Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2016 » Февраль » 21 » • Похвала христианского брака •
09:17
• Похвала христианского брака •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Похвала христианского брака
  • Избѣгайте вступленiя
  • Слѣдуетъ ли дѣлать
  • О здравомыслии
  • О сохранении девства
  • О 3 видах послушания
  • О различии ревности
  • Наставление женщинам
  • Геннадий Схоларий против
  • Кто приял внутрь себя Царство Божие
  • Похвала христианского брака

    Как можно спрашивать, богаты ли тот или та, которых Сам Бог взялся наделить имуществом? Как описать счастье брака, со-ветуемого Церковью, освящаемого ее молитвами, возвещаемого ангелами на небесах, благословляемого Богом-Отцом? Ведь на земле дети не женятся без согласия отцов.

    Как же приятно должно быть соединение двух сердец в одинаковой надежде, служении и вере! Поистине, они двое в единой плоти: где одна плоть, там и дух один. Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно одобряют и поддерживают друг друга.

    Они равны в Церкви Божьей и на трапезе Божьей, равно делят гонения и отдых, ничего друг от друга не скрывают, друг другом не тяготятся.

    Каждого из них в болезни можно свободно посещать, а если он нуждается, и поддерживать деньгами. Нет им стеснения творить милостыню, нет опасности присутствовать при совершении святых тайн, нет препятствий к исполнению ежедневных обязанностей, нет нужды тайком креститься и шепотом произносить молитвы.

    Они вместе поют псалмы и гимны, стараясь друг друга превзойти в восхвалениях Бога. Господь радуется, видя их единодушие, посылает мир в их дом и пребывает с ними вместе; а где Он находится, туда не войдет дух злобы. Вот чему учит нас апостол.

    Подумай обо всем этом основательно, чтобы не следовать примеру некоторых женщин. Верующим не позволено вступать во второй брак, но если бы и позволено было, то они не должны этого делать ради собственной выгоды.

    Тертуллиан, К жене 2, 9 (PL 1, 1302).

    Избѣгайте вступленiя въ бракъ съ лицомъ не православнымъ

    Ради всего святаго, избѣгайте того, что такъ часто совершается теперь: вступленiя въ бракъ съ лицомъ не православнымъ. Въ настоящее время это считается почти нормальнымъ явленiемъ, а вѣдь такой бракъ никогда настоящимъ христианскимъ бракомъ не будетъ. Никогда!

    Если вступающiе въ бракъ женихъ и невеста, мужъ и жена, будутъ вѣровать по разному – какое можетъ быть у нихъ духовное единенiе? Христiанскiй бракъ вѣдь не есть только физическая связь – онъ прежде всего основываеться на польномъ духовномъ единенiи. А если самые предметы вѣрованiя, самые истины вѣры неодинаково мыслятся мужемъ и женой – какая же можетъ быть рѣчь о духовномъ единенiи?..

    Еще хуже обстоитъ дѣло въ отношенiи дѣтей. Слишкомъ часто въ такихъ семьяхъ дѣти вырастаютъ невѣрующыми или маловѣрующими – и тутъ ихъ обвинять невозможно.

    Дѣйствительно, во что можетъ искренно и глубоко увѣровать дитя, ребенок, подрастающiй мальчикъ или дѣвочка, когда они видятъ, что папа вѣруетъ такъ, а мама иначе? Значитъ, все вообще относительно, и безусловной духовной истины нѣтъ, можно вѣровать такъ, а можно вѣровать и иначе? А можно и вообще ни во что не вѣровать?

    И такимъ образомъ въ молодой душѣ сразу поселяется скептицизмъ, и настоящей, глубококо-вѣрующей православной душой она уже не будетъ. Только чудомъ, особымъ дѣйствiемъ Божiя Промысла можетъ придти вѣра въ ту душу, которой семья и родители не дали настоящаго православнаго воспитанiя и настроенности.

    Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I.: Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). Нью-Іоркъ, 1981. С. 255.

    Слѣдуетъ ли дѣлать приношеніе за женщинъ, сожительствующихъ съ еретиками, или отступниками?

    Свят. Симеонъ, архіеп. Ѳессалоникійскій († 1429 г.) Отвѣты на нѣкоторые вопросы, предложенные ему отъ архіерея. Вопросъ. Что такое приносимыя частицы и какую онѣ имѣютъ силу? И слѣдуетъ ли дѣлать приношеніе за женщинъ, сожительствующихъ съ еретиками, или отступниками?

    Изъ прочихъ же просфоръ должно приносить частицы за Святыхъ и за принесшихъ просфоры. И не слѣдуетъ нерадѣть о приношеніи частицъ, какъ за каждый чинъ Святыхъ и за всѣхъ ихъ вмѣстѣ, такъ и за каждаго изъ вѣрующихъ, дѣлающаго приношеніе, если только они не живутъ беззаконно и не грѣшатъ открыто: потому что частицы представляютъ собою лица дѣлающихъ приношеніе и чрезъ нихъ происходитъ мысленное общеніе (поминаемыхъ) со Христомъ.

    Потому ни отъ явныхъ и не исправляющихся грѣшниковъ, ни отъ женщинъ, хотя вѣрныхъ, или православныхъ, но сожительствующихъ съ отступниками, или еретиками, просфоръ приниматъ не слѣдуетъ.

    Впрочемъ, воскъ и елей отъ нихъ принимать нужно, чтобы поддержать въ нихъ надежду спасенія, равно прошенія и моленія объ нихъ творить и ихъ милостыни признавать дѣйствительными не предосудительно, только не приносить за нихъ (частицъ) и не пріобщать ихъ, развѣ при концѣ жизни и по совершеніи надъ ними елеосвященія.

    Святую же воду и антидоръ въ извѣстное время онѣ пусть принимаютъ, свидѣтельствуя тѣмъ, что онѣ вѣрныя, — ради освященія и надежды спасенія, чтобы чрезъ уклоненіе отъ этого не впасть имъ въ величайшій и смертный грѣхъ отчаянія.

    Писанія Св. Отцевъ и Учителей Церкви, относящіяся къ истолкованію православнаго богослуженія. Томъ III. СПб. 1857. С. 170-171.

    О здравомыслии

    Человеку здравомыслящему более всего должно избегать того, чтобы жить для славы, сообразоваться с мнением большинства, а не правый разум ставить вождем жизни; но, хотя бы пришлось противоречить всем людям или за прекрасное навлечь на себя бесславие и опасности, и в таком случае не должно решаться на извращение правильно дознанного.

    А кто не таков, о том скажем ли, что отстает он в чем-нибудь от египетского софиста[1], который, когда хотел, делался деревом, зверем, огнем, водой и всякою вещию, если только он то будет хвалить справедливое пред чтителями справедливости, то станет говорить противное, когда заметит, что одобряют несправедливость, как это в обычае у льстецов; и как говорят о полипе[2], что меняет цвет по цвету земли, которая под ним, так и он будет менять свои мысли, по расположению людей, которые при нем?

    (Св. Василий Великий, Беседа 22 К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений // Творения Василия Великого, Спб. 1911. Т. 2. С. 255-266.).

    О сохранении девства мужчин и женщин перед заключением брака

    Тот, кто поклялся в девственности Богу, с Его помощью, должен сдержать это обещание. Кроме того, он должен жить с осторожностью, чтобы не погибнуть из-за вольного поведения и не способствовать такому поведению других. ДЕВСТВЕННОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗРУШЕНА ЗА ОДНО МГНОВЕНИЕ, И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВОССТАНОВЛЕНА ЧЕРЕЗ СОТНИ ЛЕТ.

    Мужчина или женщина, которые хотят заключить брак, должны соблюдать девственность, пока не соединятся в браке. Если они не сохраняют девственность, они вступают в брак мертвыми, потому, как только супружеская верность нарушена, душа подавлена и умирает.

    Мужчины, прежде чем они женятся, или девушки, прежде чем они вступят в брак, которых дьявол склонил развратить себя перед браком, впоследствии так держатся в подчинении самому дьяволу, что они могут только с усилием сохранять свое целомудрие неповрежденным, или вовсе терпят поражение. (Проповедь 14. К народу.)

    Святой Цезарий Арльский. Проповеди, Том 1 (1-80), пер. М. М. Мюллер, Нью-Йорк 1956, p. 81.

    Теперь, кто-то может сказать: Я молод; я не могу преодолеть мои страсти и жажду. Если вы не можете управлять собой, послушайте Апостола, когда он говорит: «...Ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7.9). Если законно жениться, но незаконно иметь любовниц и нарушать супружескую верность, почему вы хотите сделать то, что незаконно и отказываетесь от законного?

    Никто так не должен избегать незаконного, как человек, который отклонил то, что было законно. Теперь я говорю вам правду, братья, что согласно Богу, это никогда не было и никогда не будет законным.

    Что еще хуже, эти грехи стали весьма привычными, и такие именитые люди их совершают, полагая будто это допустимо. Ведь если никто не хочет, чтобы его будущая жена была виновна в сожительстве перед браком, но все мужчины хотят жениться на девственницах, то, что это за бессовестная дерзость иметь любовниц перед браком, не стыдясь этого?

    КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ХОТЕТЬ, чтобы ЕГО ЖЕНА БЫЛА ЦЕЛОМУДРЕННА, КОГДА ОН САМ ПОВРЕЖДЕН? Если, согласно Священному Писанию «душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18.4), как кто-либо может пожелать жениться на человеке, когда он сам мертв?

    Теперь, как я уже сказал, эта пагубная и худшая привычка настолько взращивается многими мужчинами без страха перед Богом, что это даже не считается грехом. Возможно, кто-то скажет, что это законно для мужчин, но не для женщин, потому что число тех, которые делают его, сделало его законным для мужчин. ОДНАКО ДЛЯ ХРИСТИАН, ЧТО НЕЗАКОННО ДЛЯ ЖЕНЩИН, НИКОГДА НЕ БЫЛО И НИКОГДА НЕ БУДЕТ ЗАКОННО ДЛЯ МУЖЧИН.

    Поэтому я умоляю всех, кто понимает, что они сделали, не сердиться на меня, но на себя. Пусть больше думают об исправлении себя, чем о противоречии или преследовании нас, так, чтобы, когда Судный День наступит, они могли получить прощение своих грехов, даже если они не заслужат получить венец.

    (Проповедь 32. Увещевание тем, кто часто дает милостыню, но все еще совершает грабеж и супружескую измену каждый день.)

    Святой Цезарий Арльский. Проповеди, Том 1 (1-80), пер. М. М. Мюллер, Нью-Йорк 1956, p. 161-162.

    О трех видах послушания совести

    Ибо совесть обличает нас, как я уже сказал, и в добре, и в зле, и показывает нам, что делать; и опять она же осудит нас в будущем веке, поэтому и сказано: да не предаст… судии, и прочее.

    А хранение совести многоразлично: ибо человек должен сохранять её


    1) в отношении к Богу,
    2) к ближнему и
    3) к вещам.
    В ОТНОШЕНИИ К БОГУ ХРАНИТ СОВЕСТЬ тот, кто не пренебрегает Его заповедями и даже в том, чего не видят люди и чего никто не требует от нас, он хранит совесть свою к Богу в тайне. Например, обленился ли кто в молитве или страстный помысл вошел в сердце его, а он не воспротивился ему и не восстягнул себя, но принял его; также, если кто, видя ближнего, делающего или говорящего что-либо, и как обыкновенно случается, осудил его; короче сказать, всё, что бывает в тайне, чего никто не знает, кроме Бога и совести нашей, должны мы хранить - и сие-то есть хранение совести в отношении к Богу.

    А ХРАНЕНИЕ СОВЕСТИ В ОТНОШЕНИИ К БЛИЖНЕМУ требует, чтобы не делать отнюдь ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего делом, или словом, или видом, или взором: ибо и видом, как я часто повторяю, даже и взором можно оскорбить брата. Короче сказать: человек не должен делать ничего такого, о чём знает, что он делает это с намерением оскорбить ближнего: сим оскверняется совесть его, сознавая, что это сделано с тем, чтобы повредить брату или опечалить его - и сие-то значит хранить свою совесть в отношении к ближнему.

    А ХРАНЕНИЕ СОВЕСТИ В ОТНОШЕНИИ К ВЕЩАМ состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещию, не допускать ей портиться и не бросать её как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на своё место.

    Не должно также обходиться нерассмотрительно с своею одеждою: ибо случается, что иной мог бы носить одежду неделю или две, или даже месяц, а он часто моет её преждевременно и тем портит её, и вместо того чтобы носить её пять месяцев или более, он частым мытьем приводит её в ветхость и негодность - а это против совести.

    Также и в отношении постели, часто иной мог бы довольствоваться одной подушкой, а он ищет большой постели; или имеет власяницу, но хочет переменить её и приобрести другую, новую или более красивую, по тщеславию или от уныния.

    Иной опять может обойтись одним покрывалом, а он ищет другого, лучшего, иногда даже и спорит, если не получит его. А если он ещё станет примечать за братом своим и говорить: "Зачем у него есть, а у меня нет?" - то такой далёк от преуспеяния. Также если кто-либо развесит свою одежду или покрывало на солнце и поленится вовремя снять их и допустит им от зноя портиться - то и это против совести.

    Также и в пище, иной может удовлетворить своей потребности малым количеством какого-либо овоща, или чечевицей, или немногими маслинами, а он не хочет этого, но ищет другой пищи, вкуснейшей и лучшей - это всё против совести.

    Отцы же говорят, что монах никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в какой-либо вещи. Итак, необходимо нам, братия, внимать себе всегда и охранять себя от всего этого, чтобы не подвергнуться тому бедствию, от которого Сам Господь предостерегает нас, как мы выше сказали.

    Да подаст нам Бог слышать и исполнять сие, чтобы слова отцов наших не послужили нам на осуждение.

    (Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения к своим ученикам. Поучение третье).

    О различии ревности духовной и плотской

    Божественная ревность есть огнь, но не разгорячающий крови! Он погашает в ней разгорячение, приводит в спокойное состояние (Добротолюбие ч.1. Собеседование преподобного Максима Капсокаливи с преподобным Григорием Синаитом.).

    Ревность плотского мудрования всегда сопряжена с разгорячением крови, с нашествием многочисленных помыслов и мечтаний.

    Последствиями слепой и невежественной ревности, если ближний ей воспротивится, обыкновенно бывают негодование на него, памятозлобие, мстительность в различных видах, а если покорится - тщеславное довольство собою, возбуждение и умножение наших высокоумия и самомнения.

    Сочинения Епископа Игнатия (Брянчанинова) т. 5: Приношение современному монашеству, СПб. 1886, C. 278.

    По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело - Бога. Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим.

    Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это - великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно.

    Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его.

    Отечник, сост. епископом Игнатием (Брянчаниновым). Изд. 3-е., СПб. 1891, С. 512.

    Наставление женщинам преподобной Елизаветы Чудотворицы

    Наставление преподобной Елизаветы Чудотворицы, игумении константинопольского женского монастыря Святого Великомученика Георгия, против лукавства и злословия:

    Преподобная Елизавета, настоятельница женской обители, сама строгая подвижница, долговременными опытами изу­чившая особенности женского сердца, явилась ревностной и опытной руководительницей в спасении вверенных ее по­печению сестер о Господе. Так, сестрам и другим женщинам она внушала особенно остерегаться лукавства и злоязычия как грехов, очень частых между женщинами.

    "Мы слабы и телом и умом, – говорила она, – и при этой слабости думаем быть сильными то хитростью, то злоязычием. Но хитрость наша, как неразлучная с ложью, делает нас прямо слугами сатаны. Он – отец лжи и отважно действует там, где любят ложь.

    А говорливость женская тем более грешна, что при недостатке рассудительности и при раздражительности серд­ца расточаем мы всего чаще пустоту, ложь, клевету, легко­мыслие, вредное для себя и других".

    Прот. Г. Дьяченко, Полный годичный круг кратких поучений, сост. на каждый день года. Т. 1, М. 1901. С. 289.

    Геннадий Схоларий против крещения Православных детей у еретиков ради икономии

    Из Сочинения Кира Геннадия Схолария против Латинян: Если кто из православных отдает свое дитя латинянам и крестит у них ради икономи, после исправляя чадо, то это превосходит всякое зло, как [дело], преисполненное беззакония. Если хорошо крещение латинян, зачем после этого исправлять чадо? Если же исправляет, то явно показывает, что оно худо.

    А если худо, то кто, имея ум, добровольно захочет, чтобы его дитя принимало печать веры и залог вечного блаженства от еретика, согрешило с самого начала и нуждалось в исправлении?

    Однако крещение и через слова, которые произнесли, и из-за других причин совершается во очищение всякого прародительского греха и прочих согрешений. Итак, если крещение есть очищение от нечистоты, то безумным, а не истинным христианином был бы тот, кто по икономии хотел бы воспринять некую нечистоту и после нуждаться в очищении.

    Ибо если кто-то из-за обстоятельств и невольно крещен от неких еретиков, то ничто не мешает последующему исправлению. Добровольно же делать это ради икономии недостойно ни упоминания, ни, тем более, дерзания. Поэтому никоим образом не надо этого делать.

    Русский пер. по А. Заноменц, Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский (1454-1456). М. 2010. С. 131.

    * * *

    Мученица Анфиса Римская [Анфуса; греч. ̓Ανθοῦσα] (V в.), мц. Римская (память 8/21 декабря по н. ст) по­стра­да­ла за Хри­ста в Ри­ме в V ве­ке. Ан­фи­са была супругой знатного римлянина.

    Была крещена святителем Амвросием Медиоланским. Арианка-еретичка Сунильда, жена правителя Италии Одоакра (476-493), принуждала Ан­фи­су вторично креститься у арианского священника, но святая отказывалась, говоря, что она приняла истинное Крещение. Сунильда в гневе велела подвергнуть Ан­фи­су казни через сожжение.

    За непринятие арианского «крещения» была сожжена. Муж Ан­фи­сы из страха принял арианство. Вскоре после этого он был испепелен молнией в тот момент, когда проезжал верхом мимо городского собора. Это было воспринято христианами как Божие наказание за отступничество и многих укрепило в вере.

    Православная энциклопедия, Том 3. М., 2001, Т. 3, С. 9.

    Кто приял внутрь себя Царство Божие, тот может узнать и избежать антихриста или противостать ему

    “Может быть, скоро мы окажемся среди океана нечестия малым островком. Как постепенно подкрадывалось и быстро совершилось падение Самодержавия и изменился лик русской государственности, таким же образом происходит и может быстро совершиться реформационно-революционный процесс в нашей Церкви. Картина церковных отношений может видоизмениться, как в калейдоскопе.

    Обновленцы могут вдруг всплыть, как правящая в России “церковная партия”, причем противников у нее может оказаться очень немного, если открытые обновленцы и скрытые предатели поладят между собою и совместно натянут на себя личину каноничности. Конечно, можно гадать и иначе, но, во всяком случае, истинным чадам Вселенской Христовой Церкви надлежит бодрствовать и стоять с горящими светильниками”.

    “Трудность настоящего времени для православного человека состоит, между прочим (если не главным образом), в том, — записано мною в тетрадь под 1 (14) января 1925 г. — что теперешняя жизнь Церкви требует от него высокодуховного отношения к себе. Нельзя полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дивьими зверями в овечьей одежде.

    Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правило, и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла (Евр. 5, 14). Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1 Тим. 4,2) чрез примирение, по правилам, с ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епископами. На “законном” основании можно и антихриста принять...”

    (...) Друг мой! Не видим ли мы нечто подобное собственными глазами? Не проходят ли перед нами события, невольно приводящие на память духовные созерцания Новозаветного Тайновидца? Сопоставьте приведенные выше слова Апокалипсиса с делом и деяниями наших живоцерковников и обновленцев! Не приложимы ли они к ним, почти до мелочей!?

    Гораздо значительнее, в указанном апокалиптическом смысле, представляются события последних дней, связанные с именем митрополита Сергия. Значительнее, хотя бы по одному тому, что усаживается на зверя багряного с именами богохульными не самочинная раскольница, а верная жена, имущая образ подлинного благочестия, видимо не оскверненного предварительным отступничеством.

    В этом главная, жуткая сторона того, что совершается сейчас на наших глазах, что затрагивает глубочайшие духовные интересы чад Церкви Божией, что неизмеримо по своим последствиям, не поддающимся даже приблизительному учету, но по существу имеющим мировое значение, ибо таковое значение принадлежит изначала Церкви Христовой, единой, истинной (православной), на которую с небывалой силой ополчаются теперь силы ада и с которой мы органически связаны не в сем только веке, но и в будущем, если действительно возлюбили век оный.

    Как же нам быть в эти страшные минуты новой опасности, надвинувшейся по наущению вражьему на нашу Мать, Святую Православную Церковь?

    Как быть, чтобы не выпасть из Ее благодатного, спасительного лона — и не приобщиться нечестию богохульного зверя и сидящей на нем блудной жены? Господи, скажи нам путь воньже пойдем!.. “После сего я увидел, — продолжает Богослов, — иного Ангела, сходящего неба и имеющего власть великую. Земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделалась жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице” (Ап. 18, 1-2).

    “И услышал я иной голос с неба, говоривший: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее” (Ап. 18, 4)

    (...) Тайной является и вопрос, естественно возникший при чтении последнего приведенного мною стиха из Апокалипсиса, где верные призываются выйти из Вавилона; вопрос о том, когда народ Божий должен совершить свой выход.

    Один чрезвычайно ученый, вдумчивый, благочестивый и скромный толкователь Апокалипсиса так отвечает на этот вопрос: “тогда, когда Вавилон будет на рубеже суда”… “Это познала на своем опыте первенствующая Церковь, которая вышла из развалин Израиля и Иерусалима: сигналом освобождения Ее был суд над ветхозаветным народом”.

    Тогдашняя Церковь имела достаточно ясные и даже внешне определенные указания для своего исхода (Мф. 24, 15; Мк. 13, 14 и особенно Лк. 21, 20). Можно ли сказать это о признаках предписанного Господом исхода в ту заключительную эпоху, к которой в конечном счете относятся слова Тайнозрителя, и предварением которой, можно думать, имеется теперешнее время? “Рубеж суда” не есть ни хронологический, ни внешне видимый признак.

    Для усмотрения его люди должны иметь отверстыми духовные очи. Фарисеям, вопрошавшим Господа: “Когда, приидет Царствие Божие?” был дан ответ: “...не приидет Царствие Божие с соблюдением” т. е. Царство Божие не придет приметным образом для чувственных очей, “ниже рекут: се зде, или: онде. Се бо Царствие Божие внутрь вас есть” (Лк. 17, 20-21).

    “Это значит, — по словам епископа Игнатия Брянчанинова, — надо оставить плотскую и греховную жизнь, потом посредством покаяния и жительства по евангельским заповедям очистить и украсить душевный храм, по совершении чего Святый Дух осеняет его, совершает окончательное очищение и убранство.

    В такой храм нисходит Бог и учреждает в нем Свое духовное, невидимое, но вместе вполне ощущаемое и познаваемое Царство. Кто приял внутрь себя Царство Божие, тот может узнать и избежать антихриста или противостать ему.

    Кто же не приял внутрь себя Царства Божия, тот не узнает антихриста; тот непременно, непонятным для себя образом, соделается его последователем; тот не узнает приближающейся кончины мира и наступающего страшного второго пришествия Христова; оно застанет его неготовым.

    Никакое человеческое учение словом и словами недостаточно для наставления тому, что требует наставления в душевной клети, наставления от Самого Бога. Стяжавший внутри себя Царствие Божие имеет руководителем Святаго Духа, Который наставляет всякой истине руководимого им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающейся для удобнейшего обмана в призраки истины. Очень верно сказал некоторый блаженный инок, беседуя об антихристе: “Многие имеют веровать в антихриста и станут славить его, как Бога крепкого.

    Имущие Бога всегда в себе и просвещенные сердцами увидят истину чистою верою и познают его. Всем бо, имущим Боговидение Божие и разум, тогда разумно будет пришествие мучителя. Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим земная непонятно сие будет: привязаны бо суть в вещах житейских.

    Аще и услышат слово: то не имут веры, но паче омерзит им глаголяй сия”. Они сочтут его сумасбродом, достойным лишь презрения, сожаления. Омраченное своим плотским мудрованием человечество и вовсе не будет верить Второму пришествию Господа. “Приидут в последние дни ругатели, по своих похотех ходяще и глаголюще: где есть обетование пришествия Его! Отнележе бо отцы успоша, вся тако пребывают от начала создания” (2 Петр. 3, 3-4)” (Еп. Игнатий Брянчанинов. Поучение в понедельник 26-й недели о Царствии Божием. Соч. 3-е изд. Т. 4. С. 266-268).

    (...) На днях один епископ, отстаивая ориентацию митрополита Сергия, запугивал своего собеседника, с негодованием отвергавшего эту ориентацию, между прочим, тем, что несогласные с митрополитом Сергием останутся в таком меньшинстве, что явятся одной из множества существующих у нас мелких сект.

    Бедный епископ, прибегающий к такому бессильному аргументу в защиту народившейся “советской Православной Церкви”! Вспомнил бы он слова Спасителя о том, найдет ли, придя, Сын Человеческий веру на земле (Лк. 18, 8)!

    Вспомнил бы множество апостольских предсказаний об оскудении веры и о умножении всякого нечестия в последние времена! Вспомнил бы сказанное Тайнозрителем о Церкви Сардийской, в которой лишь “несколько человек” “не осквернили одежд своих”, и о славной Церкви Филадельфийской, “не много имевшей силы”, но сохранившей слово Господне и не отрекшейся от имени Христова (Ап. 3, 4, 8)!

    “Множество” и “большинство” необходимы в парламентах и партиях, а не в Церкви Божией, являющейся столпом и утверждением Истины, независимо от этих категорий и даже вопреки им (ибо Она имеет свидетельство в себе самой).

    “Евангелие будет всем известно, — говорит епископ Феофан (Говоров) о временах, предшествующих явлению антихриста, - но одна часть пребудет в неверии ему, другая — наибольшая — будет еретичествовать, не Богопреданному учению следуя, а построевая в себе веру своим измышлением, хотя на основании слов Писания. Этим самоизмышленным верам числа не будет...

    Их и теперь уже очень много, а будет еще больше. Что ни царство, то свое исповедание, а там, что ни область, а далее, что ни город, а под конец, может быть, что ни голова, то исповедание. Где сами себе строят веру, а не принимают Богопреданную, там и быть нельзя. И все такие будут присвоять себе имя христиан”.

    Это с одной стороны. С другой, по словам епископ Феофана, — “будет часть и содержащих истинную веру, как она передана св. Апостолами. Но и из этих немалая часть будет по имени только правоверными, в сердце же не будет иметь того строя, который требуется верою, возлюбив нынешний век.

    Хотя имя христианское будет слышать повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это одна видимость, внутри же отступление истинное. На этой почве народится антихрист — и возрастет в том же духе видимости. Потом, отдавшись сатане “явно отступит от веры и... не содержащих христианства в истине увлечет к явному отступлению от Христа Господа”. Стоит над этим задуматься, дорогой мой!

    (...) Все это вместе взятое и многое другое, видимое и слышимое, и заставляет живые верующие души настораживаться и внимательно всматриваться в развертывающуюся перед нами картину усаживания жены на зверя. Эти души чувствуют новую, небывалую опасность для Церкви Христовой и, естественно, бьют тревогу.

    Они, в большей части своей, не спешат окончательным разрывом с церковными “прелюбодеями”, в надежде, что совесть их не сожжена до конца, а потому возможны покаяние и исправление, т. е. отвержение начатого ими темного дела. Сбудется ли это чаяние?! От души говорю: подай, Господи!

    Но в самой глубине его нахожу сомнение и, однако, пока не ставлю точки над i. Пусть поставит ее время, а точнее сказать Владыка времен!

    Он же да сохранит нас, как от легкомысленной поспешности, так и от преступно равнодушной медлительности в том страшно ответственном положении, в которое мы поставлены Промыслом Божиим! Вот, друже мой, некраткий отклик на Ваше коротенькое, но кровью сердца написанное письмо. Господь да хранит и да умудрит нас в эти тяжкие и жуткие минуты нашего духовного бытия!

    Любящий Вас брат о Господе...

    Письмо архиепископа Илариона [Троицкого] к Н. Н. по поводу Декларации митрополита Сергия [Страгородского] от 16(29) июля 1927 г. // Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей Церковной власти 1917-1943. М. 1994. С. 524-529.

    фото

    Источник — http://tauszev.livejournal.com

    Просмотров: 259 | Добавил: providenie | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 141

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году