Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2014 » Август » 5 » • Домостроительство . . . без комплексов •
12:03
• Домостроительство . . . без комплексов •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • 1. Русская посвященная
  • 2. Предтеча домостроительства
  • 3. По В. Далю
  • 4. Развитие домостроительства
  • 5. Генезис Русской Правды
  • 6. Правда как институт домостроительства
  • 7. Домостроительство космологией
  • 8. Категории домостроительства
  • Литература
  • 1
    Русская посвященная

    Дом Отца моего не делайте домом торговли. Евангелие от Иоанна Они (Троцкий и Ко) хотели превратить Россию в лавочку. С. А. Есенин

    1. Русская посвященная императрица Екатерина Великая сравнивала Россию со Вселенной. Великий русский Гений Михаил Васильевич Ломоносов, не знающий ни одного поражения в науке, определил Россию как небо. Он писал: "И Небу равная Россия казала дел коль много звёзд" [1, 120].

    По Ломоносову, Россию, её царство (империю) можно сравнивать только с Небом. Это означает и то, что История России – это икона Священного Писания. В 1613 году русский народ в России (Русском царстве) на Земском соборе дал обет БОГу стать иконой Неба, т. е. продолжить заниматься совершенно конкретным церковно-государственным строительством, чем не занимался ни один православный народ в новозаветной истории[1].

    Всё, что в Вечной книге написано, предстаёт перед нами в земной истории, в истории мира, России в иконографическом виде с позиции эсхатологической экклезиологии и метаистории. Форма может изменяться иногда, но смысл, содержание, безусловно, сохраняется. Важно понимать соотношение образа и Первообраза. Действительно, Первообраз отличается иногда своим внешним видом от образа, иконы. Образ, на котором благодать от Первообраза почивает, живёт духовно. Люди получают чудеса, молитвенно предстоят перед такими иконами. Эти иконы, образы являются буквально окнами на Небо.

    фото

    Наш первый Университет", "Петр I на ниве просвещения", сам Михаил Васильевич Ломоносов [5, 264 - 273] в своих многочисленных поэтических (прежде всего в царских одах), исторических, социально–экономических трудах научно определил Русский крест, Богом данный России. Однако институты самодержавия и домостроительства не нашли теоретического обобщения в работах М. В. Ломоносова, хотя именно они представляют институциональные основы его социально – экономических воззрений, конституирующие формы Российской Империи.

    В настоящее время самодержавие и домостроительство – стёртые понятия из современных учебников и памяти большинства русского народа. В предапокалиптическое время они снова возвращаются, чтобы России воскреснуть. Россия обречена на успех, Святая Русь – её будущее.

    Рис. 2. Русский крест: самодержавие и домостроительство (слово плоть бысть)

    с

    а

    м

    д о м о с т р о и т е л ь с т в о

    д

    е

    р

    ж

    а

    в

    и

    е

     

    2
    Предтеча домостроительства

    2. Предтечей теории домостроительства следует назвать Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.), создавшего два учения: о домостроительстве и хрематистике. Этот античный эллинский мудрец будучи язычником пророчествовал об Иисусе Христе.

    Образ Аристотеля отражён на стенописи южной стены северной галереи Благовещенского собора Московского Кремля. С середины XVI века Аристотель включён в композицию "Древа Иисеева" – родословную Иисуса Христа – вместе с такими античными философами и поэтами, как Платон, Плутарх, Вергилий, Зенон, Фукидид и др., а также русскими князьями: Святым Благоверным Князем Дмитрием Ивановичем Донским, Василием Дмитриевичем, Иваном III, Василием III [6, 40].

    Что касается нашего Отечества и Древней Греции, то из исторических источников узнаём, что некрещёная Русь не просто прозябала в каком–то диком славянском язычестве, а была давно знакома с эллинским (древнегреческим, дохристианским) учением Сократа, Платона, Ксенофонта, Аристотеля. Так, Константинопольский Патриарх Фотий оставил письменное сообщение примерно в 860 году о том, что Русь уже к тому времени, в преддверии рождения Государства Российского (21 сентября 862 года) "переменила эллинское нечестивое учение на чистую и неподдельную христианскую веру". Русские Великие Князья выбрали не только веру для своего народа, но и основу хозяйственной системы, отечественное хозяйство – домостроительство.

    С верой православной от греков в Россию пришла и икона Божией Матери "Экономисса" ("Домостроительница"). Для Пресвятой Богородицы Русское царство – государство – Её удел. Недаром праздник "Экономиссы" – 18 июля, как и у Игумена Всея Руси – Преподобного Сергия Радонежского.

    3
    По В. Далю

    3. По В. Далю слово домостроительство, домостройство означает домохозяйство, домовий обиход, наблюдение за порядком в дому [4; т. I; 1161], а экономия – бережливость, хозяйство, скопидомство, домостройство, домоводство [4; т. IV; 1530].

    Современное слово "экономика" ("экономия") происходит от сложного древнегреческого "ойкономия", используемого Ксенофонтом (V – IV вв. до н. э.). Первый корень "ойкос" означает "дом", второй "ном" - "закон" или "нем" - "регулировать", "организовывать", таким образом, "ойкономия" переводится как "наука о доме", "домохозяйство", "домостроительство", "домострой" или "искусство управления домом". Под "домом" античные греки подразумевали города – государства. Трактат Ксенофонта "Ойкономия" ("Домострой" или "Домостроительство") – это манифест здравого хозяйственного смысла и житейской хозяйственной мудрости [7].

    Вслед за Ксенофонтом Аристотель развивает, во – первых, учение об ойкономии – домохозяйстве – домостроительстве, и, во – вторых, создаёт учение о хрематистике (от древнегреческого "хрема", что означает "нажива", включая прежде всего деньги). Аристотель пытается предупредить угрозу умножения денежного богатства, служение мамоне. Он осуждал ростовщичество [8, 389 - 390]. Из курса истории экономических учений известно, что учение Аристотеля о домостроительстве (экономике) и хрематистике (науке о делании денег, о стремлении к наращиванию капиты, мошны, мамоны, к наживе и ростовщичеству) вошло в общественное сознание и определило направление экономической мысли по меньшей мере на два тысячелетия вперёд [9, 17].

    Из двух моделей, описанных Аристотелем, м i р ъ предпочёл модель хрематистики. Однако крещеная Русь – Россия (Киевская Русь, Московское царство, Российская империя, СССР) развивались с момента рождения государства Российского 21 сентября 862 года вплоть до середины 80–х гг. XX века (до "перестройки") по законам домостроительства. Христианское домостроительство – это по сути нравственная (этическая) экономика, свободная от всяких ересей (жидовствующих, цареборческих, папистских, иконоборческих и др.). Экономика с Богом, служения Богу, она открывает Его законы хозяйствования.

    Таким законом, открытым в 1761 году первым русским академиком, прижизненно признанным великим русским учёным Шведской и Болонской академиями наук, являются закон о сохранении и размножении российского народа (как народа Богоносца). Домостроительство земное подчинено Закону Божьему [10]. Мамона же безнравственна. Книжники, фарисеи, саддукеи, назореи и иессеи, т.е. те, кто не принял Христа объясняли Божий закон и его правила более по личным воззрениям, нежели по боговдохновенности его содержания [11, 288].

    Они не искали правды и ПРАВДЫ. Их идеалом стала ложь – кривда! Аристотель в учении об экономике – домостроительстве основывал свой экономический и хозяйственный анализ на потребностях и их удовлетворении. Начав с натурального хозяйства, он затем ввёл разделение труда, бартер и как средство преодоления бартера – деньги. Аристотель сурово критиковал смешение богатства и денег. У него нет сейчас теории распределения. По мнению Й. А. Шумпетера, большая часть экономической литературы, составляющая главное наследие греков в области домостроительства, была утеряна [12, 8].

    Потеряв основную часть экономического наследства Древней Греции о домостроительстве, западные люди предпочли хрематистику. Действительно, двум господам служить нельзя, можно служить либо Богу, либо богу-мамоне. Можно стяжать Дух Святой и спасаться, а можно стяжать и деньги, трансформирующуюся в капитал (капиту) и не войти в Царство Небесное. В последнем случае можно построить так называемый "рай" на земле. Приобрести весь м i р ъ , а душе своей повредить. У человека есть свобода выбора пути. И снова вспомним второй закон, открытый великим Ломоносовым – апостолом русской православной науки.

    Это антропологический закон о сохранении в человеке внутренней свободы. Человек (дух, душа и тело) выбирает либо Бога, либо бога-мамону. От этого выбора будет зависеть история страны. Прав А. Маршалл, утверждая, что "двумя великими силами, формировавшими мировую историю, были религия и экономика" [13, 56].

    Важным вопросом является краеугольный камень. В модели домостроительства краеугольным камнем является Иисус Христос, правда, а в модели хрематистики мамона, мошна, капита.

    4
    Развитие домостроительства

    4. Развитие домостроительства: теория и практика. Восточные христиане стали развивать домостроительство. Его экклезиологическое, институциональное, воспроизводственное, метаисторическое и философско–хозяйственное содержание нашло отражение в трудах наших соотечественников, являющихся православными. Это прежде всего - "Русская ПРАВДА", "Домострой", бессмертная, распятая "Книга о скудости и богатстве" И. Т. Посошкова [14],

    "Домостроительство" В. Н. Татищева, "Экономические провалы" В. А. Кокорева - "второго Посошкова", "Промышленность: богатство и капитал, община и артель" Д. И. Менделеева", "О сохранении и размножении российского народа" М. В. Ломоносова, "На защиту национального хозяйственного строя" Л. Т. Тихомирова, "Экономика в самодержавном государстве" С. Ф. Шарапова", "Философия хозяйства" С. Н. Булгакова [15], "Экономическое значение честности" И. И. Янжула [16; 402 - 420] и др.

    Русские Благоверные Великие Князья и Княгини Благочестивейшие Цари и Царицы, Императоры и Императрицы строили государство Русское (Российское) как Дом и были в нем Хозяевами, Богом поставленными.

    Можно выделить четыре этапа домостроительства в Русском царстве:

    · I этап – 862 г., от первого Рюрика – до воцарения Иоанна IV Рюриковича;

    · II этап – с началом воцарения Романовых и царя Федора Иоанновича;

    · III этап – 1861-1917 гг.;

    · IV этап – 1917-1985 гг.

    Богата сокровищница русской домостроительной мысли! [2]. Однако впервые предпринимается её целостный анализ. Были попытки представить русскую экономическую мысль с марксистских позиций [17], а также начала её институционального анализа [18]. Авторское научное исследование позволило открыть клеточку и институт домостроительства – правду.

    5
    Генезис Русской Правды

    5. Генезис Русской Правды. Правда как клеточка национальной дели хозяйственной системы России – домостроительства. "Русская Правда" [19, 364-365] во всем своем многообразии (Древнейшая Правда Ярослава Мудрого 30-х гг. XI в., ПРАВДА Ярославичей, Пространная Правда и др.; различные редакции текста Русской Правды) – вот, прежде всего источник, который позволяет открыть клеточку НМХСР. Исследователь "Русской Правды" профессор С.В. Юшков отмечал, что христианская, а с 1054 года Православная церковь стала идеологическим ведомством феодального государства, которое очень устраивал христианский принцип "несть власти аще не от Бога", но не всякая власть от Бога.

    Юшков С. В. писал, что одним из крупнейших этапов в процессе перехода от дофеодального общества к феодальному является, несомненно, принятие христианства. Так, христианство являлось господствующей религией Византии, в которой закончился переход к феодализму. Византийская церковь представляла собой развитый феодальный институт. Принятие христианства в Древней Руси в 988 году при князе Владимире Красном Солнышке имело своим последствием не только укрепление организуемого феодального государства, но и вместе с тем внедрение феодальной идеологии, христианства как государственной религии. Принятие христианства из Византии всячески развило культурные связи Киевской Руси с этим крупнейшим мировым культурным центром. Святой Равноапостольный Князь Владимир и Князь Ярослав Мудрый много содействовали распространению христианства на Руси, способствовали организации Русской церкви, заботились о ее благосостоянии, принимали меры к установлению особых привилегий [19, 267].

    Профессор юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, выдающийся ученый русской истории права Серафим Владимирович Юшков делал вывод, что государственная власть при князьях Владимире и Ярославе стала качественно отличаться от власти первых дохристианских князей Рюриковичей, что она в основном стала соответствовать по своему объему и функциям власти раннефеодальных монархов [19,264], приобретать духовный характер.

    "Русская Правда" характеризовалась известным отечественным историком В.О. Ключевским как "кодекс капитала", так как в Киевской Руси, по мнению Дроздова В.В. существовал "банкирский промысел" [20,211]. Древнерусское законодательство, основанное на ПРАВОСЛАВИИ, осуждало не сам процент, а взимание высоких процентов, последовательно на протяжении веков выступало против ростовщичества. НМХСР изначально не приняла институт ростовщичества, в этом ее отличие от западной цивилизации.

    Православная практика организации кредитных отношений периода "Русской Правды" князя Владимира Мономаха отражалась, прежде всего, в статье 53 [21, 68], ограничивающей размер процентов по долгосрочным кредитам. "Русская Правда", сложившаяся еще на основе законов X в., включала в себя нормы правового регулирования, возникшие из обычного права, то есть традиций, обычаев, привычек народа. Главная экономическая мысль "Русской Правды" - стремление к достижению справедливой компенсации, вознаграждения за нанесенный ущерб в условиях самоуправляемых коллективов - общин. Сама правда понимается здесь как справедливость.

    Содержание "Русской ПРАВДЫ" в 3-х ее редакциях (Краткой, Пространной, Сокращенной) раскрывает высокий уровень развития хозяйственных и экономических отношений Древнерусского государства, свидетельствует о богатых хозяйственных связях, регулируемых Законом. Ключевский В. О. писал, что "Русская Правда" строго отличает отдачу имущества на хранение - "поклажу" от "займа", простой заем, одолжение по дружбе, от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный от долгосрочного и, наконец, заем - от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда".

    "Русская Правда", по мнению В.О. Ключевского, определяет порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Главная хозяйственная функция "Русской Правды", во-первых, обеспечить справедливое решение хозяйственных и экономических проблем с точки зрения народной традиции; во-вторых, установить баланс между общинами и государством, в-третьих, осуществить регулирование организации и оплаты труда по выполнению общественных функций (сбор виры, строительство укреплений, дорог и мостов).

    Христианство, а с 1054 года ПРАВОСЛАВИЕ, становились государственной религией Государства Российского, светом Христовым просвещалась Русь, а правда как образ ПРАВДЫ (Иисуса Христа) внедрялся в живой организм формирующейся монархии, империи, в ее хозяйственный организм – НМХСР - домостроительство. Впоследствии НМХСР стала определяться как самодержавная нравственная экономика, когда Россия, ранее не знавшая ересей, освободилась от ересей стригольников и жидовствующих.

    Но это уже конец XV-XVI в. - эпоха Великих князей Иоанна III, Василия III, первого русского царя Иоанна IV Васильевича Рюриковича и даже начало XVII в. В период XI - XIII вв. "Русская Правда" явилась своего рода "Гражданским кодексом", в соответствии с которым русский народ, прежде всего его часть - русских хозяев жили по совести [24], правде, закону Божиему [10], по заповедям Христовым, а не по писаному человеком закону, как принято западной цивилизацией. "Русская Правда" имела огромное значение в дальнейшем развитии русского права. Она легла в основу Новгородских и Псковских судных грамот, Судебника 1497 года и др.

    Содержание слова правда раскрывают лучшие отечественные словари: это, прежде всего "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даля [4], "Полный церковно-славянский словарь" прот. Григория (Дьяченко) [23], "Энциклопедический словарь русской цивилизации" О.А. Платонова [22]. Владимир Иванович Даль определяет слово правда как следующее триединство (триаду): во-первых, истина на деле; во-вторых, истина в образе; в-третьих, истина во благе, а также правосудие, справедливость [4 ,985]. Это слово по Далю В.И. означает и следующие смыслы: неумытность, честность, неподкупность, добросовестность, правдивость, праведность, законность, безгрешность [4, 985-987]. Многомыслие! Поистине гениален Иван Тихонович Посошков [14], создавший учение о невещественном богатстве - правде. Для НМХСР - домостроительства - иконы клеточкой может быть только правда как истина на деле, истина во образе, истина во благе, а также справедливость и правосудие. Есть правда духовная, правда душевная и правда вещественная. Есть и царская правда.

    Истина во благе. Что же касается материального производства, результатом которого является благо (товар как вещественный, материальный продукт и услуга как нематериальный и невещественный продукт), то для НМХСР важнее не само материальное или нематериальное (в случае услуги) содержание блага, а именно истина во благе. Правда как клеточка НМХСР по В.И. Далю легко просматривается и как истина на деле и истина во образе.

    Истина во образе. С позиции эсхатологической экклезиологии смысл новозаветной христианской истории заключается, несомненно, в иконографии. История Русского царства (империи) - это икона Священного Писания. Все, что в Вечной книге – Библии - написано, предстает перед нами в земной истории по промыслу Божиему, в истории России в иконографическом виде. Формы иногда меняются, но суть, содержание, безусловно, сохраняется, также, как и Первообраз своим внешним видом иногда отличается от образа, иконы. Иконой, образом предстает и национальная модель хозяйственной системы России – домостроительство, а все его элементы – части иконы.

    Истина на деле. Все триединство правды как истины на деле, истины во образе и истины во благе может быть и не понято сегодня многими соотечественниками, когда русский народ - Богоносец превратился в "блудного сына ", когда для нас "пищей" стали бездуховные "ценности". Эти бездуховные "ценности" главенствуют в жизни людей, идентифицирующих себя с представителями западной цивилизации, "золотого миллиарда". Прав Дж. Сорос, когда утверждает, что сегодня деньги стали подлинной ценностью для людей, "деньги узурпировали роль подлинных ценностей".

    Слово правда означает также правду царя, под которою подразумевается начальническое, верховное право царя на личность и имение своих подданных, а также и право суда над ними [23, 472]. Истина, суд и правда – дела Божии. Слова: "дела", "путь", "правда" – выстраиваются в один смысловой ряд [33].

    В настоящее время можно лишь говорить о восстановлении исторической преемственности русской жизни в области хозяйства и экономики, о восстановлении истины на деле. Следует наметить ориентиры восстановления истины на деле следующим образом:

    - необходимо восстановить отношение к труду как к служению, Богу, царю и отечеству, имеющему непреходящую нравственную ценность, а не как к средству заработка, обогащения или удовлетворения прихотей, страстей;

    - в центре хозяйственной жизни России должны стоять, как отмечено у Посошкова И.Т. , прежде всего производители невещественного блага – правды: духовенство, воинство, судейство [14], - а затем производители необходимых материальных (вещественных) товаров и услуг, но не коммерческие посредники, спекулянты, наживающиеся на перепродаже, ничего не производя, не хрематисты, которые умеют делать деньги для себя, но не умеют производить, созидать;

    - производство благ должно исходить из необходимости разумного удовлетворения потребностей человека, а не из погони за прибылью; должен соблюдаться принцип социальной справедливости;

    - государство должно вернуть себе статус патерналистского, а также необходимый контроль над экономикой и установить управляемость народнохозяйственным комплексом;

    - принципом НМХСР может быть следующий: "Разрешено все, что не запрещено Законом Божиим".

    Однако в живом организме, каковым является НМХСР, клеточка (правда) может умирать, наблюдается апоптоз, тогда умирает и само домостроительство. Россию можно победить лишь ложью, ее убивают и ереси (цареборческая, папистская, иконоборческая и другие).

    6
    Правда как институт НМХСР – домостроительства

    6. Правда как институт НМХСР – домостроительства. Институциональное направление в отечественной экономической мысли оформилось лишь в XIX в. Действительно, к.XIX-н.XX в.в. - это золотой век русской экономической науки. Однако компоненты институционального подхода к исследованию хозяйственной системы России, отдельных институтов, прежде всего традиций, обычаев, привычек, а затем и норм появились значительно раньше.

    Когда? – На этот вопрос у сторонников отечественного институционализма (прежде всего д.э.н., проф. Платонова Д.Н.; д.э.н., проф., заслуж. деятеля науки РФ Иншакова О.В.) встречаются различные точки зрения. Так, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Платонов Д.Н. начало отечественного институционализма как начало экономической науки относит к первой половине XVIII века, оно связано с именами И.Т. Посошкова, В.Н. Татищева. О.В. Иншаков пишет, что формирование в трудах отечественных мыслителей элементов экономического институционализма и начало их теоретического осмысления вполне оправданно связать с периодом XV-XVII вв., когда активно укрепились институции российской государственности, интенсивно строилась сословно-иерархическая функциональная структура общества, осуществлялись масштабная спецификация и унификация правовых условий хозяйствования.

    На наш взгляд, уже в конце Х века, когда Древняя Русь окончательно «переменила эллинское нечестивое учение на чистую и неподдельную христианскую веру», в законах X века наблюдается процесс формирования элементов отечественного институционализма.

    Обычное право крестившихся древнерусских людей в к.X в., проявляющееся в традициях, обычаях, привычках, а также нормах, правилах, позже в таких работах, как-то: «РУССКАЯ ПРАВДА» XI-XIII вв., Судебник 1497, «Домострой», «Стоглав», Соборное Уложение 1647 года, «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова и многие другие отечественные источники, чистые, без примеси разных ересей, ересей жидовствующих, ересей иконоборчества, ереси цареборчества, ереси папизма, а также художественные произведения русских классиков, сокровищница русских поговорок и пословиц о правде – все это свидетельствует о том, правда – институт отечественного домостроительства – НМХСР. Институт как норма и механизм осуществления.

    Вот лишь несколько жемчужин из сокровищницы народной русской мудрости о правде как отечественном институте: «Без правды не житье, а вытьё»; «Без правды люди не живут, а только маются»; «Правда бессудна. На правду нет суда»; «Правда живет у Бога, а кривда на земле»; "Не в силе Бог, а в правде"; "Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит"; "Бог за правду призрит"; "В Боге нет неправды"; "Вся неправда от лукавого"; "В ком правды нет, в том и добра мало"; "Лжей много, а правда одна"; "Не ищи правды в других, коль ее в тебе нет"; «Всякая неправда - грех"; "Делай не ложью – всё выйдет по Божью"; "Кто правды ищет, того Бог сыщет"; "За правого Бог и добрые люди"; "В неправде Бог каратает"; "Ложью как хошь верти, а правде путь один"; "Правда сама себя хвалит и величает"; "Дело знай, а правду помни" [22, 687] и множество других. В конце этого перечня еще одна, оптимистическая, помогающая понять, почему наша умершая НМХСР – умершее отечественное домостроительство - вместе со всей Россией обречены на успех: "Все минется, одна правда останется". Ведь правда духовная – дело божие.

    И снова об Иване Тихоновиче Посошкове, искателе правды, его распятой "Книге о скудости и богатстве", за которую он взошел на Петербургскую Голгофу. И.Т. Посошков в своем учении о невещественном богатстве – правде акцентировал на трех ее главных производителях (по экономикс – владельцах фактора производства "труд"), создающих базу увеличения институционального капитала общества – правды. Это, во-первых, просвещенное и образованное духовенство, отвечающее за небесную жизнь русского человека и готовящее его к ней на земле, воспитывая его в христианских добродетелях; во-вторых, непобедимое воинство, защищающее земную жизнь русского человека; в-третьих, судопроизводство, судейство, "прямое правосудие", долгом которого является создание праведных законов, как элемента невещественного богатства – правды.

    Таким образом, первое "Трикратие" (3 первые главы из всех 9 глав "Книги" - "девятерицы") И.Т. Посошков посвящает тем сословиям, которым более всего нужна правда, которые сами должны производить правду и от состояния правды которых зависит общее состояние ее на Руси. Это 1-я глава - "О духовности", 2-я глава - "О воинских делах", 3-я - "О правосудии". Именно в этих главах И.Т. Посошков раскрывает правду как институт отечественного домостроительства, истоки и механизмы создания невещественного богатства, создающего прочный фундамент русской государственности, НМХСР - домостроительство. Сеять правду, делать ее это значит служить Богу и уноровлять Батюшке царю [14, 37].

    Теорема № 1 Юдиной Т. Н. Правда является клеточкой домостроительства.

    Доказательство:

    1.Необходимость. Требуется доказать, что правда (в экклезиологическом метаисторическом и космологическом институциональном значении) – клеточка домостроительства. Антитезисом правды является ложь, в данном случае мамона. Из клеточки, по определению, вырастает организм. Жизнь клеточки, клеточек – жизнь самого организма. Экономика (в смысле домостроительство как старинное название хозяйственной деятельности по Аристотелю и Вечной Книге) – живой, развивающийся хозяйственный организм, ограниченный в историческом времени и пространстве. Правдой с маленькой буквы должен быть по Промыслу Божиему сам человек, созданный Творцом по своему образу. Есть правда (Иисус Христос) и правда (человек), так определяется экклезиологическое положение человека. Являясь образом Божиим, человек стремится к подобию Божиему в соответствии с православной антропологией. Русский (православный) человек искал прежде всего Царствия Божия и Правды ЕГО, а не мамону. В течение своей жизни человек должен «хотя бы бисеринку посеять истины (правды)»[2].

    В условиях Модерна как эпохи пересотворения м i р а и Постмодерна как эпохи пересотворённого человеком м i р а появилась апостасия: человек начинает больше любить деньги (мамону), чем Бога, подвергаться искусителям и поклоняться ложным ценностям. Распространяются ереси, в результате человек перестаёт быть правдой. В домостроительстве как целостном промыслительном хозяйственном организме начинается апоптоз – (умирание родной клетки) под влиянием экспансии инородных клеток (либерализмом с хрематистикой). При росте, экспансии мамоны по экспоненте домостроительство умирает. Клеточкой становится товар, деньги, т.е. мамона. Следовательно, правда является клеточкой домостроительства.

    2. Достаточность очевидна с точки зрения действия 3-х Великих законов, открытых Великим Ломоносовым М.В.: во-первых, законом сохранения и размножения российского народа (народа Богоносца после грехопадения), во-вторых, антропологического закона сохранения внутренней свободы человека; в-третьих, закона сохранения материй (Слово плоть бысть). Святая Новая Великая мученица царица Александра Федоровна до смерти стояла за правду, истину. Она говорила: «Мы можем пострадать сами, но не можем позволить, чтоб страдала истина». Еще Аристотель утверждал, ложь - это не существующее в Царствии Небесном. Говорящая о несуществующем ложь (также как зло и грех), не имеет бытия. Диавольское небытие лжи живет только тогда, когда в него верят и в нем живут. Духовный мир для человека духовного обладает большей реальностью, чем мир вещей. Нет блага, кроме дарованного Богом. «Все минет, одна правда Божия останется». Следовательно, правда является клеточкой домостроительства, что и требовалось доказать.

    7
    Домостроительство православной космологией

    7. Домостроительство следует рассматривать в связи с православной космологией (учением Г. Флоровского) и хозяйственной (экономической) антропологией (учением В.И. Несмелова). Теория домостроительства обладает достаточной описательной, эвристической и проектной силой. Она имеет православные основы.

    Духовные предпосылки хозяйственной деятельности. Они заложены в трудах как отечественных мыслителей (С.Н. Булгаков, Г.В. Бутми, митрополит Владимир, М.В. Ломоносов, И.Т. Посошков, В. Рябушинский [24], Л. А. Тихомиров, С.В. Шарапов и др.), а также зарубежных, таких, как В. Зомбарт [25], [26] и М.Вебер [27-29].

    Что Бог создал м i р ъ, Он сохраняет, содержит его как Вседержатель Своим Божественным вездеприсутствием. Так Г.В. Флоровский писал: "Ибо ничто не может пребывать в бытии, не пребывая в сущем", а сущим является один БОГ " [30,152-153], Божественный Промысел действует в историческом времени и пространстве, в том числе и м i р е хозяйства.

    Единственным существом в м i р е, которое имеет двойной духовно - телесный состав, является человек.

    Вещество, из которого создан м i р ъ , в основании своем невещественно, но "происходит от умопредставляемого и невещественного". Вещество есть совокупность качеств, в не которых ничто немыслемо и непредставимо, их "совокупное стечение и образует вещественность. Это на современном языке – пространство, время, энергия, масса. Все сии свойства сами по себе – понятия и голое умопредставление", ибо не одно из них само по себе ни есть вещество: легкость, тяжесть, плотность, цветность, очертание, протяжение [31, 267]. Эти невещественные качества БОГ и творит в начале: поводы, причины, силы (энергии) существ. Эти логически осмысленные онтологические основания создают предпосылки для логического познания м i р а с точки зрения его свойств, явлений, а не его сущности. Таким образом, здесь находит онтологическое обоснование форма субъектно – предикатного описания м i р а в форме логических предположений [32].

    С точки зрения православной космологии (православной натур - философии) принципами развития хозяйства является следующее: во-первых, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, от простого к сложному в процессе временной трансформации и, во-вторых, принцип самовоспроизводства хозяйства как замкнутого в освоении человека хозяйственного космоса.

    Теория домостроительства основывается на научных достижениях хозяйственной (экономической) антропологии как части православной антропологии. Образ Божий в человеке находится не в космичности его быта и причастности ему, не в теле. Образ Божий в человеке проявляется через его ум. Человек же является двусоставным существом; природным (или физиологическим) и духовным. Святой ученый Лука Войно-Ясенецкий рассматривает человека как дух, душу и тело. Образ Божий в человеке изменяется. При грехопадении человека произошло искажение образа и умаление подобия Божиего. Быть образом Божиим означает жить в Боге, по ЕГО 10 ЗАПОВЕДЯМ, по Закону Божиему.

    8
    Категории домостроительства

    8. Категории домостроительства. Человеческое хозяйство (домостроительство) – часть м i р а, это м i р хозяйства – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ.

    Труд является вечным условием человеческого бытия [33; 24-26]. В разделе VI. I "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви" отмечено: "Труд является органичным элементом человеческой жизни. В книге Бытия говорится, что в начале "не было человека для возделывания земли" (Быт. 2.5); создав рабский сад, Бог поселяет в нем человека, "чтобы возделывать и хранить его" (Быт. 2.15). Труд это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобства дано быть сотворцом и соработником Господа. Однако после отпадения человека от Творца изменился характер труда: "в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" ( Быт. 3.19) Творческая составляющая труда ослабла; он стал для падшего человека преимущественно способом добывания средств к жизни" [34,79-80].

    Общественное воспроизводство. Раздел VI.3 социальной концепции РПЦ гласит: "Совершенствование орудий и методов труда, его профессиональное разделение и переход от простых его форм к более сложным способствует улучшению материальных условий жизни человека. Однако обольщение достижениями цивилизации удаляет людей от Творци, ведет к мнимому торжеству рассудка, стремящегося обустроить земную жизнь без Бога. Реализация подобных устремлений в истории человечества всегда заканчивалась трагически" [34,80].

    Общественное разделение труда приводит к распределению и перераспределению результатов производства. Естественный обмен продуктами труда между производителями и потребителями заменяется принужденным обменом. В результате этого появился обмен как средство обогащения – основа хрематистики. Политико-экономический феномен первоначального накопления капитала – по сути ограбление основной массы населения и обогащения небольшой группы "законных" грабителей- хрематистов. Такое "накопление" – насильственные перераспределения продуктов труда, материального богатства в пользу тех социальных слоев из которых формируется государственная власть.

    Однако домостроительство как справедливое и милосердное хозяйственное устройство общества, гармоничное единство индивидуального и коллективного , может состояться только тогда, когда в начале и в конце развития личности и общества будет Господь Иисус Христос.

    Богатство. Сокровищница русской православной хозяйственной мысли содержит учение И.Т. Посошкова о вещественном и невещественном богатстве. Этим невещественным богатством является правда [14]. Господь учит, чтобы христиане искали прежде всего Царствие Божие и правду Его, а не товары по сниженным ценам (скидкам) на распродажах, как сейчас.

    Собственность. Православная церковь учит, что «все творения, все земные блага, по своему существу и природе, принадлежат своему Творцу, что он только один есть истинный и полный обладатель всех созданий. Но Бог предоставил человеку право пользования этими благами земли... Человеку предоставлено только пользоваться ими, да и это право пользования не есть не ограниченное право; он должен распоряжаться благами земли не так, как он хочет, но как хочет и как велел Бог» [2, 365-366].

    Экономическая роль государства. Из этимологического словаря русского языка и словаря Живого великорусского языка В.И. Даля известно, что русское слово государство является производным от слова государь. Без государя (Великого Князя, Царя, Императора) – Отца нашего – Русский Дом – безотцовский, обезглавленный. Еще в "Книге о скудости и богатстве" И.Т. Посошков писал, что хозяином России в ее триединстве – Святой Руси – России Великой – России Самодержавной – является Царь (Император). Царь – Помазанник Божий. Он (Папа-Отец) выполняет Волю Божию вместе с Мамой и со своим народушком, верноподданным, который служит Богу, Царю и Отечеству.

    Результат предыдущего анализа может быть представлен в таблице № I.

    Таблица I. Две чистые конституирующие формы модели в экономике по Аристотелю: домостроительство и хрематистика: современный взгляд (разработан автором статьи)

    фото

    В теории и практике домостроительства находим ответы, которые необходимы сейчас…без комплексов. Убиенный поэт Сергей Александрович Есенин писал:

    «И придем мы по равнинам
    К правде сошьего креста
    Светом книги голубиной
    Напоить свои уста [36, 81]».

    Источник: «Россия Державная: в 2 ч. Ч.1 / Под ред. Ю.М. Осипова, М.М. Гузева, Е.С. Зотовой. – М.;Волгоград:Волгоградское научное издательство, 2006. – стр. 384-397».

    Литература

    1. Ломоносов М.В. Сочинение. М.; Л., 1961.
    2. Экономика русской цивилизации / Сост. О.А. Платонов. – М.,1995.
    3. Осипов Ю.М. Время философии хозяйства, В трех книгах с приложениями. – М., 2003.
    4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. И.А Бодуэна де Куртенэ. М., 2000.
    5. Юдина Т.Н. М.В. Ломоносов-апостол русской науки и веры // Философия хозяйства.2005. № 3.
    6. Качалова И.Я. Архитектура и монументальная живопись//Журавлева И.А.., Качалова И.Я. Благовещенский собор:Путеводитель. – М., 2003.
    7. Ксенофонт. Домострой// Воспоминания о Сократе. М., 1993.
    8. Аристотель. Политика// Аристотель; Соч. т.4.М., 1984.
    9. История экономических учений / Под ред. В, Автономова, О.Ананьина, Н. Макашовой. М., 2000.
    10. Закон Божий.М., 1990.
    11. Протоиерей Валентин Амфитеатров. О КРЕСТЕ ТВОЕМ веселящеся. Проповедь. М., 2002.
    12. Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3т. Т.1/Под ред. В.С. Автономова. СПб., 2001.
    13. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.I. – М., 1993.
    14. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. СПб.,2004.
    15. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
    16. Янжул И.И. Избранные труды/ И.И. Янжул. – М., 2005.
    17. История русской экономической мысли. Т. 1-3. М., 1955 – 66.
    18. Духовные и договорные грамоты князей великих и удельных / Под ред. С.В. Бахрушина. М., 1909.
    19. Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение , источники, ее значение/ Под ред. О.И. Чистякова.М.,2002.
    20. История и историография экономики: сборник статей / Под ред. Ю.Ф. Воробьева и В.В. Дроздова. М., 2003.
    21. Российское законодательство X –XX веков. Т.I. М., 1984.
    22. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. Составитель Платонов О.А. М., 2000.
    23. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). М., 2001.
    24. Рябушинский В. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М., 1994.
    25. Зомбарт В. Евреи и хозяйственная жизнь. СПб., 1912.
    26. Зомбарт В. Буржуа. Очерки по истории духовного развития современного предпринимателя. Пг.,1917.
    27. Вебер М. Пртестантская этика и дух капитализма. Избранное. М.,1990.
    28. Вебер М. Протестанские секты и дух капитализма. М., 1990.
    29. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Избранное. Образ общества М., 1994
    30. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. Париж. 1931.
    31. Попов А.К. На путях к православной философии хозяйства// Экономическая теория на пороге XXI века-2/ Под ред. Ю.М. Осипова и др.-М.,1998.
    32. Зиновьев А.А. Логика науки. М., 1971.
    33. Шведов О.В. Энциклопедия церковного хозяйства. М., 2003.
    34. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.
    35. Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интелектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью. М., 2004
    36. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2т. Т.1. Стихотворения. Поэмы. М., 1992.

    [1] Кузнецов В. П. Лекции о русских царях http://rus-sky.com/lecture
    [2] Распутин Григорий, Мои мысли и размышления. - М., 2001, с. 56

    Юдина Т. Н.

    фото

    Источник — http://monar.ru/

    Просмотров: 732 | Добавил: providenie | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 143

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году