Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2014 » Декабрь » 4 » • История рождественской елки •
13:09
• История рождественской елки •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • Рассказ рождественской открытки
  • Приятно было бы
  • Первая рождественская открытка
  • 100 лет назад в России
  • Большевицкие "преобразования"
  • "Повеселевшая" жизнь и помогла елке
  • За рубежом другие сюжеты
  • Как Деда Мороза в СССР запретили
  • "Замороженные" в лихие революционные годы
  • Предисловие

    Среди христианских народов почти повсеместно настоящий праздник - такой, как праздник Рождения Богомладенца, считается по преимуществу праздником для детей. Для них вошло в обычай устраивать елку, украшенную разными игрушками и сластями и по вечерам освещаемую зажженными свечами, прикрепленными к ее ветвям.

    "Наряжаемая на Рождество зеленая красавица-елка служит символом древа жизни, возвращенного нам с Рождением Спасителя, о чем повествует святой апостол Иоанн Богослов, говоря, что под сенью этого древа никто не будет знать голода и нужды. Будучи украшена зажженными свечами, елочка становится символом духовного света, просветившего мир с пришествием Христа, а наряженная разнообразными игрушками в виде земных плодов, она олицетворяет непрестающее царство благодати и ее спасительных плодов, открывшееся с Рождеством Сына Божия. Первые рождественские елки украшали настоящими яблоками, орехами и сладостями.

    Современные сверкающие елочные шары – это все те же румяные наливные яблоки или лесные орехи. В России первые елки появились не в Рождество, а на новый 1700 год в Москве.

    Ими украшали дворы, ворота, дома, комнаты. Так повелел царь Петр Первый, которому приглянулся этот европейский обычай. Был даже издан специальный Указ, в котором говорилось: «В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор». Но понадобилось почти полтора века, чтобы новогодняя рождественская елка окончательно прижилась в России и, начиная с 1852 года, стала публичной. После революции 1917 года ее запретили и вновь возродили (не как рождественскую, а уже как новогоднюю) только в 1935 году.

    Впервые:
    – нарядили рождественскую елку в 1513 году в Германии.
    – учредили в России в 1700 году.
    – свечи стали зажигать на российских елках с 1708 года.
    – украсили елку электрическими гирляндами в Финляндии в 1906 году.

    Рассказ рождественской открытки

    Пока снег тихо шуршит за окном, елочные гирлянды отражаются в темных стеклах, а ощущение праздника нас еще не покинуло, у нас остается шанс поздравить тех, кого не успели или о ком забыли в предпраздничной суете. Конечно, можно просто поднять трубку телефона, набрать номер и выдать поздравления или же попросту сослаться на нехватку времени. Благодаря новым технологиям, можно даже отправить виртуальную открытку, благо их сейчас в сети великое множество - одна оригинальнее другой. Но никакая умная техника не заменит рождественские или новогодние открытки, исписанные искренними поздравлениями в тихом свете настольной лампы...

    Еще совсем недавно перед каждым праздником появлялось великое множество почтовых открыток. А уж на Новый год чего только не рисовали на открытках: мультяшных зверюшек, Дедов Морозов, красивые елки и украшения. Народ скупал их пачками и вечерами подписывал многочисленным родственникам, друзьям и знакомым. Постепенно эта добрая традиция стала исчезать. Мало кто сейчас подписывает друг другу открытки - проще купить с уже готовым текстом.

    Приятно было бы

    Но как приятно было бы получить новогоднюю или рождественскую открытку с ангелочками и витиеватой надписью типа грибоедовской: "А вечерком кабы свидеться у меня и распить вместе бутылку шампанского, так и было бы совершенно премудро..." Разве такое скажешь по телефону?! Как хорошо, что мы все-таки сохранили привычку посылать друг другу поздравительные открытки! Правда, делаем мы это реже, но перед Новым годом, а теперь и перед Рождеством все-таки торопимся выбрать самые красочные, самые яркие почтовые карточки и с удовольствием пишем слова, которые не сказали бы при встрече. В сторону факсы, телефоны, электронную почту!..

    Долой заученные фразы, дежурные обороты!.. "Вы мне писали? Не отпирайтесь!" Барышни в старину заводили специальные альбомчики в бархатных обложках и бережно хранили в них маленькие кусочки картона с добрыми пожеланиями. Спасибо этим барышням.

    Превратившись в наших прабабушек, они сохранили для нас наивную память о прошлом. Холодными зимними вечерами, под завывание вьюги, при зыбком свете оплавленной восковой свечи писались строки, которые и по нынешнюю пору дышат домашним теплом и уютом. Прародительницами рождественских открыток можно назвать маленькие гравюрки с трогательными религиозными сюжетами, которые средневековые монахи продавали прихожанам и паломникам. Зажиточные купцы охотно скупали благочестивые картинки, чтобы украсить ими дом или подарить родне на Рождество или на Пасху. Тогда их не посылали почтой, а вручали лично в руки.

    Первая рождественская открытка

    Первая настоящая рождественская открытка появилась в Англии в 1794 году. Художник, нарисовавший ее, увековечил свое имя в веках. Англичанин Добсон на поздравлении своему другу с праздником нарисовал семейную сценку вокруг елки и зимний пейзаж. Другу это понравилось, и на следующий год вдохновленный успехом Добсон отлитографировал несколько дюжин подобных карточек и разослал их всем своим знакомым в виде рождественского подарка. Собственно с этого события и началось хождение открытки в народ. К сожалению, самые первые рождественские и новогодние открытки не уцелели.

    В той же Англии разыскали почтовую карточку, датированную 1843 годом, а потом нашли еще несколько подобных. Когда-то их рассылал всем своим многочисленным знакомым Генри Коул, водивший дружбу с принцем Альбертом, супругом королевы Виктории. Будучи человеком слишком занятым, чтобы письменно поздравить всех своих многочисленных друзей, он попросил художника Джона Кэлкотта Хосли нарисовать его семью за рождественским столом. На рисунке все поднимали бокалы за здоровье отсутствующих друзей. Неиспользованные открытки были распроданы всем желающим.

    Буквально за несколько лет такой способ поздравления получил широкое распространение. В 1862 году большим тиражом была отпечатана первая серия рождественских открыток, и все они мгновенно нашли своих покупателей. К 1880 году по почте рассылалось более 11,5 миллиона подобных отправлений. Почтовые работники были вынуждены напоминать поздравляющим: "Не откладывайте отправку открыток до самого Рождества".

    Первоначально на открытках чаще всего изображались Иисус Христос в яслях или летящий ангел со звездой в руках. Затем в их оформлении стали использоваться мотивы старых традиционных для Британии рождественских обычаев: малиновка, ветки вечной зелени (падуб, плющ, омела), веточка вереска, перевитая тарталановыми лентами (национальный символ Шотландии). Позже на открытках появились изображения Санта-Клауса и произвольные композиции из цветов, веток и елочных украшений.

    Во второй половине XIX века поздравительные открытки появились и в России. Предприимчивые купцы покупали и привозили только такие, где был один рисунок без надписи, а потом уже сами писали на русском. На рождественских открытках снег был совсем как настоящий, его делали из борной кислоты. Иногда на открытках был один только контур рисунка, остальное закрашивалось самостоятельно. Так как это было довольно хлопотное занятие, то и стоили открытки недешево. Но это нисколько не мешало их популярности! Ими украшали интерьер, вставляли в специальные альбомы или наклеивали на шкатулки с украшениями.

    Однако все это вовсе не означало, что до привоза в Россию открыток русские люди вообще обходились без поздравлений. Просто для этих нужд существовали специальные карточки, вроде визиток, с цветочным орнаментом и единственной надписью: "Поздравляю!" на все случаи жизни.

    100 лет назад в России

    Чуть более 100 лет назад в России появились свои почтовые иллюстрированные карточки. В нашей стране их производство было налажено в 1898 году; первые отечественные открытые письма были посвящены Рождеству и Пасхе. Но как только Россия обзавелась собственными открытками и стала продавать их в большом количестве, как тут же появились конкуренты.

    Самым крупным стала Германия, она "взорвала" открыточный рынок, наводнив его своей дешевой продукцией.

    Большинство германских открыток делалось фотоспособом, и сюжеты были очень похожи: томные барышни поздравляли с праздником. Появлялись на открытках и Деды Морозы, но и в очках, больше походившие то ли на поварят, то ли на учителей гимназий. "Влияние запада" решили сбить русские художники: Николай Рерих, Иван Билибин, Константин Маковасов, Леонид Бакст, Александр Бенц и многие другие. На открытках появились русские тройки, снежные зимы, детишки с колядками, заметенные пургой деревеньки, реки, скованные льдом, купола храмов.

    Очень часто на открытках присутствовали рождественская елка или еловые ветки. Зелень этого дерева - символ Рождества, вечно обновляющейся жизни. Дореволюционные открытки отражали обычай славления Христа в день Его Рождества. Обычно этим занимались дети, ходившие по улицам и домам с вертепом или звездой, которая ассоциировалась со звездой Вифлеемской. С грохотом революции попало в немилость Рождество. Новогодние и рождественские открытки были упразднены как "буржуазный пережиток". Слова "С Рождеством и Новым годом" исчезли из лексики печатных изданий.

    Большевицкие "преобразования"

    Праздник Рождества Христова было решено преобразовать в "комсомольское Рождество", где елке места уже не было. А вскоре, после 1923 г., и вовсе началось изгнание Рождества из России. В одном из циркуляров антирождественской кампании говорилось, что "бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от елки; пьяные крики гостей..."

    Елке была объявлена беспощадная война. При этом ее почему-то обозвали "поповской", хотя до революции именно церковь боролась с елкой как с отголоском языческих обрядов. Детский журнал "Чиж" призывал детвору включиться в эту борьбу: "Теперь все мы должны бороться против елки!" Кампанию по дискредитации новогодних праздников подхватил и журнал "Юный натуралист".

    Под лозунгом "Все на борьбу с религиозным дурманом!" новогодний праздник решили извести под корень. Вот одна из стихотворных агиток тех лет: Скоро будет рождество - Гадкий праздник буржуазный, Связан испокон веков С ним обычай безобразный: В лес придет капиталист, Косный, верный предрассудку, Елку срубит топором, Отпустивши злую шутку... Словом, все оказались при деле, никто не отлынивал: центральные газеты клеймили взрослых, детские журналы призывали молодое поколение искоренить глупые мечтания о новогодней сказке. Новогодний праздник вместе с елочкой, следуя классическим правилам конспирации, ушел в подполье.

    На пути открыток встали худсоветы. Хотя в первое время художникам удавалось усыпить бдительность авторитетов от революции. Хорошо это удавалось художнице Елизавете Бем. Она рисовала детские сюжеты и писала на открытке пословицы, которые косвенно намекали на рождественские и новогодние праздники.

    Вскоре был прекращен выпуск новогодних открыток, остались в прошлом веселые рождественские и новогодние праздники и гуляния. Населению Советской России предлагалось лишь упорно трудиться, а если и праздновать, то только новые даты. Новая власть решила подстроиться под старые традиции и выпустить поздравления с "Первым годом Октябрьской революции", затем "Вторым…", но что-то спроса эти открытки не имели.

    В 1923 году Рождество репрессируют: "…Новолетие считать с 7 ноября, а летоисчисление вести с 1917 года, который считать 1-м годом коммуны". Так что прошедший год мог быть для нас всего 88-м. На почту были "спущены" свои циркуляры. Они предписывали правила заполнения поздравительных открыток. Все должно быть строго по-революционному, никаких "сю-сю", никаких "милая Виктория Львовна" или того пуще - "папенька и маменька".

    Однако люди не растерялись и стали посылать поздравления на открытках с репродукциями полотен художников и видами городов. Это продолжалось почти до самого окончания Великой Отечественной войны.

    Как ни странно, возвращением елки мы обязаны Сталину. Н. С. Хрущев писал в своих воспоминаниях, как П. П. Постышев поднял перед Сталиным вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция, и народу понравилась, детям тоже принесла бы радость - рождественская елка. Мы это сейчас обсуждаем. А не вернуть ли детям елку?" Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим". Разговор происходил в 1935 г., когда Сталин уже произнес знаменитое: "Жить стало лучше, жить стало веселее!"

    "Повеселевшая" жизнь и помогла елке

    Видимо, эта "повеселевшая" жизнь и помогла елке. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду, устанавливавшуюся раньше на верхушке "рождественского дерева", заменила пятиконечная - такая же, как на кремлевских башнях. В декабре 1944 года в страну из-за рубежа хлынул поток великолепных новогодних открыток - солдаты и офицеры посылали их родным из освобожденных от фашизма стран Европы. В Москве решили противопоставить "пошлой" буржуазной продукции что-то свое.

    На первых советских новогодних открытках изображались счастливые мамы с ребятишками и башни Кремля. Бумага, на которой открытки печатались, была тонкой, краски - блеклыми, но люди радовались и этому. Через несколько лет на открытках появились Дед Мороз и Снегурочка. В 80-е и 90-е годы отечественные поздравительные открытки по своему качеству приблизились к дореволюционному российскому и нынешнему европейскому уровню.

    За рубежом предпочитают другие сюжеты

    Если на российских рождественских и новогодних открытых письмах чаще всего изображается Дед Мороз, едущий в санях, запряженных лошадьми или оленями, спешащий к нам на всех видах транспорта, в том числе и на космическом корабле, лихо бегущий на лыжах или играющий в хоккей, то за рубежом предпочитают другие сюжеты. В Германии на почтовых карточках помещают композиции со свечами, подковами, колокольчиками, сладостями, причем размеры их (карточек) колеблются от крохотных, размером с карманную записную книжку, до больших, сравнимых с тетрадным листом.

    На открытках скандинавских стран часто встречаются веселые и добрые гномы. В Швеции отдают предпочтение детским рисункам, работам в технике аппликации, фотографиям. Забавную открытку можно встретить в Эфиопии: Санта-Клаус - негр с черной бородой и в сером халате, сидящий в повозке, которая запряжена мулами. Шутейное дело - открытка. Но, как оказалось, и этот маленький кусочек картона - часть нашей жизни. Сегодня у нас есть повод вспомнить прошлое. Десять лет назад возродился выпуск рождественских открыток. Так что лети с приветом!..

    Газета "Жизнь Православная" с. Поярково. Январь 2005 г

    Как Деда Мороза в СССР запретили, разрешили и внучкой наградили?

    Несмотря на то, что вождь мирового пролетариата посещал праздничные елки, а его старшая сестра Анна Ульянова продолжала ставить их для своих племянников даже после ломки «старого мира», в целом зимним праздникам пришлось не сладко. Развернувшаяся в 1920-х годах антирелигиозная кампания не пощадила ни Рождества, ни ангелочков, ни елку, ни Деда Мороза, ни сказок. Все это было признано вредным «старорежимным» обманом народных масс.

    «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов». (Агитационный слоган 1920-х годов.)

    «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала».

    («Материалы к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни», 1927 г.)

    «Под «Рождество Христово» в обед
    Старорежимный елочный дед
    С длинной-предлинной такой бородой
    Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
    С елкой под мышкой саночки вез,
    Санки с ребенком годочков пяти.
    Советского тут ничего не найти!»
    (Д. Бедный «Рождественская картина. Бытовая»)

    Гонения на Деда Мороза и елку прекратились тогда, когда товарищ Сталин разгромил неуемных «вечных революционеров-оппозиционеров» и начал потихоньку возвращаться к самодержавному консерватизму и воскрешать некоторые из старых традиций. Надо же было как-то подтверждать фразу «великого кормчего» о том, что «жить стало лучше, жить стало веселей». Конечно, ни о каком официальном праздновании Рождества речи быть не могло. Зато 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла установочная статья секретаря ЦК КПСС П. Постышева, а следом за ней и решение ВЛКСМ.

    «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев… Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею… Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах...». (П. Постышев.)

    "Замороженные" в лихие революционные годы

    В обоих документах всем комсомольским организациям настоятельно рекомендовалось провести для детей новогодние (не рождественские!) елки. Восьмиконечную белую звезду Вифлеема заменили на пятиконечную красную, ну а Деда Мороза, ввиду отсутствия религиозной символики, оставили практически нетронутым. Впервые он «вышел из подполья» в 1937 году, когда в Колонном зале Дома Союзов состоялась первая кремлевская елка. Очевидец этого торжества Надежда Стрелец вспоминала: «Она такая невзрачная была, вся в вате, которую клочками набросали».

    Как бы в ответ на эту критику в СССР тут же наладили выпуск елочных игрушек, «замороженный» в лихие революционные годы. Анекдот в тему: «В канун Нового года в Кремле состоялось торжественное вручение государственных подарков гражданам, которые хорошо себя ведут, кушают, что дают, и знают стихи».

    Влияние рекламы в СССР с успехом заменяли руководящие указания из центра. Если партия сказала праздновать елку, то на следующий день вся многомиллионная страна отзывалась: «Есть!». В результате высшим официальным лицом на время новогодних праздников становился именно Дед Мороз. В конце 1930-х годов имидж советского Мороза был окончательно доработан. Как мы уже говорили, на Санта Клауса наш Дед Мороз стал походить только седой бородой, меховым прикидом и мешком с подарками. В остальном он ничуть не напоминал кругленького гномика, наоборот – был рослым, могучим богатырем с раскатистым басом, ведущим здоровый образ жизни.

    Шуба у Мороза, в отличие от Санты, спускалась до пят и подпоясывалась не ремнем, а кушаком. Цвет шубы сначала был, как и положено зимнему владыке, фиолетовым, но постепенно стал вытесняться более нарядным красным. На голове была шапка с опушкой ровной круглой формы без всяких там кисточек и помпонов. Руки прятались в огромные рукавицы, а на ноги надевались либо красные сапоги, либо валенки. Ездил он не на оленях, а на русской тройке… Да и ездил не один, а с очаровательной спутницей, аналогов которой нет ни в одной стране.

    Сначала Снегурочка никакого отношения к Деду Морозу не имела, а была отдельным фольклорным персонажем. В народной сказке, записанной А. Афанасьевым, – это девочка, которую бездетные старики слепили себе из снега. Но недолго радовала Снегурочка своих создателей. Сдуру начала прыгать через костер на Ивана Купала и… как говорится, редкая Снегурочка долетит до середины костра.

    Следующая история про нашу героиню оказалась ничуть не веселее, зато более запутанной. Ее написал в 1873 г. А. Островский, и критика пьесу «Снегурочка» не поняла и не приняла, пока в 1882 г. ей на помощь не пришла музыка, написанная Н. Римским-Корсаковым. Сам композитор на первых порах вполне разделял взгляды критиков: «…Царство Берендеев показалось мне странным. В зиму 1879-1880 годов я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…». Пересказать сюжет этой любовно-синоптической мелодрамы вкратце чрезвычайно сложно. Дело происходит в царстве Берендея.

    Снегурочка – это дочка Мороза и Весны (вот так мезальянс!), что, понятно, не радует Ярило-Солнце. А когда солнце в гневе, по всему царству начинается нехватка тепла. Тогда родители решают спрятать Снегурочку среди обычных людей. Та вроде бы всем хороша, лишь страдает от того, что полюбить никакого парубка не может из-за своей ледяной сути. Далее начинают образовываться всяческие любовные треугольники, кипят страсти… В кипении этих страстей, как в переносном, так и буквальном смысле, Снегурочка гибнет, но успевает познать чувство любви.

    В общем, кому интересны подробности – послушайте оперу «Снегурочка». В конце XIX в. она имела оглушительный успех. Вскоре фрагменты из оперы стали проигрываться на новогодних праздниках, а персонаж девушки во всем белом стал постепенно обживаться у елки. Уже в советское время Снегурочка становится не только постоянной спутницей и помощницей Деда Мороза, но и его родственницей, обычно – внучкой. В жены Деду иногда сватают Зиму, но сей персонаж так и не занял прочное место в новогоднем пантеоне.

    Вскоре появляется еще один помощник – Снеговик, подаренный Морозу мультипликацией и сказками замечательного художника В. Сутеева. Так, в сказке «Елка» Снеговик отправляется ходоком за елкой для детворы, а в м/ф «Дед Мороз и Серый Волк» идет на повышение, и становится водителем машины с подарками. Приобрел свои национальные особенности и сценарий новогоднего праздника. Первые развернутые сценарии 1950-х принадлежали перу таких «асов», как Лев Кассиль и Сергей Михалков.

    В тот же период «воскресили» и забытую Снегурочку.

    Дымоходами, в отличие от Санты, наш Дед Мороз, как солидный бывший воевода не пользуется, зато постоянно заставляет себя ждать. На новогодней елке он появляется не сразу, обычно его приход подготавливает Снегурочка. И в середине или к концу праздника, утомившаяся в ожидании ребятня начинала хором скандировать имя нерадивого новогоднего лидера. После обряда вызывания обычно следует ритуальный хоровод вокруг елочки и раздача подарков из мешка (всем поровну, по одному в руки).

    А что до того, что наш светский Новый год с елкой и Дедом Морозом и религиозное Рождество не пересекаются – оно, может, и к лучшему. Как говорится, Богу – Богово, а Деду Морозу – Дедоморозово…

    Сергей Курий

    фото

    Источник — http://www.orthedu.ru/

    Просмотров: 1176 | Добавил: providenie | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 141

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году