Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2014 » Февраль » 4 » • Царские офицеры и Русская Культура •
12:32
• Царские офицеры и Русская Культура •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • Производство в офицеры
  • Социалистическая пропаганда
  • Полковая семья
  • Отличительная черта
  • Что зовет к военному поприщу?
  • Штатскому человеку невдомек
  • Профнавыки офицера
  • Расхождение с социалистической пропагандой
  • Культурная служба офицеров
  • 26 правил жизни русского офицера 1904 года
  • Военная подготовка российской молодёжи
  • Присяга Императорской Армии
  • Поучение воину перед боем
  • Предисловие

    Слово "офицер" происходит от латинского Оfficе, означающего, в смысловом переводе, управление.

    Немецкая энциклопедия определяет это слово, как "служебная степень с задачей обучения, воспитания команды, а также тактического и оперативного руководства на войне". Левая общественность, всегда изображала офицеров царской армии бездельниками, пропойцами, никчемными людьми.

    Впрочем офицеры не оставались в долгу, утверждая, что социалисты, кроме демагогии и слепого фанатизма, ничего дать не могли. На самом же деле, как мы видим из немецкого определения, на офицере, прежде всего, лежит воспитательная задача. Офицеру не надо "идти в народ", какую задачу ставили себе социалисты и "народники", офицер и день и ночь был с народом, одетым в военную форму. И кто, как не офицер, был истинным воспитателем и учителем, кто лапотника-новобранца превращал в грамотного солдата, разумного гражданина.

    Почему солдаты шли за своим офицером в огонь и воду? Явно от братского общения, от той близости, каковая существовала между офицером и солдатом, близости реальной, а не пропагандной. Именно из ревности революционные партии в своей пропаганде называли офицеров "золотопогонниками", стараясь придать этому величанию отрицательное значение. Не состоятельно такое величание офицеров и потому, что стремление показать офицеров, как прислужников капиталистов - явная клевета и обман простых людей.

    Правда, в социальном плане офицеры принадлежали к высшему сословию, но фактически они принадлежали к необеспеченной категории, поскольку офицерское жалованье едва было достаточным на весьма скромное содержание семья. Именно поэтому офицеры не торопились приобрести семью.

    При производстве в офицеры таковой получал, если он не был из семьи потомственных дворян, принадлежность к сословию личных дворян, притом независимо от того был ли он до производства мещанином или крестьянином по сословию.

    Однако, дети офицера - личного дворянина, не воспринимали сословия дворянства (личного), а оставались в той сословии, в каковом офицер, их отец, состоял до производства в офицеры. Только штаб офицерский чин вводил потомство в дворянское сословие.

    Производство в офицеры

    Но производство в офицеры было в жизни молодого человека исключительным актом, притом исключительным во многих отношениях: во-первых, реальное вступление в деловую жизнь, в служение: во-вторых, вступление в состав защитников Отечества и, в-третьих, - переживание исключительного факта производства в офицеры производимого в торжественной обстановке. Приказ о производстве поименно подписывал сам император. А для выпускников военных училищ, дислоцировавшихся в столице, тем более торжественно, поскольку сам император объявлял о производстве их в офицеры и напутствовал их на служение Родине.

    Именно потому, что произведенный в офицеры становился личным дворянином, солдаты должны были обращаться к офицеру титулуя "Ваше благородие". И заметим, что в таком обращении солдат как бы напоминал офицеру, что он должен поступать всегда, при всех обстоятельствах благородно, в том числе и по отношению к подчиненным. Вот почему девизом юнкеров Николаевского кавалерийского училища служил короткий, но значительный, самообязывающий принцип:

    "И были вечными друзьями солдат, корнет и генерал!" И, действительно, в русской кавалерии отношение офицеров к своим подчиненным было много мягче, дружественнее, нежели у соседей немцев и тем более, у австрийцев. Согласно указанному выше девизу, солдат рассматривался, как меньший брат, которого надо "вести".

    Социалистическая пропаганда

    Социалистическая пропаганда обвиняла офицеров в рукоприкладстве, но, во-первых, это было лишь исключением, ведь и святитель Николай Чудотворец, не выдержав на Вселенском Соборе Арианской ереси ударил по щеке одного из участников Собора. Ген. Деникин в своей книге "Путь русского офицера" подчеркнул, чт "русское законодательство раньше других покончило с этим пережитком средневековья, ибо даже в английской армии телесные наказания были отменены лишь в 1880 году, а в английском флоте и того позже - в 1906 году", у нас же - реформами шестидесятых годов XIX столетия. Укажем также, что в Австрийской армии существовало наказание подвешиванием наказуемого солдата со связанными руками к столбу, что нередко приводила такового к обморочному состоянию после пребывания в таком состоянии в продолжении нескольких часов. А к тому же там же применяли и кандалы. Лишь в 1918 году Австрия покончила с этой системой штрафования солдат.

    Как показывает ген. Деникин, квалификация русских офицеров не уступала немецким и была выше французских. Но не только в профессиональном отношении русские офицеры отвечали предъявляемым требованиям. Вот обращение к только что произведенным офицерам императора Николая II:

    "Несколько дней тому назад на этом месте я произвел в офицеры юнкеров Павловского военного училища и вы, наверное, уже прочли в газетах мое напутствие им, которое одинаково относится и к вам, поэтому я не буду повторять и скажу лишь несколько слов к предстоящей вам славной и, вместе с тем, тяжелой и ответственной службе офицера.

    Будьте всегда внимательны и справедливы к солдатам, старайтесь своим личным примером воспитывать их и не прибегать напрасно к наказаниям..."


    И я, на основании своего собственного опыта двухлетней службы в Действующей армии в Первую мировую войну, могу со всей ответственностью сказать, что пожелание императора не осталось лишь пожеланием, а применялось как вполне нормальное, диктуемое долгом офицера. Я за эти два года ни разу не наложил дисциплинарного взыскания и вовсе не потому, что я проходил мимо этой необходимости, а только потому, что меня мои уланы уважали за справедливость и заботливое к ним отношение, и избегали всего, что мне, как их начальнику, доставило бы неприятности. А, если кто-либо начинал безобразничать, то его тут же останавливали его товарищи. Военный уклад солидаризировал отношения, уравнивая все разнородные, социальные, имущественные, духовные и персональные факторы.

    Полковая семья

    В полку создавалась одна полковая семья. И, как в семье царит любовь, и взаимная помощь в случае затруднений и беды, граничащая с жертвенностью, так и в полку и вообще на военной службе. А офицер, как бы он не был моложе солдат, в особенности сверхсрочных или призванных из запаса, остается для них если не отцом, то заботливым братом. Случаев, когда раненого офицера выносили солдаты из сферы сильного огня, множество.

    Конечно уважать солдаты станут только бравого офицера. А император Николай I не любил тех, кто не сознавался в своей вине и говорил, что трус признать свою вину будет трусом и в сражении. То же самое повторял и директор Пажеского корпуса П. Игнатьев:: "Где правды нет, там чести нет. Трус всегда и везде трус"...

    Отличительная черта русских офицеров

    Отличительная черта русских офицеров - достоинство, как по отношению к самому себе, так и к офицерскому званию. Бывало, начальники делали замечания своим подчиненным чересчур резко и не справедливо, тогда подчиненному оставалось в рамках дисциплины защитить свое достоинство. Наш русский философ И. А. Ильин весьма ярко определил такое положение "искусством повиноваться без унижения"

    В "Военно-историческом вестнике" (№ 45-46) Л. О. Бек-Софиев так формулирует эту проблему:

    "Умение не растеряться, смело и разумно, не нарушая дисциплины, возразить на резкое или грубое замечание начальника, вот моральное достоинство русского офицера, которое всегда быстро смиряло и укрощало гнев любого строгого начальника".

    И указанный автор приводит случай, когда на смотру кавалерийскому полку вл. кн. Николай Николаевич из-за непонравившегося ему перестроения позволил себе применить бранное неприличное выражение. Командир полка, выслушав спокойно все это, стал отъезжать от гневного великого князя, но его догнал адъютант Николая Николаевича и передал приказание вернуться. На вопрос великого князя почему он позволил себе отъехать во время разбора учения, командир полка ответил:

    "Ваше Императорское Высочество, когда Вы мне говорите о кавалерийском деле, я Вас слушаю, в Ваших же "выражениях" я не компетентен..."

    И вел. кн. обнял командира полка и все окончилось благополучно.

    Известно, что император Николай Павлович так же не сдерживал порой своего раздражения, но он всегда, когда выяснялась его неправота, просил у пострадавшего или оскорбленного извинения, притом даже публично в присутствии многих лиц.

    Укажем еще один случай, в котором офицер защищал не только свое офицерское, но и национальное достоинство. Император Александр I послал в Вильно, где пребывал Наполеон, Балашова с соответствующим письмом и здесь самоуверенный император стал расспрашивать посланника обо всем, в частности о количестве церквей в Москве, и какая дорога ведет в Москву, желая, видимо, внушить русским беспокойство и страх. Но Балашев, не смутившись, с достоинством ответил:

    "Ваше Величество, последний вопрос для меня затруднителен: дело в том, что, подобно итальянцам, а прежде римлянам, говорящим "все дороги ведут в Рим", русские говорят, что дорогу выбирают по вкусу, Карл XII, например, пошел на нее через Полтаву".

    Наряду с достоинством в русском офицере обнаруживаем и откровенность и мы приведем пример, указанный "Историческим вестником" (т. 86). В. Мамаев в этом журнале пишет:

    Когда в Житомирскую губернию прибыл новый губернатор Лошкарев и когда к нему адъютантом генерал-губернатором был рекомендован автор указанных воспоминаний, Лошкарев принял рекомендацию Бибикова, но держал себя по отношению к адъютанту холодно, что, конечно, не создавало рабочей обстановки. Как-то супруга губернатора, в присутствии своего мужа, заметила адъютанту, что он-де чуждается их общества, на что таковой простодушно ответил: "Я сам тягощусь таким отношением, но холодность генерала отталкивает меня от всякого сближения". И губернатор, взяв за руку своего адъютанта, благодарил его за откровенность и объяснил причину своей сдержанности. А она оказалась известной привычкой генерал-губернаторов всюду расставлять своих осведомителей. Между губернатором и его адъютантом наступило дружелюбие, во всем доверял Лошкарев своему адъютанту и даже перешел "на ты".

    Мы упомянули фамилию Бибикова и потому напомним, что он нанес поражение Пугачеву и затем стал членом Государственного Совета и именно о нем дана характеристика в стихах:


    С простым ты был простой,
    Мудрец был с мудрецами,
    С героями герой,
    Любезный друг с друзьями.
    Все эти черты принадлежали русскому офицеру, которому нужна была и житейская мудрость и скромность, даже у крупных начальников. В пример укажем П. С. Ванновского, который был и военным министром и министром просвещения.

    И, вот, о его деятельности был написан И. В. Мещаниновым очерк, который был прочитан и министром, ответившим в письме автору: "Прочел, фактическая часть верна, но личность моя идеализирована; такой оценки я не заслуживаю: я стремился к тому, что здесь написано, но по слабости человеческой, достичь не мог".

    Тот же Ванновский, слыша нападки социалистов на офицерство, говорил своим помощникам:

    "Как видите, господа, ваш министр не совсем же заурядный фельдфебель". Современники говорили про него, что он похож на Николая Павловича: как военный - строгий, по виду, требовательный, но, вместе с тем, сердечный, добрый, и всегда справедливый. Он имел большой опыт и в воспитательной деятельности: будучи директором Павловского кадетского корпуса, начальником Павловского военного училища, начальником Офицерской стрелковой школы, руководителем Военно-медицинской академии. Военная его служба и офицерская среда воспитали в нем все указанные черты.

    Что зовет молодых людей к военному поприщу?

    Но что зовет молодых людей к военному поприщу? Видимо все нами указанное, а иногда и "зов поколений". Часто из поколения в поколение проходит в составе одного и того же полка и та же фамилия. Вот судьба В. В. Крестовского, автора "Петербургских трущоб" и "Панургова стада", который будучи 28 лет, неожиданно стал юнкером 14 Уланского Ямбургского полка. Свой шаг он объяснил просто: "Мой дед был уланом, мой отец был улан, стало быть и я должен быть уланом".Но некий Елец в приложении к сочинениям Крестовского этот шаг объясняет иначе: "Ему нужна была среда, которая гарантировала бы ему целительное спокойствие и он, наконец, после долгих исканий, нашел его в армии".

    Характерно еще одно обстоятельство, а именно, что "прогрессивная общественность" травила Крестовского и Лескова и он пошел на военную службу. Лесков же дал отпор своим произведением "На ножах".

    Нечто аналогичное находим и в биографии Зощенко, который смолоду страдал меланхолией, хандра всюду его преследовала и он даже решил покончить с жизнью. Но наступила война и он пошел в армию, служа офицером в славном боевом Мингрельском полку Кавказской гренадерской дивизии, с которым он участвовал во многих боях, был отравлен газами и, удивительно, никакой хандры, наоборот, он все время находился в радостном состоянии, чему способствовали дружба офицеров, взаимная опасность и взаимная выручка. А когда он демобилизовался, хандра снова стала его преследовать: за три года он переменил десять профессий, двенадцать городов, ничего не помогало.

    Еще важно отметить, что офицеру иногда приходится бороться с самим собой, ради службы, ради родины изгонять из себя естественные человеческие чувства, положительные в мирных условиях, но исключаемые войной. Я говорю не только об отношении к противнику, который все же враг, но и в отношении к своим же русским военнослужащим. Вот пример, приведенный В. А. Энгельгардтом.

    В Японскую войну он с разъездом был выслан в дальнюю разведку, когда наткнулся на японскую разведовательную группу. Завязалась перестрелка, в которой был тяжело ранен один его солдат и именно тот, с которым он накануне вел дружескую беседу. Автор пишет: «Это была первая жертва войны, с которой я столкнулся вплотную, и тяжелые, грустные мысли зашевелились у меня в мозгу. Искренне жалко стало мне этого жизнерадостного молодого человека, которого я только что видел с мыслями о своей семье, о своем хозяйстве, бесконечно далекого от всего, что связано было с войной, с великодержавной политикой России, с ее ролью на Тихом океане... он и о существовании этого океана имел лишь смутные пред» ставления. И вот его послали в эту чуждую ему Маньчжурию влепили пулю в живот, а завтра мы его похоронили в горах, далеко от родного очага...».

    Действительно, как не помыслите такое в данном случае, но... ведь война, враг еще стреляет... и Энгельгардт продолжает: «Однако я тут же осознал, что пок добные мысли — не военного человека и, сказав несколько слов утешения умирающему, отошел от него, решительно отогнав прочь неуместную размязгченность» («Сборник пажей»№17).

    Штатскому человеку невдомек

    Штатскому человеку невдомек, что офицеру приходится бороться не только с врагом, но и с самим собой, со своими искренними чувствами и такое владение собой необходимо для каждого, кто вступил на путь офицера. А это чувство, эта способность управлять собою и сдерживать размягченность вырастает в офицере в непоколебимость, без которой офицер вовсе не офицер, командующий — не командующий, император — не император. Разве легко было императору Николаю Павловичу приказать открыть артиллерийский огонь против бунтовщиков на Сенатской площади, огонь против своих же?

    Мы просим читателей глубоко задуматься над указанной чертой в образе офицера, чертой необыкновенно сложной. Тема эта философского порядка и многие писатели-баталисты, как Лермонтов, Толстой, Сергеев-Ценский не могли пройти мимо нее и им легче было справиться с этой темой, поскольку все они служили офицерами. Да и Пушкину, видимо, пришлось помыслить о «великой» жертве (разве необходимость в офицере отказа от жалости, сострадания не жертва?) на фоне суетной мирной жизни:


    Пока не требует поэта
    К священной жертве Аполлон,
    В заботах суетного света
    Он малодушно погружен;
    Молчит его святая лира;
    Душа вкушает хладный сон,
    И меж детей ничтожных мира,
    Быть может, всех ничтожней он.
    Может быть в эту минуту вспомнил он — Александр Сергеевич — и свое участие в атаке Нижегородских драгун на турецкие ряды. Да и он, поэт, штатский человек не мог остаться равнодушным, когда его брат, когда его друзья рисковали на его глазах. Что тогда думали драгуны, видя в своих атакующих рядах всадника с развивающимися полами черного пальто и держащего одной рукой повод, а другой шляпу? Кое-кто из них подумал что это полковой священник.

    А, вот, другой психологический момент, указанный Г. К. в его статье «Первая мировая война» («Военная быль», № 108, 1971). В Восточной Пруссии происходит встречный бой, где роты Финляндского стрелкового полка, продвинувшись несколько вперед, залегли из-за усиливавшегося огня противника.

    Вдруг Г. К. видит, как один стрелок, неподалеку от него, поднимается на ноги, шатаясь и прижимая руку к груди, роняет винтовку и падает на землю. Г. К. подскакивает к стрелку и видит рану в груди, причем он видит одновременно группу санитаров с носилками, равнодушно наблюдавших эту сцену. Возмущенный Г. К., подскакивая к ним, кричит:


    — Вы ослепли, что ли? Несите тяжело раненого на перевязочный пункт!
    — Не нашей роты он, Ваше благородие.
    — Не вашей роты, так что — он не человек?
    По-вашему — собака? Несите, раз приказываю!
    Этот диалог заставляет задуматься, задумался и Г. К.: «Может быть я был неправ и поступил как молодой, еще не успевший «зачерстветь» и привыкнуть к повседневной картине убитых и раненых?» Так человеческое с профессиональной стойкостью борется в душе человека, в душе офицера.

    Профессиональные навыки офицера

    Безусловно к профессиональным навыкам офицера относится и быстрая реакция, сообразительность. Ведь в острых моментах боевой жизни, при меняющейся вдруг обстановке, внезапно возникших препятствиях, офицер должен мгновенно принять решение, помня завет Петра Великого — «промедление смерти подобно». Не только его одного, но и всех подчиненных. А Александр Васильевич Суворов требовал «смекалки» не только от офицеров, но и от каждого солдата.

    Русской кавалерии, которая в самом начале Первой мировой войны, действовала в Восточной Пруссии с задачей прикрытия развертывания Российской армии, порой, ведя разведку, приходилось действовать внутри расположения врага. А в кавалерийской разведке разъезд каждую минуту может встретить неожиданную ситуацию. Вот, например, офицерскому разъезду, то есть крупному по составу, дано задание взорвать железнодорожный мост, находящийся в глубине немецкого расположения. Разъезд скрыто приближался уже к месту своего действия, как вдруг, выйдя в сумерки на полевую дорогу, сразу же наткнулся на колонну крестьянских повозок.

    Оказалось, что это немецкие крестьяне, насильно эвакуироумые немецкими властями и сопровождаемые немецкими солдатами. Что делать разъезду? Поворачивать назад — уже поздно, замечены; задержать колонну, уничтожив воинское сопровождение? Нет, тогда разъезд задержится и не успеет попасть во время к мосту до прохода воинского эшелона. И офицер мгновенно принимает решение: быстрым аллюром обогнать колонну, поскольку в темноте немцы не разберут какие всадники обгоняют их. Обгоняя, офицер для маскировки бросает несколько фраз по-немецки. Так неузнанными проходит русский разъезд и выполняет задачу — взрывает мост, после чего благополучно, без помех, возвращается в полк.

    Так, в общих чертах, мы отметили присущие офицеру профессиональные качества. Однако общий облик офицера определяется не только его профессионализмом.

    Обратимся сперва за ответом к весьма компетентному лицу, а именно к Мэри Дюмареск, дочери губернатора английского острова Джерзей, супруге английского генерала. Мы избрали этот авторитет потому что она, как женщина, оценивала воспитанность человека, тем более офицера, строже, нежели мужчины. На указанном острове несколько месяцев пребывали русские войска, действовавшие совместно с английскими в 1799-1800 гг. в Голландии и затем эвакуированные на остров вместе с англичанами.

    Здесь русские войска жили мирной жизнью и русские офицеры предстали перед жителями острова, которые впервые увидели русских воинов. Надо думать, что это население скорее представляло себе русских варварами, дикими, грубыми, но каково же было их удивление, когда, познакомившись с ними вплотную, они должны были признать противоположное. Но предоставим слово Мэри Дюмареск.

    «... они (т. е., русские, М. 3.), без колебаний скажу, с точки зрения манер, грации и вежливости, стоят выше, чем ленивая, гоняющаяся за модой, часть нашего населения. Приятная фамильярность с лицами нашего пола соединяется в них с почтительной удаленностью, благодаря чему приличная женщина отлично чувствует себя в их присутствии. Если воспитанный русский офицер интересуется своим «предметом», он все же настолько искусно это скрывает, что это остается незаметным для тех, кто не имеет желания принимать в этом участия.

    Я лично могу быть более фамильярной даже после краткого знакомства с русским джентльменом, нежели с французом или англичанином. Француз противен своими комплиментами, а англичанин своим нахальством.

    Я никогда не слышала от русского грубого или неделикатного слова. Что касается их нравственности, то у нас было мало возможностей судить о ней. Но они не оставили здесь ни одного неоплаченного долга и, хотя они имели большй успех среди прекрасных дам, я не слышала ни об одном случае, где женщина имела бы причины оплакивать потерю своей репутации».

    Добавим, что в результате пребывания русских на острове его парламент специально собрался, чтобы вынести благодарность русским генералам и офицерам» за отличную дисциплину их людей».

    Расхождение с социалистической пропагандой

    Думаю, что это объективное суждение о русских офицерах сильно расходится с социалистической пропагандой.

    Русские офицеры, будучи защитниками своего Отечества, выполняя свой долг профессионально, помимо того выделялись и на культурном поприще, на службе русской культуры.

    В поисках фактических данных мы просмотрели весь комплект последнего издания «Полной советской энциклопедии», которую вряд ли можно упрекнуть в пристрастии и выбрали те биографии, в которых указано о службе этих лиц в Царской армии. Таких у нас набралось 328 человек. Вот их мы приводим в общей сводке, разбив их на двадцать семь групп, указывая число лиц в каждой группе. Получилась яркая картина, представляющая явную значимость русского офицерства на культурном поприще старой России. Вот эта картина:

     Государственных деятелей........................65
     Дипломатов.......................................9
     Мыслителей и философов ........................2
     Писателей и драматургов ......................38
     Поэтов .........................................13
     Композиторов ..............................15
     Музыкантов и музыкальных деятелей ...............4
     Живописцев, графиков и скульпторов ..............6
     Деятелей кинематографии .........................2
     Востоковедов ..........................4
     Историков ......................................30
     Географов .......................................2
     Метеорологов .........................2
     Астрономов ...................................2
     Геологов .....................................2
     Картографов, геодезистов, топографов ...........15
     Гидрографов и океанографов .....................5
     Мореплавателей, полярных исследователей ........29 
     Путешественников ...............................12
     Ученых прикладной и теоретической механики ......5 
     Химиков ........................................7
     Кораблестроителей ............................6
     Других инженеров ........................17
     Пионеров воздухоплавания и авиации .............12
     Изобретателей ..................................14
     Общественных деятелей .......................2
     Прочих деятелей ..............................7
     Всего ..........................328

    В нашей сводке обращает на себя внимание количество государственных деятелей - 65, поэтов, писателей и драматургов -51, мореплавателей, полярных исследователей и путешественников - 41, а также историков - 30. Что касается первой из перечисленных групп, ясно, что достигнув высоких воинских чинов, они естественно обладая богатым профессиональным и житейским опытом, выдвигались на посты губернаторов, министров и членов Государственного Совета. Так же понятно стремление морских офицеров к исследованию морских и прибрежных пространств. Значительное же количество историков - можно объяснить интересом офицеров как к общей русской, так и военной истории, интересом, возбужденным еще в военных училищах, стремившихся воспитать их в чувстве любви к Отечеству.

    Что касается творческих групп искусства, то, ведь, еще Суворов требовал в военном искусстве проявления творчества, нахождения лучших решений, как тактических, так и стратегических, почему творческие поиски стали неотъемлемой чертой русского офицера. Именно поэтому офицеры проявляют творчество, как в искусстве, так и в инженерном деле, ведь в нашей таблице - химики, кораблестроители, инженеры, пионеры воздухоплавания и авиации, а также изобретатели составляют 56 человек.

    Обратим внимание также на тот факт, что из 328 учтенных лиц 25 являются членами Академии Наук и 41 профессорами. Но наша разбивка, конечно, условна, поскольку многие из общего числа относятся к разным группам, работая в одной или другой области искусства и знания. Мы были вынуждены относить каждого к той группе, которая нам представлялась главной в деятельности данного лица. Приведем здесь несколько биографий, характерных многогранностью сторон.

    Хомяков Андрей Степанович (1804-1860). Окончил Московский университет со степенью кандидата наук. Служил в Астраханском кирасирском, а затем в Кавалергардском лб.-гв. полках. Участвовал в войне за освобождение славян, отличился под Шумлой. В 1830 году вышел в отставку. В 1858 г. представил проект отмены крепостного права. Написал трехтомное сочинение "Записки о всемирной истории", а также написал лирические трагедии: "Ермак", "Дмитрий-самозванец", стихи, а также философское произведение "О современных явлениях в области философии", "Второе философское письмо" к Ю. Ф. Самарину. Кроме того им написано большое количество богословских сочинений. Общественный деятель-славянофил. Наконец он открыл близ Тулы залежи каменного угля и начал их разрабатывать.

    Граф Мордвинов Николай Семенович (1754-1845) Адмирал, участвовал в экспедиции Чичагова в Средиземном море в 1783 году. В 1802 г. назначен морским министром. Сотрудничал со Сперанским по улучшению финансов России. Его главные труды: "Устав государственного трудопоощрительного банка", "Некоторые соображения по предмету мануфактур в России и о тарифах", "Рассуждения о могущих последовать пользах от учреждения по губерниям банков", "О причинах всегда скудных и часто совершенных неурожаев в России, как хлеба, так и корма скота" и др.

    Макаров Степан Осипович (1849-1904) Вице-адмирал. Исследовал проблему непотопляемости кораблей, провел гидрологические работы в Босфоре. Написал об обмене вод Черноморского и Средиземного морей, за что удостоен премией Академии наук. В 1886-1889 гг. совершил кругосветное плавание с проведением океанографических работ, что им описано в произведениях "Витязь" и "Тихий океан". Опубликовал труд по морской тактике. В 1889-1902 гг. плавал на "Ермаке" в Северо-Ледовитом океане, причем идею мощного ледокола для исследования Арктики он выдвинул и затем следил за постройкой этого "Ермака". В Японскую войну погиб при исполнении своего воинского долга. Иван Дионисьевич Ягелло Полковник. По окончании Псковского корпуса и военного училища заинтересовался археологией и окончил соответствующий курс, затем окончил при Министерстве иностранных дел курс восточных языков и был командирован для усовершенствования на два года в Сорбонну, где он окончил курс за один год и вернулся в Россию.

    Долгие годы был начальником Военной школы востоковедения в Ташкенте, и даже при советском строе. Затем был консультантом по восточным языкам в Военной Академии. С возникновением Первой мировой войны назначен командиром стрелкового полка, а затем вскоре Начальником округа (генерал-губернаторская должность). Его научные труды: русско-персидский и персидско-русский словарь (наиболее полный), грамматика персидского языка, и языка урду (один из языков Индостана), перевел на русский язык произведение персидского поэта Фирдоуси "Витязь в тигровой шкуре" (X век).

    Попутно вел археологические работы. В "Известиях Таджикской Академии Наук" в 1982 г. появилась большая статья о творческой и педагогической деятельности И. Д. Ягелло. Ум. в 1943 г.

    Киселев Павел Дмитриевич (1788-1872). Флигель-адъютант императора Александра I. С 1819 г. был начальником штаба 2-ой армии, в 1828-1829 гг. - Управляющий Молдавией и Валахией. В 1816 г. представил государственный проект с постепенным освобождением крестьян от крепостной зависимости, а с 1835 г. постоянный член Комитетов по крестьянскому вопросу. В 1837 году назначен министром Государственных имуществ. В 1837-1841 провел реформу государственных крестьян. В 1856-1862 гг. - послом в Париже. Учредил также приходские училища.

    Каврайский Владимир Владимирович (1884-1954). Инженер контр-адмирал. Работал долгие годы в военно-морской академии. Разработал способ "линий положения" для определения местонахождения корабля в море, а также способ совместного определения времени и широты по соответствующим высотам звезд, названный его именем. Основые труды по математической картографии. Изобрел несколько приборов, в том числе наклономер его имени и пеленгатор также его имени. Муратов, Павел Павлович (1881-1951). Военный историк, а также историк искусства и драматург, романист и публицист, специалист по русской иконописи и редактор журнала. В сотрудничестве с англичанином Амеи написал книгу по военной истории Кавказа XIX в., а также на английском языке стратегический анализ Совето-Германской войны и самостоятельно ряд очерков из истории Первой мировой войны, когда он служил офицером артиллерии на Кавказском фронте. Написал и романы, как например, "Энергия", несколько рассказов, исторических этюдов, а также комедии "Дафнис и Хлоя" и "Мавритания".

    Можно привести еще ряд биографий, чтобы показать широту взглядов и интересов царских офицеров, но мы ограничимся только краткой иллюстрацией.

    Снесаров - востоковед и путешественник, одновременно педагог, географ и музыкант. Матюшкин - мореплаватель, путешественник, этнограф, а также педагог. Шиллинг - изобретатель, электротехник, востоковед, путешественник, филолог, переводчик.

    Федоров Е. С. - кристаллограф, геометр, петрограф, минералог, геолог и педагог. Вл. кн. Константин Константинович - начальник военно-учебных заведений, президент Академии наук, поэт (К.Р.), драматург, актер, музыкант, композитор, переводчик, учредитель общества и душа его "Измайловские досуги". Шокальский - метеоролог, географ, океанограф, ипполог и педагог. Рыкачев - метеоролог, географ, климатолог, воздухоплаватель, педагог. Титов Н. С. - музыкант, композитор, поэт, драматург и театральный деятель. Кстати, этот Титов один из нескольких офицеров-композиторов из семьи Титовых. Он, в частности, написал много романсов, в том числе на слова Пушкина "Талисман", "Не пой, красавица, при мне". "Под вечер осени ненастной". По выходе в отставку стал директором Московского публичного театра. А Титов Сергей Николаевич написал музыкально-сценические произведения, аранжировал русские песни, к тому же был виолончелистом. В отставку вышел в чине генерал-лейтенанта. Титов Алексей Николаевич - генерал-майор, скрипач и композитор, автор двенадцати опер, балета "Новый Вертер", а также музыки к драмам. Титов Михаил Алексеевич - офицер Преображенского лб.-гв. полка - автор романсов и фортепьянных пьес. Титов Николай Алексеевич - генерал-майор, написал около шестидесяти романсов, а также много музыкальных пьес и танцев. Какая одаренная семья, одаренная и в военной и в культурной областях! Не считая Титовых, мы привели здесь пятнадцать кратких биографий, владевшими 39-тью специальностями русской культуры, стало быть, в среднем для них было по шести специальностей!

    В числе 328 лиц имеются такие знаменитые люди, как: М. Ю. Лермонтов, К. Р., Гумилев, Л. Толстой, Достоевский, А. К. Толстой, Фет, Загоскин, Лажечников. Сумароков, Мусоргский, Римский-Корсаков, Цезарь Кюи, Скрябин, Федотов, гр. П. Толстой, Ярошенко, Хомяков, Чаадаев, Татищев, Сеченов, Кирпичев, Мордвинов, Пржевальский, Козлов, Крузенштерн, Невельский, Челюскин, Чириков, Седов, Макаров, Яблочков и много государственных деятелей.

    Что касается увлечения, или лучше сказать влечения, к музыке, музыкальному творчеству офицеров, его можно объяснить самой офицерской службой: ритмика, свойственная военному обучению и военному строю. Вечера в офицерском собрании с музыкой полкового оркестра вызывают в офицере музыкальное чувство.

    А походная жизнь офицера, лагерь на лоне природы, не говоря уже о боевой жизни, рисуют его жизнь под открытым небом, что развивает в офицере стремление к познанию окружающего, порой кажущееся даже стремлением к "авантюризму". Первой такой биографией служит жизнь кн. Хилкова, гвардейского офицера, происходящего из рода Рюриковичей. Он много путешествовал, притом не как богатый путешественник, а как стремящийся много узнать и познать бедный представитель раззорившегося рода. Освобождение крестьян увлекло его и он становится мировым посредником, а позже развитие широкого железнодорожного строительства побуждает его отправиться в Северную Америку для изучения этого дела практически и он поступает простым рабочим на строительство Трансатлантической линии, где скоро, благодаря его энергии и деловитости становится сперва помощником машиниста, а затем и машинистом; его способности замечены и он назначается начальником службы тяги и подвижного состава. Вернувшись с указанным опытом в Россию, назначается сперва в Управление Курско-Киевской, а затем Московско-Рязанской железной дороги. Но, вот, возникает война с турками (1877 г.) и кн. Хилков руководит работой санитарных поездов на театре военных действий. В 1880 г. Скобелев привлекает его к участию в Ахал-Текинской экспедиции и он руководит постройкой Кизиль-Арнатской ж.-д. ветки.

    Князь становится известным за пределами России и его призывают в Болгарию, где он становится главой Министерства путей сообщения и общественных работ. В 1885 г. он возвращается в Россию, где служит сперва в Управлении Закаспийской ж.-д., а затем становится министром Путей Сообщения.

    Как видим, не родовитость, а деловитость, стремление познать в совершенстве дело выдвигает его. Нечто подобное наблюдаем мы и в биографии Эймелиуса-Эйме, финна по происхождению, который еще до поступления в Николаевское кавалерийское училище, прошел, как говорится, огонь и воду, сперва служа сержантом линейной кавалерии в Техасе, затем уезжает в Бразилию и работав гаучосом и позже руководит плантацией и, как ни странно, меняет землю на воду, становясь капитаном речного парохода. Вернувшись в Россию, поступает юнкером в Николаевское кавалерийское училище, где показывает себя хорошим наездником, блестящим гимнастом и не менее хорошим организатором. Ему училище обязано существованием гимнастического хорошо оборудованного зала. Он, таким образом, становится и первым инструктором гимнастики, и прекрасным наездником.

    По окончании Николаевского кавалерийского училища его оставляют, после краткой офицерской службы в Киевском гусарском полку, сменным офицером Училища. Одновременно он появляется корреспондентом, большею частью для финской прессы. Главный принцип его жизни упорство, достижение цели. Но большевистский переворот, как говорят конники, выбил его из седла, он никак не мог смириться с этим новым строем. И он, вернулся в Финляндию, где назначается военным атташе Финляндии в Берлине. Здесь он много помогает, как и в самой Финляндии, русским эмигрантам не без помощи также питомца Николаевского кавалерийского училища - президента Финляндии ген. Маннергейма.

    Культурная служба офицеров

    И еще считаю необходимым коснуться конкретной темы, как бы суммирующей культурную службу офицеров, показав их влияние на историческую науку, что уже было видно из нашей таблицы, а здесь на примере Николая Ивановича Костомарова, который, как многие молодые люди того времени по окончании университета поступил на военную службу. Будучи офицером Кинбурнского драгунского полка, он получил предложение заняться приведением в порядок исторческого архива полка и написать его историю.

    В результате упорной и сосредоточенной работы он написал первый свой исторический труд и решил посвятить себя, вообще, исторической науке. Выйдя в отставку, он стал сотрудничать в университете.

    Отметим, что крушение Российской империи заставило многочисленных офицеров покинуть Россию и служить на культурном поприще не только российской, но и мировой культуры. Их имена не вошли в Советскую энциклопедию. Думается нам, что российские офицеры, в большинстве своем, отличались широким кругозором и не замыкались исключительно в офицерской службе, а представляли российскую элиту так непохожую на советские кадры социалистического офицерства.

    М. Залесский.М. Залесский.

    26 правил жизни русского офицера 1904 года

    1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.

    2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.

    3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.

    4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.

    5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой!

    6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.

    7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.

    8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения. 9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди — не проиграешь, а избавишься от скандала.

    10. Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.

    11. Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же, последовать ему или нет, останется за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого — это искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.

    12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

    13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.

    14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.

    15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы только одному человеку, перестает быть тайной.

    16. Будь всегда начеку и не распускайся.

    17. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды. Старайся не досадить противнику, а убедить его.

    18. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.

    19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос.

    20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым ты в ссоре, то, здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать, не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не даёт повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.

    21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

    22. Когда два человека ссорятся — всегда оба виноваты.

    23. Авторитет приобретается знанием дела и службы. Важно, чтобы подчиненные уважали тебя, а не боялись. Где страх — там нет любви, а есть затаенное недоброжелательство или ненависть.

    24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернешь.

    25. Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.

    26. Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому.

    Военная подготовка российской молодёжи накануне Первой мировой войны

    фото

    В 1908 г. Русская императорская армия находилась на стадии улучшения, оправляясь от поражений русско-японской войны. В том числе, начиная с этого года режим, возглавляемый старшими офицерами Генерального штаба, начал целенаправленную работу с молодёжью России.

    Были представлены 2 программы, задачей которых стало создание нового поколения, обученного основам военного искусства и переполненного чувством патриотической преданности царю и Отечеству. Эти программы, предусматривавшие введение в школах империи занятий по физической и военной подготовке и молодежных военизированных организаций, должны были дать армии поколение призывников, физически и духовно подготовленных к службе России.

    Одной из причин сего стали развернувшиеся после 1905 г. дискуссии в обществе, прессе, армейских кругах о причинах недостаточной подготовки русского солдата в том числе и в идеологическом плане. Был сделан вывод, что Япония начала подготовку своего населения к военной службе начиная еще с детского возраста. Обращая свои взоры на Запад, русские офицеры видели то же самое. Франция, Германия, Швейцария и даже Румыния использовали школы, молодежные объединения и гимнастические общества для распространения патриотических идеалов и военного обучения среди своего населения.

    Был подписан приказ императора Николая II о введении военного обучения в школах, сопровождавшийся устным поручением Военному министерству и Министерству просвещения начать обсуждение формы, которую должна принять программа, и мер по её обеспечению. В течение следующих восемнадцати месяцев, проблема введения строевой и физической подготовки стала предметом бюрократических дебатов и проволочек. Только в мае 1909 г. комиссия достигла компромисса и начала медленный процесс введения гимнастики и военной подготовки в русских школах. На местах же еще в 1908 г. срабатывала частная инициатива - в апреле в г. Бахмут школьный инспектор А.А. Луцкевич организовал первую в империи военизированную молодежную группу. В неё входили менее сотни мальчиков и несколько местных военнослужащих - инструкторов. Николай II высоко оценил инициативу Луцкевича, публично отблагодарив его, что ускорило появления новых подобных групп "потешных" или "скаутов".

    В 1910 г. под Петербургом возникла организация Семёновских "потешных" (основатель - священник о. Павел, впечатленный Бахмутской группой Луцкевича). Помощь им оказывали офицеры Семёновского гвардейского полка, обеспечившие группу инструкторами, военными регалиями и даже оркестром.

    До лета 1910 г. в России едва ли существовало больше 10 "потешных" групп. К концу же года источники демонстрируют значительный их рост (>50, общее количество членов ~ 10000 детей).

    Следует отметить, что хотя движение патронировал Сухомлинов, правительство не оказывало ему (движению) никакой финансовой поддержки. Спонсоры должны были искать средства буквально повсюду. Лишь нескольким офицерам удалось добиться выделения их полками небольших сумм для организации групп. Большинство групп зависели от взносов родителей и частных лиц и даже ставили пьесы и спектакли для сбора необходимых средств.

    К концу 1912 г. число детей, вовлеченных в военизированные молодежные организации, увеличилось примерно до 70000 человек. "Потешные" части появляются в больших числах в провинции.

    В Туркестане в 1910 г. действовало 18 организаций из примерно 3500 детей в Ташкенте и Коканде.

    Тогда же создаются латвийская группа в г. Валка, туркменская в Ашхабаде. Следом появляются калмыкская группа в Астрахани, азербайджанская в Баку, корейская - в Маньчжурии. "Поешные" части активно участвовали в церемониях празднования важных исторических дат (1912 г. - столетие Бородинского сражения, 1913 г. - 300-летие основания династии Романовых). Это привлекало общественное внимание. Был создан новый журнал "Потешный". Динамика развития движения в России весьма впечатлила основателя скаутского движения генерала Баден-Пауэлла, приехавшего в 1911 г. в Россию с предложением помощи.

    Вместе с тем к 1912 г. стало очевидно недовольство правительственных верхов идеей военизированного молодёжного движения. В основе этого лежали сомнения в методах, практиковавшихся в группах при подготовке молодежи России для службы народу. Правительство не могло пойти на непопулярную меру роспуска "потешных", но в 1912 г. начало демонстрировать желание поставить военную подготовку молодёжи сугубо в рамки школьной системы. Важным звоночком было интервью инспектора военнизированных молодёжных групп от армии полковника С.И. Назимова ("генерала от потешных") "Русскому слову" после поездки по Украине и Маньчжурии. "Россия всё еще не смогла ввести хорошо проработанную и высокоразвитую программу физического обучения" - констатировал он. Строевая подготовка, ружейные приёмы вытеснили собой гимнастику и подготовку детей к физическим тяготам военной службы. В результате число негодных по причине слабости призывников с каждым годом лишь увеличивалось.

    Несмотря на выход "потешных" частей из фавора в 1912 г., многие из них существовали до начала Первой мировой войны, но после августа 1914 г. большое количество групп лишилось своих руководителей, призванных в действующую армию, либо запасные части. Параллельно же самодержавие развивало и улучшало программы гимнастического и военного обучения в школах империи. В 1908 г. Николай II приказал армии найти унтер-офицеров резерва и запаса для обучения школьников, но к весне 1909 г. комиссии, образованной на базе Министерства просвещения, Военного министерства и Святейшего Синода, стало ясно, что на это попросту не хватит средств.

    Выход был найден в подготовке гражданских учителей в инструкторов по гимнастике и строевой подготовке в местных школах (инициатор - Н.Ф. Рудольф, глава Кавказского учебного округа). Практика была подхвачена в других учебных округах. В итоге между 1909 и 1911 гг. правительство смогло ввести военное и физическое обучение в более чем 14000 начальных школ империи.

    Тем не менее, большинство детей России так и не получили минимального гимнастического и военного образования. Для исправления ситуации правительство:


    1) в 1912 г. добилось от Думы финансирования увеличения летних курсов обучения инструкторов по гимнастике;
    2) Министерство просвещения начало обращаться к Военному министерству за помощью для расширения и улучшения военного обучения в школах. Впервые это произошло в 1911 г. в Киеве, где воинские части посылали офицеров в соседние городские школы для преподавания гимнастики и строевой подготоки. На следующий год глава Рижского учебного округа обратился в Минпрос с формальной просьбой разрешить совместное военно-гражданское обозрение программ гимнастического и строевого обучения в своем регионе.
    Просьба была удовлетворена, командующий Виленским ВО генерал Ф.В. Мартсон начал командировать офицеров для инструктажа в местные школы. К 1913 г. Министерство просвещения в своем отчете сообщило, что в большинстве гимназий и других школах для мальчиков старшего возраста преподается гимнастика и военное обучение.

    Министерство путей сообщения в 1913 г. ввело гимнастику и строевые занятия в 60% своих железнодорожных и технических школ.

    Ведомство императрицы Марии проводило военное и физическое обучение в 75% своих школ для сирот.

    Министерство промышленности и торговли в 1913 г. сообщило, что все его 889 коммерческих училищ готовят учащихся к службе в армии.

    Как же на самом деле империя готова свою молодёжь к войне? При обучении в школах России по команде инструкторов особое внимание уделялось гимнастике. Наверное, наиболее популярной была система "сокольской" гимнастики. Также использовалась система шведской гимнастики, атлетики и т.д. Дети проходили и основы строевой подготовки, но в школах маршировали гораздо меньше, чем в "потешных" частях.

    В Одесском учебном округе и вовсе решили создать военные части в школах - т.н. "образцовые роты", связанные с местными армейскими полками. В школах МПС проходили полевые занятия по гимнастике и строевой; изучалось ориентирование на местности, тактика пехоты и методы военной сигнализации.

    Начиная с 1911 г. министерство также посылало значительное количество своих учащихся в летние военные лагеря.

    Возможно, наиболее решающим аспектом подготовки молодежи империи к войне была ставка на "дух". Армейские и школьные власти надеялись донести до молодого поколения новые идеи патриотической идентификации, используя 2 метода.

    Первый был прямым и простым. Во время занятий по строевой подготовке учителя должны были собирать детей вместе и проводить с ними беседы. В Киевском учебном округе, например, велись разговоры о царе и императорской фамилии, о роли солдата, значении воинской присяги и важности знамени. Тематика постепенно усложнялась, затрагивая историю армии и значение патриотического мужества (использовались образы исторических личностей. таких, как Иван Сусанин и герои войн прошлого).

    Второй метод был более изощрённым. Он предполагал вовлечение старшеклассников в празднование важных национальных юбилеев, организованное царским режимом в десятилетие после русско-японской войны. Начало было положено празднованием 200-летия Полтавской битвы в Санкт-Петербурге, Одессе и Киевском учебном округе.

    Три года спустя правительство резко увеличило участие молодежи в патриотических церемониях, отмечавших столетие Бородинской битвы и Отечественной войны 1812 г. В директиве всем местным властям особо подчеркивалось, что в программе празднования обязательно должны участвовать местные школы: настоятельно рекомендовалось организовать совместные парады учащихся и местных воинских частей. Многие школы выполнили эту директиву. Праздники проходили в крупных городах, как, например, Москва и Санкт-Петербург, в губернских - Воронеже, Архангельске, Казани и даже совсем небольших, вроде Егорьевска близ Рязани. Детские парады проходили в Томске и Оренбурге, во Владивостоке и Харбине. Не отставали и города в нерусских регионах страны - Ташкент, Баку, Тифлис, Варшава, Гельсингфорс, Вильна организовали праздники с участием детей, маршировавших колоннами вместе с армейскими полками.

    А самым большим участие молодежи в праздновании юбилея 1812 г. было в Москве.

    К 1913 г. царский режим установил широкую программу военной подготовки. Сотни тысяч детей в империи овладевали навыками военного искусства и проникались патриотическим духом, чтоб было необходимо, по мнению правительства, для победы в будущей войне. Николай II тем не менее был по-прежнему неудовлетворен результатами этой программы. В.Н. Коковцов в своих мемуарах вспоминает, что в конце 1912 г. царь был убеждён, что Великие державы уделяют подготовке населения гораздо больше внимания, чем это делает Россия ("мы одни идем позади всех"). В июне 1913 года для решения этой проблемы Николай II создал на министерском уровне орган, единственной задачей которого была подготовка граждан к военной службе. Контроль над этим органом получил Главнонаблюдающий за физическим развитием народонаселения Российской империи - генерал В.Н. Воейков. Он надеялся стандартизировать гимнастическое и строевое обучение и даже ввести в широком масштабе стрелковое дело. Однако ему пришлось столкнуться с извечной проблемой недостатка инструкторов.

    Да и времени у Воейкова было, к сожалению, слишком мало. Почти через год, после того как он был назначен, началась война, к которой население империи, по глубокому убеждению царя, было настолько не подготовлено. Тем не менее создание Главного инспектората и те задачи, которые перед ним ставились, явно свидетельствуют о том, насколько важным считало военную подготовку самодержавие в последние годы своего существования. Россия, так же, как и другие Великие державы, пришла к убеждению, что будущий европейский конфликт подвергнет суровой проверке физическое и духовное состояние каждого солдата. Вполне понятно, что все эти государства пытались подготовить свое население к такой борьбе. По иронии судьбы война, которая началась в августе 1914 г., была в меньшей степени проверкой духа и мастерства солдат, чем проверкой политической стабильности воюющих наций, их экономического потенциала и социального единства. Правительству удалось улучшить качества определенного количества солдат, сражавшихся за царя в Первую мировую войну.

    Реферат статьи американского историка Дональда Райта "Подготовка граждан: царский режим и военное обучение молодежи, 1906-1914" в сб.: Последняя война императорской России. Сборник статей под редакцией О.Р. Айрапетова. М.: "ТРИ КВАДРАТА", 2002. С.43-64.

    Дональд Райт

    Присяга Императорской Армии с Петра I до 1917 года

    Обещаюсь и клянусь всемогущим богом, перед святым его евангелием, в том, что хощу и должен его императорскому величеству, самодержцу всероссийскому и его императорского величества всероссийского престола наследнику верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови, и все к высокому его императорского величества самодержавству, силе и власти принадлежащия права и преимущества, узаконенный и впредь узаконяемыя, по крайнему разумению, силе и возможности, исполнять.

    Его императорского величества государства и земель его врагов, телом и кровию, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить сопротивление и во всем стараться споспешествовать, что к его императорского величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может.

    Об ущербе же его императорского величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать потщуся и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предпоставленным над мною начальникам во всем, что к пользе и службе государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание и все по совести своей исправлять и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды против службы и присяги не поступать - от команды и знамени, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду и во всем так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному офицеру (солдату) надлежит. В чем да поможет мне господь бог всемогущий. В заключение сей клятвы целую слова и крест спасителя моего.

    Аминь

    Поучение воину перед боем

    фото

    фото

    Источник — http://www.xxl3.ru/

    Просмотров: 1919 | Добавил: providenie | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 141

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году