрополит"
    (народная мудрость)

    После смерти Патриарха Пимена, когда начался большой размен между архиерейскими кланами, — Патриархом стал "лаврский", хотя и ленинградец, Алексий (Ридигер). Но и архиепископ Кирилл вновь оказался на кону и получил председательство в ОВЦС и — по должности – постоянное членство в Синоде.

    Вошел в высший эшелон управляющей Московским патриархатом элиты. Москва стала вторым, а вскоре и первым домом — в налаженной епархиальной жизни Смоленска все шло своим чередом.

    Во время крушения СССР митрополита Кирилла однажды сильно подвела интуиция и он допустил грубую ошибку, которая при ином раскладе могла обернуться очередной катастрофой. — В августе 1991-го он поспешно присягнул, не публично, конечно, ГКЧП. Но обошлось.

    Время горячее: новой российской "гвардии" было не до него. И сам он постарался мгновенно реабилитироваться, тут же "включив" либеральный тренд, в котором по опыту времен ректорства в Ленинградской академии чувствовал себя комфортно.

    К середине 90-х глава ОВЦС уже полностью втянулся в имидж самого открытого, просвещенного, толерантного иерарха, "отца" талантливой церковной молодежи, двигателя реформ и обновления. Стал главной медийной фигурой Московской патриархии. Еженедельное "Слово пастыря" не многим по психотерапевтическому эффекту уступало телесеансам Кашпировского.

    Но под образом открытого церковного либерала скрывалась, как это и водилось в то время, сущность дельца, "эффективного менеджера", мастера подковерных политических интриг.

    Митрополит Кирилл, наконец, начал создавать собственный "Ватикан". Собирал команду преданных подмастерий. Налаживал связи в новой политической и экономической элите. Сам становился ее частью. ОВЦС превратился в "империю в империи" РПЦ МП.

    Создание "Ватикана", как и поддержание сносного уровня личной жизни, требовало финансовых вливаний. Митрополит Кирилл не довольствовался щедрыми спонсорскими подаяниями, он любил и уже привык все делать сам. Нужен был собственный бизнес. Так возник феномен "табачного митрополита". "Митрополит Курил" — окрестили его в народе.

    Трудился он на этом поприще как "раб на галерах". Подобно императору Петру, все брал под свой жесткий контроль, ко всему прикладывал собственные голову и руки. Самолично в мельчайших деталях разрабатывал "гуманитарные" водочно-табачные схемы. "В это время он полносться был поглощен этим делом. Они с Сергеем Сергеичем (партнер Кирилла по водочно-табачному бизнесу) часами что-то обсуждали, запершись в даниловском кабинете".

    Вышло все на зависть даже видавшим виды финансистам-теневикам. Но когда дошло до бюрократических формальностей, Кирилл "скромно" отошел в тень, передав "лавры победителей" своим начальнику и заместителю — необходимые документы по сделкам подписывали — основные — Патриарх Алексий (Ридигер), — вторичные — архиепископ Климент (Капалин).

    Последний, согласно "гностической" молве, после возвращения из американских далей был приставлен к митрополиту Кириллу в ОВЦС в качестве "патриаршиего ока" (смотрящего). Кирилл, это, конечно, знал. И потому крепко-накрепко завязал глаза Климента черной непроницаемой повязкой. Кабинеты их были по разные концы одного коридора, но свои начальственные директивы митрополит спускал архиепископу только через секретарей, главным образом, по факсу.

    Виделись они редко — и ни тот, ни другой не чувствовали в этом никакой внутренней потребности. Визитами начальника архиепископ Климент был полностью обделен и занимался, по большей части, исполнением патриарших поручений, вопросами финансирования возглавляемой им Калужской епархии и прочими не относящимися прямо к ОВЦС делами.

    Впрочем, едва ли не единственный раз председатель ОВЦС навестил своего зама по случаю его 50-летия. Пришел в сопровождении свиты, с подарком и огромным букетом роз. И саказал краткое, но прочувствованное поздравительное слово.

    После которого юбиляр долго грустил: "Ваше Высокопреосвященство! Когда Святейший предложил Вас ко мне в отдел, я пытался отказаться. Но он настоял. Вы же знаете, что я работаю только со своими людьми. Вы — не наш человек. Тем не менее, с радостью отмечу, что за время нашего сотрудничества Вы приобрели два очень важных качества — усидчивость и аккуратность".

    Так поздравить своего 50-летнего "надзирателя" мог только настоящий оратор и, в особом роде, изощренный психолог, мастер, как сейчас сказали бы, тонкого троллинга.

    Позднее, когда дошло до заказных скандалов в центральной прессе, Климент (Капалин) стал одним из главных их фигурантов. "Человек Кирилла", — говорили о нем профаны, не знавшие о действительных патриархийных раскладах. А он, человек Алексия, был совершенно не при делах, он лишь подписывал подкладываемые ему документы и тем "засвечивался" перед журналистами.

    И Патриарху, и зампреду ОВЦС какие-то крохи с табачного бизнеса, конечно, перепадали. Но, судя по исходящим от "гностиков" слухам, именно что крохи. Маленький процент в банке "Пересвет" да по "пачке сигарет". Впрочем, со временем лишили и процента: "Пришли от Кирилла люди с новым пакетом документов, в которых проценты за подписи были обнулены".

    Патриарх Алексий сам ничего не мог сделать с митрополитом Кириллом — он его просто боялся. Тот мог позволить себе "заткнуть Святейшему рот", в глаза иронизировать над ним, стучать кулаком по столу на заседаниях Синода. Поэтому Патриарх пытался бороться с "чудовищем" через готовых к борьбе подручных — двух митрополитов поочередно — главного штатного хозяйственника управделами МП Мефодия (Немцова) и самого управделами Сергия (Фомина).

    Противники "Кардинального" подключили центральную прессу. О Кирилле (Гундяеве) и его бизнес-империи писались и публиковались в рейтинговых газетах разгромные разоблачительные статьи. За недетские гонорары. Однако гонорары-гонорарами, а разоблачать-то действительно было что.

    Но митрополит Кирилл в тот период чувствовал, что называется, особый драйв. Он любил бороться и побеждать. В итоге его не лыком шитые противники были повержены и изгнаны из высших сфер: один оказался в солнечном Казахстане (в настоящее время митрополит Пермский), другой — в Воронеже.

    Восхождение на Олимп, не столь быстро, как хотелось бы, тем не менее продолжалось. А знаковые вехи пути перемежались будничной рутиной, давая место отдыху от грандиозных баталий.

    Торг здесь уместен

    В 2002 г. на Синоде, наконец, одобрили кандидатуру во епископы Иоанна (Хомы), не в первый раз предлагаемую старым никодимовцем — митрополитом Минским Филаретом (Вахромеевым). В МДА Хома был известен тем, что окончил ее скоропостижно — "экстерном", как сказано в его официальной биографии.

    В переводе с церковно-протокольного на "гностический" язык внутрицерковного мифа это означает, что был он пойман с поличным как содомит. Криминал здесь именно в том, что пойман с поличным, грубо засветился. И тем не на шутку взволновал благочестивых пиджачников-профессоров.

    Под их давлением на ректорат он и был "закончен" в академии "экстерном". Вернувшись в родную Беларусь, Хома очень быстро стал расти по карьерной лестнице, покровительствуемый Филаретом. И вот свершилось: секретарь Минской епархии архимандрит Иоанн (Хома) становится, по решению Священного Синода РПЦ МП, епископом.

    Один очень уже пожилой и чрезмерно старомодный сотрудник ОВЦС, впрочем, уважаемый и необижаемый за какие-то былые заслуги и просто по выслуге лет, при встрече с Главным рискнул спросить: "Как же так? Хома-то того...

    Разве не помните скандал в МДА? — Как не помнить, помню, — улыбаясь ответил Главный. А потом, слегка пожурив идеалиста за идеализм, пояснил: Он (митр. Филарет) его на Синоде уже в третий раз двигает. Отказывать нельзя, а то при случае какого-нибудь моего кандидата блокировать начнет".

    фото

    Повязанные "кровью"

    Выше уже упоминалось, что Кирилл изначала ставил себя вождем талантливой церковной молодежи, тщательно подбирал команду верных "гвардейцев", двигал их по карьерной лестнице.

    В 80-е в православие влюбился юноша из Московской консерватории. Ради монашеского зова консерваторию он бросил. Зачитывался Игнатием Брянчаниновым (которого впоследстви едва ли не возненавидел), чаял обожения...

    При этом был хорошо воспитан, умен, образован, талантлив (не только в музыке, но и в иконописи, и литературе, и вообще). В начале 90-х он, естественно, оказался в поле зрения митрополита Кирилла.

    "Когда митрополит представил его нам, мы все ахнули, насколько он выдержан, скромен, аскетичен, как прекрасно владеет речью, какие обширные имеет познания", — делился своими впечатлениями от встречи с молодым иеромонахом Иларионом (Алфеевым) пожилой "гностик"-старожил ОВЦС.

    Образ православия у о. Илариона меняется: черты обскуранта Брянчанинова стираются, — парижских неопатристов и софиологов начертываются. 25-летний Алфеев успевает прочесть курс догматики в МДС, итогом которого стала популярная книга "Таинство веры".

    Книга сразу же стала скандалом в среде патриархийных антимодернистов. И они тут же записали автора в экуменисты, обновленцы и чуть ли ни масоны. Затем его направляют в Оксфорд, где под руководством Каллиста (Уэра) он пишет дисертацию о Симеоне Новом Богослове. Хорошую, надо сказать, диссертацию.

    Столь же хороши (хотя и небезоговорочно) были и его книги второй половины 90-х и начала 2000-х — о Григории Богослове и Исааке Сирине. — Популярные введения в изучение, написанные, в отличие от большинства церковной литературы, читаемым языком. Были и переводы, в том числе поэтические.

    Но главным для иеромонаха Илариона в Оксфордской командировке стали не научные штудии, а знакомство и сближение с двумя "современными святыми — митрополитом Антонием Сурожским (Блюмом) и архимандритом Софронием (Сахаровым)".

    Он ими восторгался, с уверенностью говорил, что мы, молодое поколение 90-х, застанем их церковное прославление, канонизацию. Митрополит Антоний стал его духовным отцом, архимандрит Софроний — духовным учителем. Время шло, обожения не случилось, его новые книги становились все скучнее, духовный порыв поослаб...

    Он предложил себя в качестве преподавателя в МДА, но профессорско-преподавательская корпорация заблокировала появление в стенах альма-матер оксфордского выпускника — без всякого сомнения, из зависти и боязни не выдержать конкуренции.

    И тогда уже игумен Иларион сосредоточился на церковно-административных делах. А говоря прямо — на карьере. Окончательно стал человеком Кирилла. Заведовал сектором ОВЦС. Любви подчиненных не снискал: "Ларик высокомерен, под скромной личиной — жесткий авторитаризм".

    А как без авторитаризма чего-то достичь? Не с первой попытки — митрополит Кирил продвигал, а Патриарх Алексий препятствовал — стал епископом. Во время епископской хиротонии Иларион, по собственному признанию, почувствовал, что в него вошла "власть"!

    И тут его постигло серьезное испытание! Испытание на верность "Кардинальному". Митрополит Кирилл не хотел делить преданность ученика с Сурожским "юродивым".

    И епископ Иларион был направлен в Лондон с рейдерской миссией: подчинить непокорных "британцев" и завладеть недвижимостью фактически автономной епархии. Кроме политической и экономической подоплеки, тут изначально был виден и "сакральный" смысл: Кирилл посылает Илариона, чтобы он собственными руками расправился со своим духовным отцом.

    "Отец" может быть только один — и это не чудак-Антоний. Это была инициация. Иларион ломает табу и "по полной мочит отца своего святого Антония". Чтобы безраздельно усыновиться "отцу своему Кириллу".

    Прямо библейский миф о приношении в жертву любимого сына Авраамом — ради безраздельной верности Богу. С той разницей, что в нашем мифе "сын" приносит в жертву "отца" ради безраздельной преданности "Отцу". В первом случае жертва милостиво Богом отменяется, во втором — "сакральный ритуал" доводится до конца.

    Митрополит Антоний (Блюм) не был "гностиком", не понял "священного" смысла свершившегося и в своем открытом письме Илариону с несвойственной настоящим "бойцам церковного фронта" горечью и обидой писал что-то про предательство и 30 серебреников.

    Союз ценой "крови" — самый крепкий среди людей. Хотя "кровь" в данном случае ставится в кавычки, расправа, учиненная молодым епископом над старцем-митрополитом, без сомнения, приблизила его смерть. — Вскоре кумир церковной интеллигенции и скончался.

    А владыка-композитор теперь не просто первая скрипка в оркестре, но можно сказать, и дирижёр.

    Алексей Коломенцев

    Религия РПЦ

    «Христианская душа», «великий освободитель нашего народа» — это РПЦ говорила о Ленине. «Богоданный, гениальный и незабвенный вождь», «великий строитель народного счастья» — это РПЦ говорила о Сталине.

    Некоторые дотошные журналисты и блогеры, независимые умники, регулярно сравнивают эти высказывания с тем, что РПЦ говорила потом, в конце 80-х, в 90-х или сейчас: про годы безбожия, гонений и новомучеников, про Сталина как «создателя бесчеловечного режима» и Ленина — «экстремиста, циника и злодея».

    И дотошные как бы спрашивают: когда же РПЦ лгала, в каком из случаев, когда она отступала от сути своей веры, пусть нам ответит? Но, по-моему, РПЦ не отступала от сути своей веры никогда, ни в одном из этих случаев, потому что социальным измерением этой веры как раз и является абсолютная, радикальная лояльность.

    Чтобы РПЦ никого не раздражала своей лояльностью, нужно просто понимать три вещи.

    1. Мистика. Суть религии РПЦ — это передача благодати, которой она предположительно обладает. Это как банк, только с наиболее субтильной формой капитала — благодатью, которая выдается тем, кто верит в благодать, соблюдает обряды, выполняет ритуалы, держит посты, очищается исповедью. Вопрос исключительно в том, верите ли вы, что РПЦ обладает этой невидимой благодатью, которая вас спасет? Никаких доказательств тут быть не может, ибо это и есть вопрос именно веры, а не знания, которое можно было бы подтвердить или опровергнуть. Все остальное (политическая и экономическая стратегия РПЦ), все, что лежит вне этого небесного бизнеса (обмена вашей веры на их благодать), не есть главное.

    2. Лояльность. В социально-этическом смысле религия РПЦ это культ лояльности по отношению к любой государственной власти. Не было ни одного царя, генсека, президента, которого бы РПЦ критиковала при их правлении. Скажем больше, РПЦ поддерживала и оправдывала любых лидеров и любой тип государства за всю историю своего существования: великих князей, монархов и Распутина, временное правительство, коммунистов, Третий рейх (на оккупированных территориях активно открывались храмы), снова коммунистов, демократов и путинистов. Некоторые политические колебания были, правда, во время гражданской войны, но это в связи с неясностью ее исхода. Учитывая пункт 1, это самая оптимальная стратегия.

    В этом смысле самый близкий аналог религии РПЦ есть китайское конфуцианство, т. е. государственно-милитаристский культ лояльности и патерналистского чинопочитания. Чтобы удобнее осуществлять пункт 1, РПЦ всегда следует за властью. Власть вводит капитализм, и РПЦ говорит: «Церковь не место для бесплатных услуг». Власть пугает общество либералами, и РПЦ говорит: «Церковь не поддерживает идей агрессивного либерализма». Власть ставит на место левых, и РПЦ говорит: «Нам не близко левацкое понимание христианства». Поэтому политические претензии к РПЦ бессмысленны. Просто добивайтесь того, чтобы нравящаяся вам партия однажды пришла к власти, и РПЦ склонится перед этой победившей партией в привычном и мудром поклоне. Но не раньше. Способ взятия вашей партией власти, что очень важно, никогда не будет осуждаться РПЦ, по крайней мере до тех пор, пока вы не потеряете эту власть. Цели, ради которых вы примените полученную власть, как и ваши методы, будут оправданы РПЦ в любом случае, пока вы эту власть не утратите.

    Тут важно держать в уме, что РПЦ в точном смысле этого названия относительно молодая организация, существующая с 1918. До этого же православная церковь была государственной службой (с середины XV века как минимум), со времен Петра управлялась государственным министерством, и, значит, вопрос о ее лояльности к существующей власти не мог быть даже поставлен, это само собой разумелось и было частью кодекса чиновников. Учитывая год рождения отдельной от государства организации РПЦ (1918), юридически абсурдной представляется, например, такая формулировка как «возвращение Церкви ее имущества». Гораздо более логичным было бы возвращение самой Церкви в состав государства в форме одной из подчиненных главе государства специальных служб, что, в общем, и происходит не де юре, так де факто.

    3. Смирение. Пункт 2 может вас смущать и настораживать, если вы не понимаете, что абсолютная лояльность к любому политическому режиму — это очень серьезная духовная практика, самовоспитание, уникальная восточная форма аскезы, забытая западным человеком. Попробуйте, пролистав учебник истории, представить себе, что вы оправдываете и признаете своим любой режим и всегда поддерживаете его действия? Высока вероятность, что в вас начнет говорить возмущение, раздражение и даже желание протестовать, т. е. смена политических режимов спровоцирует в вас приступ греховной гордыни, самомнения и светского бунтарства, ведь любая власть совершает немало действий, достаточных для возмущения поверхностных и суетных людей. А теперь попытайтесь взять себя в руки, склониться перед этой властью в поклоне и вспомнить о благодати, спасении и о том, что мы здесь не навсегда, а потому и причин для гнева нет. У вас получится не сразу, т. к. это потребует серьезного самоотречения и отказа от химеры так называемых политических прав, групповых социальных интересов, общественных целей и т. п. Все это в религии РПЦ заменяется ее мистической и невыразимой сущностью (даром благодати), требующей абсолютной лояльности по отношению к любой земной власти.

    P. S. Конечно, вы можете не согласиться с тем, что такая система из трех пунктов имеет хоть какое-то отношение к христианству. Вполне возможно, что из чтения Евангелия вы сделали совсем другие выводы. Некоторые считают, что евангельский сюжет — это история о политическом заключенном, который был обвинен в оскорблении чувств верующих, а так же в отрицании существующей государственной власти.

    Вы можете вспомнить христианских мучеников, предпочитавших смерть компромиссу с земными властями, или более поздние примеры, когда христиане самых разных конфессий или внеконфессиональные христиане, вроде Льва Толстого, бросали вызов системе господствующих отношений.

    Не исключено, что вы сделали из знакомства с христианской традицией совсем другие политические выводы. Может статься даже, что эти выводы подтолкнут вас к «идеям агрессивного либерализма» или к «левацкому пониманию». Но, в таком случае, вас никто и не заставляет называть религию РПЦ «христианством».

    Вы можете называть ее именно «религией РПЦ» или «эрпэцэанством», подразумевая под этим три вышеназванных пункта (мистическую практику снабжения паствы благодатью и абсолютную лояльность к любой политической системе, понятую как аскеза самоотречения), и тогда все встанет на свои места и все ваши претензии улетучатся.

    Алексей Цветков

    Патриарх против Иисуса

    Из проповеди в день Торжества православия 20 марта 2016 года в Храме Христа Спасителя.
    "Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой ереси современности, последствия которой могут иметь апокалиптические события, Церковь должна направлять силу своей защиты, своего слова, своей мысли. Мы должны защищать православие". Патриарх Кирилл
    В.М. Гундяев назвал ересью заповедь, на которой, по словам Иисуса, "утверждаются закон и пророки". Вернее, наш энергичный христопродавец отработанным движением распилил ее на две части... Это всё, конечно, никакое не открытие для тех, кто знает цену данному оратору и его риторике. А у остальных, по-моему, есть повод задуматься

    Двойная заповедь о любви к Богу и к ближнему не христианское ноу-хау. Она из Ветхого Завета. Иисус ее просто выделил, назвал главной, когда его об этом спросили.

    Очевидно, что идея прав человека и человека, как высшей ценности — это вторая половина этой заповеди.

    Как относился Иисус к подобной избирательности, хорошо известно. Он отзывался с глубочайшим уважением об Иоанне Предтече, проповедь которого ограничивалась призывом к покаянию. А когда апостолы сообщили Иисусу о том, что какой-то незнакомец делает что-то хорошее его именем, Иисус ответил: "Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас." На самом деле, эти слова — тоже заповедь. Ее смысл: радуйтесь всему, что хотя бы частично соответствует вашему credo.

    Теперь давайте посмотрим на то, что вышло из уст Владимира Михайловича Гундяева.

    Первое — ложь. Он объявил, что идея любви к ближнему (а гуманизм и концепция прав человека основаны именно на этом) "исторгает Бога из человеческой жизни".

    То есть, он видит противоречие там, где Иисус видел симбиоз. Причем симбиоз этот лежит в основе христианства. С христианской точки зрения, человек — живая икона, любимое дитя Небесного Отца, сотворённое по его образу и подобию.

    Более того, Иисус постоянно подчеркивал значение именно второй части этой двойной заповеди. Добрый самаритянин для его слушателей был безбожником.

    Если руководствоваться логикой Гундяева, притча о нём должна быть наполнена укором — "вот! возится с каким-то лохом, вместо того, чтобы познать истинного Бога Израилева!" Но Иисус вообще не обращает внимания на этот аспект.

    В центре его рассказа — гуманизм, для которого нет никаких преград (в том числе, религиозных). И эпизод с блудницей, которую так и не побили камнями — о том же самом (страшно подумать, что бы с нею сделали "православные"!)...

    Второе — хула.

    В.М. Гундяев назвал ересью заповедь, на которой, по словам Иисуса, "утверждаются закон и пророки". Вернее, наш энергичный христопродавец отработанным движением распилил ее на две части...

    Это всё, конечно, никакое не открытие для тех, кто знает цену данному оратору и его риторике. А у остальных, по-моему, есть повод задуматься...

    Владимир Голышев

    Антихрист

    Люди так обольщены духом антихриста, что не видят слов писания и не понимают, что антихристианская секта епископов не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти.

    Он для них где-то далеко, вознёсся в прекрасное далёко... Реального, живого Христа, "пришедшего во плоти" они не видят, не понимают и по сути отрицают, невзирая на свой катехизис

    фото

    Прочитал так называемое "рождественское послание" ПК, начатое в лучших традициях средневекового монархизма:

    "Преосвященные пастыри,
    достопочтимые отцы,
    всечестные иноки и инокими,
    дорогие братья и сестры..."
    Как видим, мирянами ПК дорожит, но чести не оказывает, что сразу же говорит об отделении церкви от народа. От избытка сердца глаголят уста. Но написать хотел не об этом. Просто давно о дедушке никто не писал, надо бы восполнить этот пробел.

    Αντίχριστος в греческом языке обозначает не "против Христа", как например АТО — операция против территористов, или антисемитизм — люди против евреев, но "вместо Христа".

    Например: антидор. άντί — «вместо» и δωρον — «дар» — вместодарие. Антиминс — ἀντί — вместо и лат. mensa — стол, трапеза: «вместопрестолие».

    У апостола Павла прямо написано, что антихрист — человек греха «…в храме Божием сядет…как Бог, выдавая себя за Бога…» (2-е Посл.ап. Павла Фессалоникийцам, гл.2, стих 4).

    Обратили внимание на фотографию, которую я поставил? Это Патриарх Кирилл, восседающий на Горнем месте.

    Теперь читаем Азбуку православия : "По подобию небесного алтаря были устроены и земные. Там также есть престол – трон Божий, жертвенник и Горнее место, на котором восседает епископ – символизирующий Христа, а на сопрестолии сидят старцы – священники, сослужащие ему".

    Что значит "символизирующий Христа"? Всеволод Чаплин в своем интервью артикулирует церковную позицию по этому вопросу: — Епископ есть образ царствующего Христа . Говорят также "викарий Христа на земле". Кто такой "викарий"? Это заместитель, человек который "вместо" — ἀντί.

    Так что называя ПК антихристом, мы нисколько не погрешим лингвистически. Теперь о том, что настоящий антихрист должен быть "человеком греха". То, что ПК является человеком греха, уже ни для кого не секрет. Если хотите — пройдите по этой ссылке , почитайте и потом делайте свои выводы. Человек греха, восседающий на престоле божьем, как Бог, викарий Христа, вместо Христа — антихрист.

    Апостол Иоанн говорил, что есть много антихристов, пришедших уже в его время, но есть ещё и один, главный антихрист. Что это значит? Для меня месседж апостола совершенно прозрачен: антихристианство в чистом виде — это институт епископства, церковь внутри церкви. Синедрионская секта почитателей Кайафы. Много антихристов, по апостолу, — это множество епископов, главный, настоящий, антихрист это патриарх, человек погибели.

    "Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист". ( 2 Ин. 1:7 ).
    Люди так обольщены духом антихриста, что не видят слов писания и не понимают, что антихристианская секта епископов не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти.

    Он для них где-то далеко, вознёсся в прекрасное далёко и в неведомые ебеня. И обрести Христа у них означает какое-то душевное изменение. Реального, живого Христа, "пришедшего во плоти" они не видят, не понимают и по сути отрицают, невзирая на свой катехизис.

    Они находятся здесь "вместо него". Они антихристы, и посреди них ПК — человек гордый, сын погибели.

    фото

    Станислав Сенькин

    Примечания

    [1] 17 правило I Вселенского Собора: «Поскольку многие причисленные в клир, любостяжанию и лихоимству последуя, забыли Божественное писание, глаголющее: сребра своего не давай в лихву; и, давая в долг, требуют сотых; судил святый и великий Собор, чтобы, аще кто, после сего определения, обрящется взимающий рост с данного в заем, или иной оборот дающий сему делу, или половиннаго роста требующий, или нечто иное вымышляющий, радя постыдной корысти, таковый был извергаем из клира, и чужд духовнаго сословия». Толкование Зонары: «Давать взаймы за проценты запретил всем и ветхий закон, ибо говорит: да не даси брату твоему в лихву сребра твоего (Втор. 23, 19). А если так узаконил менее совершенный (закон); то тем паче совершеннейший, и духовнейший. Ибо се церкве боле есть зде (Матф. 12, 6). Итак, всем запрещено давать в заем за проценты. А если всем, то тем паче это было бы неприлично посвященным, которые и для мирян должны быть примером и поощрением в добродетели. Посему и это правило запрещает числящимся в списке, то есть находящимся в клире, требовать сотых, то есть сотенного роста. Многочисленны виды лихвы; но из них тяжелее других сотенная. Ныне у нас в литре (фунте золота) считается семьдесят две монеты, а у древних считалось сто, и рост со ста монет был двенадцать монет, потому и назывался сотенным, что требовался со ста. Итак, собор, запретив находящимся в клире брать рост, тем, которые не будут соблюдать правила, назначает и епитимию. То есть «судил святый собор», сказано – вместо: «признал справедливым», подвергать наказанию, если кто, после состоявшегося тогда определения окажется взимающим рост с данного в заем, или замышляющим какое-нибудь предприятие для взимания роста, или иной оборот дающим сему делу (ибо некоторые, избегая, чтобы говорили о них, что они берут рост, дают желающим деньги и соглашаются с ними вместе делить прибыль, и называют себя не ростовщиками, а участниками и не участвуя в убытке, участвуют только в прибыли). Итак, правило, запрещая это и все подобное сему, повелевает извергать изобретающих подобные ухищрения, или измышляющих другое что ради постыдной прибыли, или требующих половинного роста. Сказав выше и сотенном росте, который, как замечено выше, есть самый тяжелый рост, правило, спускаясь ниже, упомянуло и о более легком, — половинном, который составляет половину целого роста, то есть двенадцати монет, кои составляют полный и целый процент со ста. Пусть сочтет, кто хочет, половинный рост и по арифметике: в арифметике одни числа называются целыми с третями, другие целыми с четвертями, с пятыми и с шестыми, а иные половинными, как например шесть и девять, потому что содержат в себе целые числа и половины их, ибо шесть например имеет в себе четыре и половину четырех, то есть два, а девять имеет шесть и половину шести, то есть три. Итак, выражением: половина, как разумеется она, правило выражает только то, чтобы находящиеся в клире не брали не только более тяжелого роста, но и никакого другого более умеренного. Толкование еп. Никодима (Милоша): «Данное правило воспрещает каждому клирику без исключения давать деньги в рост, и заниматься вообще каким бы то ни было видом ростовщичества; говорим каждому потому, что как было сказано в толковании предыдущего правила, под словами έν τώ κανόνι έξεταζόμενοι разумеются все клирики, следовательно и священнослужители — епископы, пресвитеры и диаконы, и церковнослужители — иподиаконы, чтецы, певцы и т.д. Обычай ростовщичества, охраняемый попустительством гражданских законов, держался еще долго и после Никейского Собора, заражая духовных лиц, вследствие чего соборы должны были издавать многие правила для его искоренения среди духовенства». [2] на Генеральной Ассамблее ВСЦ в Канберре

    фото

    Источник — http://www.pravaya.ru/

    Просмотров: 128 | Добавил: providenie | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 141

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году