Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2013 » Июнь » 14 » • Тюмень •
23:36
• Тюмень •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Грамота царя в Тюмень
  • О прежде почивших
  • Сукин Василий Борисович
  • Мясной Иван Никитич
  • Данила Чулков
  • Иванов Гаврила - атаман Тюменский
  • Тюменский острог
  • Город Тюмень
  • Географическое местоположение
  • Археология и картография Тюмени
  • Библиографический список
  • Сувениры
  • Книги, статьи о Тюмени
  • Грамота царя Михаила Федоровича в Тюмень

    фото 1623 г. февраля 27. — Грамота царя Михаила Федоровича в Тюмень воеводам князю Михаилу Долгорукову и Юрию Редрикову о назначении Гаврилы Иванова за его службу атаманом тюменских конных казаков.

    От царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии в Сибирь, в Тюменской город, воеводам нашим князю Михаил у Борисовичю Долгорукову да Юрью Анфиногеноиичю Редрикову.

    Бил нам челом Тюменского города конной казак Гаврилко Иванов а сказал: служил де он блаженные памяти государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии, государю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии, и царю Борису Федоровичю всеа Русии, и царю Василью Ивановичю всеа Русии и нам великому государю в Сибири 42 года; а преже де того он служил нам на поле 20 лет у Ермака в станице и с ыными атаманы.

    И как с Ермаком Сибирь взяли, и Кучюма царя с куреня збили, а царство Сибирское нам взяли, и мурз и татар розорили, и он де был посылай с Ондреем с Воейковым на нашу службу на тово же Кучюма царя, и божиею де милостию и нашим счастием тово царя Кучюма на Обе реке погромили и его убили, и жены его и дети взяли.

    Да его же де посылал на Алея царя боярин наши воевода Матвей Михайловичь Годунов с воеводою с Назарьем Изьединовым, и того де Алея царя взяли и жон и детей поймали.

    Да он же де в Сибири ставил Томской город при воеводе Гавриле Писемском; да он же де ставил (л, 80) город Тюмень при воеводе Василье Сукине; да он же де посылай был в Кузнецы для нашего ясаку, и первой де ясак взяли; да он же де Тобольской город ставил при воеводе Даниле Чюлкове; да он же де Тарской город ставил при воеводе при князе Ондрее Елецком; да он же де ставил Пелымской город при воеводе при князе Петре Горчакове; да ево же де посылал на нашу службу боярин наш и воевода Матвей Михайловичь Годунов головством на калмацких людей, и они де колмацких людей погромили, и жон и детей в полон взяли.

    А ныне де на Тюмени у них у конных казаков атамана нет. И нам бы его пожаловати, велети ему быти в Тюменском городе у конных казаков в атаманах на Степанове место Онтропьева, а Степан де ныне служит на Тюмени в детех боярских.

    И как к вам ся наша грамота придет, а то будет Степана Онтропьева место порозжо, атамана на его место у конных казаков нет, и вы б Гаврилку Иванову за те его многие службы велели в Тюменском городе быти у Тюменских у конных казаков в атаманах. Писан на Москве 7131-го февраля в 27 день.

    Подлинная грамота за приписью дияка Ивана Болотникова.

    Архив Акад. Наук, ф. 21, on. 4, № 8, лл. 79 об. — 80, № 64. Напен. в РИБ, т. П, стб. 400-402, № 130".

    О прежде почивших создателях истории Земли Сибирской

    Ермака Тимофеевича, устроителей града, Тюмени и Тобольска, Василия Сукина, Ивана Мясного и письменного головы Данилы Чулкова, а так же трёхсот стрельцов и казаков...

    Сукин Василий Борисович

    Сукин Василий Борисович - думный дворянин, воевода.

    В 1577 г. стряпчий с чеботами. В 1579 г. - дьяк. В 1583 г. принимал в Орешке новгородский хлеб из государевых житниц от монастырского слуги Вяжицкого монастыря.

    В середине зимы 7094, т.е. в начале 1586 г. под начальством Василия Сукина и Ивана Мясного были посланы в Сибирь 300 стрельцов и казаков и письменный голова Данила Чулков. Им было предписано оказать содействие Мансурову, только что отправленному с отрядом стрельцов в помощь Ермаку.

    Василий Сукин прибыл к р. Туре 29 июля 7094 (1586) г. и поступил весьма осмотрительно: было решено закрепляться в Сибири поэтапно, как бы небольшими шажками, продвигаться вперед, опираясь на сооружаемые по мере необходимости "городки", остроги и прочие опорные пункты. Участники новой зауральской экспедиции быстро срубили острог на р. Туре, основав тем самым старейший из сибирских городов - Тюмень - и составили первый его гарнизон. Сведений о деятельности первых воевод при возведении города Тюмени практически нет, можно думать, что город строился по той же схеме, (отраженной в наказах 1593 и 1594 гг.), что и Пелым с Сургутом. После завершения строительства острога воеводы нового города занялись покорением живших в тех местах татар и принуждали их к уплате ясака. Последнее произошло без особых затруднений, почему устные предания и летописи очень мало говорят об этом.

    Летом 7095 (1587) г., в Тюмень прибыло 500 чел. новых служилых людей. Исполняя царский указ, прибывший вместе с подкреплением, Василий Сукин послал письменного голову Чулкова ставить острог у устья рек Тобола и Иртыша. В 1598 г. Василий Борисович Сукин подписался под соборным определением об избрании царем Бориса Годунова. В июне 1599 г. отправлен, с титулом наместника елатомскаго, послом в Швецию для объявления о восшествии на московский престол Бориса Годунова и для заключения союза между Швецией и Московским государством. Одним из условий союза Борис ставил, уступку Швецией Нарвы Московскому государству. Но Сукин не смог исполнить возложенного на него поручения.

    В 1603—1613 гг. Василий Борисович Сукин был думным дворянином.

    В 1608 г. послан вместе с кн. Семеном Васильевичем Прозоровским в Коломну. Придя в Коломну, они укрепили город, а когда Хмелевский подступил к Коломне, они вступили с ним в сражение и разбили его.

    Осенью 1609 г для осажденной тушинцами Москвы освобождение подъездных дорог было важнейшей задачей. В это время на стратегически важной Владимирской дороге появился «хатунский мужик» Салков с отрядом разбойников. Салков беспрепятственно занимался грабежами, наводя ужас на всех проезжих. Царь Василий неоднократно посылал против Салкова своих воевод. Среди них был и Сукин. Салкову удалось разбить отряд Василия Сукина в пятнадцати верстах от Москвы, недалеко от Николо-Угрешского монастыря.

    В 1610 г. Сукин был в числе лиц, отправленных в Польшу к королю Сигизмунду с кн. Василием Васвасильевичем Голициным и митрополитом Филаретом. Послы поднесли королю подарки; Василий Борисович Сукин поднес сорок соболей и рысь. Будучи в Польше, Сукин и думный дьяк Сыдавной Васильев передавали королевским людям разговоры кн. Голицына и митрополита Филарета.

    Узнав об этом, митрополит стал советоваться с прочими членами посольства тайно от Василия Сукина и Сыдавного. Ожидая от короля особых милостей, Сукин, Сыдавной и еще несколько светских и духовных лиц из членов посольства отпросились у него в Москву и обещали, что будут склонять московских людей присягнуть самому королю, а не сыну его, королевичу Владиславу. Митрополит Филарет и остальные послы просили панов рады доложить королю, что не следует никого отпускать в Москву, но паны отвечали, что король отпустил некоторых членов посольства по собственной их просьбе и что изменить решения нельзя.

    Возмущенный намерением Сукина и Сыдавного уехать в Москву, думный дьяк Луговской сказал: "Хотя бы Василия Сукина и прямо постигла болезнь и ему б лучше тут умереть, где послан, а от дела не отехати, и старее его живут, а дел не мечут». Сукин и Сыдавной поехали в Москву с королевским листом и с жалованным словом о соизволении Сйгизмунда отпустить на Московское царство королевича Владислава, с обещанием истребить нового Лжедмитрия и утишить все волнения. По возвращении в Московское государство Сукин продолжал быть на стороне Сигизмунда.

    Вот что писал о нем Прокопий Ляпунов в грамоте, посланной из Рязани в Нижний Новгород 31 января 1611 г.: «И на Коломне, господа, ворует Василий Сукин, потому что он был под Смоленском у короля и крест королю целовал, а король ему дал совсем Коломну в путь; а Коломенские, господа, дворяне и дети боярские и черные люди с вами в одной мысли».

    В апреле 1612 г. архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий, келарь Авраамий Палицын и соборные старцы отправили послание кн. Пожарскому где были такие строки: "замосковные города - Калуга, Серпухов, Тула, Рязань по воровскому заводу креста не целовали, а радеют и ждут вашего совета... Молим вас усердно поспешите к нам в Троицкий монастырь...". По какому случаю находился в это время в Троице-Сергиевом монастыре Сукин — неизвестно, но вслед за соборными старцами названы поименно два мирянина: Василий Сукин и Андрей Палицын".

    Мясной Иван Никитич

    Мясной Иван Никитич – тульский выборный дворянин, письменный голова, воевода.

    "Мясные — русский дворянский род, происходящий, по преданию, от Марка Демидова сына, выехавшего из Литвы к великому князю Иоанну Михайловичу. Потомок его в восьмом колене Иван Сумников сын Измайлов, по прозванию Мясной, был родоначальником Мясных. Род Мясных внесен в VI часть родовых книг. губерний: Тульской, Тамбовской, Харьковской и Рязанской (Гербовник, IV, 28).

    В 1572 году Иван Мясной и Севрюк Клавшов Московские гонцы в Крым. С апреля 1584 Иван Мясной городской голова города Орёл.

    В1585 Иван Никитич Мясной послан в Воронеж в должности головы с воеводой С.Ф. Сабуровым строить крепость.

    В январе 1586 г. правительство отправляет воевод И. Н. Мясного и В. Б. Сукина во главе большого отряда за Урал. 29 июля (7 августа)1586 года по указу царя Федора Ивановича началось строительство Тюменского острога - старейшего из ныне существующих сибирских городов.

    Основатели Тюмени воеводы Василий Сукин и Иван Мясной выбрали для крепости просторный мыс, ограниченный с запада оврагами и речкой Тюменкой, а с восточной стороны - крутым берегом Туры.

    Здесь стрельцами и казаками была сооружена острожная стена, состоявшая из вертикально вкопанных в землю, плотно пригнанных друг к другу заостренных бревен. За ней поставили небольшую церковь Рождества Богородицы, воеводскую канцелярию, жилые дома и амбары. В то же лето с южной стороны были выкопан ров и насыпан земляной вал. С первых лет Тюмень стала важным опорным пунктом освоения русскими необъятных пространств Сибири. Здесь сложился первый за Уралом земледельческий район. Город играл роль пограничного форпоста, прикрывавшего русские владения от набегов степных кочевников.

    В 1592 году Иван Мясной - Елецкий воевода. Многочисленные набеги крымских татар привели к тому времени елецкую округу к полному разорению. В это же время началось строительство новой Елецкой крепости. Новая Елецкая крепость была задумана как мощное по тем временам оборонительное сооружение. Илья Катеринин мастер городового дела, запроектировал город с девятью башнями.

    Окружность городских стен составлена 783 сажени или 1670 метров. Иван Мясной сделал попытку уменьшить размеры крепости против "сметы", но получил от царя твердую отповедь: "Немочно Ивану города и острога убавити, с которого места пригож, дабы в осадное время в городе и остроге сидети было безстрашно". В конце года воевода Иван Мясной сообщал в Разрядный приказ: "И город, государь, изрешечен (сделана обрешетка над тарасами стен), а некрыт. И около города ров выкопан и острог сделан".

    В 1596 году 16 июня по указу Московского государя Федора Ивановича, головы Иван Ладыжинский, Третьяк Якушкин и подьячий Никифор Спиридонов были посланы в южные районы для поиска удобных мест, "где государю городы ставить". Свою задачу они выполнили и в частности "нашли на поле на реке Оскол усть Оскольца место крепко и угодно, мочно на том месте городу быть". Были определены городовые места для строительства Белгорода и Курска, которые и были построены "тоеже осени".

    Осколькую крепость возводили воеводы Иван Солнцев, голова Иван Мясной и подьячий Михаил Нечаев. Город Оскол был построен на высоком меловом мысу, спускающемуся крутым, почти недоступным обрывом к рекам Оскол и Осколец.

    Это место было не только хорошо защищено самой природой, удобно и выгодно в стратегическом отношении, но и красиво. Иван Никитич Мясной, большой специалист по оборонительным сооружениям, при строительстве города Оскол в полной мере использовал защитные свойства местности и ландшафт.

    Самой слабо защищенной была восточная сторона, на которой еще в 1592 году был насыпан земляной вал, чтобы повысить сравнительно пологий участок до уровня местного горизонта основной городовой площадки".

    Данила Чулков

    Чулков
    Данила Чулков – основатель Тобольска, его первый воевода, письменный голова.

    "Их род идет от Семена Федоровича Ковылы, рязанского боярина. Семен Семенович (его сын) выехал из г. Рязани к великому московскому князю Василию Васильевичу и был у него боярином. Праправнук Семена Федоровича Ковылы - Григорий Иванович получил прозвище Чулок, а от него и сын Григория Ивановича - Данило, письменный голова сибирских воевод стал именоваться Чулковым.

    Данила Чулков принимал участие в войне с астраханскими и крымскими татарами. В 1554 году он вместе с князем Алексеем Вяземским "астраханских людей искал и добывал выше Черного острова", поход закончился скорым покорением Астрахани. В 1556 году Чулков с отрядом поплыл по р. Дону для наблюдений над Крымом, возле г. Азова он встретил 200 крымцев и разбил их.

    В летописной истории приводятся две версии прибытия Чулкова в Тюмень. Так, по одной из них Данила Чулков был послан в 1585 г.из г.Москвы в отряде Василия Сукина и Ивана Мясного: «Лета 7093 посланы воеводы с Москвы Василий Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Данило Чулков с тремя сты человек, поставища град Тюмень июля в 29 день, еже Чимги слых». По другой версии, Данила Чулков прибыл "со многими ратными людьми в 1587 г. для поставления г. Тобольска нарочным делом".

    Весной 1587 г. из г. Тюмени выступили стрельцы и казаки под командованием Данилы Чулкова с наказом выйти к р. Иртышу и поставить на берегу острог. Отряд беспрепятственно высадился на берег. Выбрав место на берегу р. Иртыша, на "велице горе" Алафеевской, служилые люди стали строить новый город. В начале июня острог был готов. 4 июня освятили первую острожную церковь, названную Троицкой. Так было положено начало г. Тобольску.

    Против строительства новой крепости выступил кн. Сейдяк, считавший себя повелителем Сибири. Чулков зазвал татар к себе для якобы мирных переговоров и вероломно перебил их, а Сейдяка и других более важных пленных отправил в Москву. Таким образом вся Сибирь до Иртыша и к северу по берегу Оби оказалась в руках московских государей.

    В 7098 (1590) г. на место письменною головы Данилы Чулкова в Тобольск прибыл воевода князь Владимир Васильевич Кольцов-Масальский".

    Иванов Гаврила – атаман Тюменский

    Сподвижник Ермака. Около двух десятков лет Гаврила Иванов под командованием Ермака служил на южной границе России, в отрядах, посылаемых в Дикое Поле для отражения татарских набегов.

    Участник похода Ермака в Сибирь. После гибели Ермака с отрядом Василия Сукина вернулся в Сибирь. Принимал участие в походе А. Воейкова по окончательному разгрому Кучума. Участвовал в постройке городов Тюмени, Томска, Тобольска, Пельми, Тары.

    Всего прослужил в Сибири более сорока двух лет. В 1623 году за свою многолетнюю службу пожалован грамотой царя Михаила Федоровича в атаманы тюменских конных казаков.

    Тюменский острог

    В январе 1586 года Москва снарядила зa Урал воевод Василия Сукина и Ивана Мясного. Вместе со стрельцами, набранными из разных городов, в поход отправились ермаковские казаки с уцелевшими в боях атаманами Матвеем Мещеряком и Черкасом Александровым.

    Перевалив Урал, отряд спустился по Туре до старой татарской Чимги, давно оставленной жителями, и здесь остановился. Почему воеводы не двинулись дальше, к Искеру, неизвестно: возможно, так предписывал царский наказ или воеводы просто были осторожны и не решились сразу заходить далеко в глубь чужой земли. 29 июля 1586 года было начато строительство Тюменского острога, ставшего первым русским городом в Сибири. К строительству привлекли и местных татар.

    Воеводы не стали возобновлять татарскую Чимги-туру, теснившуюся между буераками Тюменки и теперь лежавшую в развалинах, а выбрали чистое место на правом берегу Туры. Историк Г. Ф. Миллер, хорошо знавший край по своим наблюдениям, заметил по этому поводу: "Ни одна из сибирских местностей не обладает, кажется, такими природными преимуществами... И татары, и русские поступали поэтому правильно, когда здесь строили свои первые города". Площадка для города и в самом деле была выбрана на редкость удачно.

    Просторный мыс, ограниченный с запада оврагами Тюменки, а с восточной стороны крутым берегом Туры, господствовал над окружающей местностью и легко мог быть укреплен. За неделю соорудили острог - вертикально вкопали в землю плотно пригнанные друг к другу заостренные бревна. В то же лето ратники выкопали ров с южной, полевой, стороны, насыпали земляной вал, а внутри острога поставили съезжую избу, жилые дома, амбары и церковь. Для возведения более капитальных крепостных сооружений времени не было.

    Первыми жителями острога стали стрельцы и служилые казаки. На первых порах острог выполнял роль оборонительного форпоста. Вероятно, уже в начале 1590-х годов служилые люди и крестьяне разобрали наскоро сооруженный при первых воеводах острог и на месте его поставили рубленый "город" с башнями, а возникший при городе посад окружили новой острожной стеной. Первый рубленый город описан в дозорной книге 1624 года. Его стена состояла из 106 городней (срубов) и восьми башен. Городни высотой в две сажени на половинной высоте имели выступы - обламы.

    Щель между нижней стеной и нависающей над ней верхней служила для поражения противника, вплотную подошедшего к стене. В городнях были устроены бойницы нижнего и верхнего боя. Сверху их прикрывала двускатная кровля. Юго-западная и северовосточная стена, с тремя башнями каждая, стояли на берегах Туры и Тюменки. В середине юго-восточной стены стояла Спасская башня с проезжими воротами. Вторая проезжая башня была в северо-западной стене и вела на мост через Тюменку, к дороге на Туринск. Общая протяженность стен равнялась 260 саженям.

    За юго-восточной стеной лежал посад с острогом. Острожная стена полуторасаженной высоты была укреплена с напольной стороны четырьмя башнями, одна из которых имела проезжие ворота. Кроме того, в самом остроге стояла пятая, караульная, башня с постоянным дозором, который в случае опасности извещал город колокольным звоном.

    Подступы к острогу прикрывала надолбы - столбы из толстых бревен, поставленных тесно друг подле друга в два-три ряда и соединенны поверху поперечными связями из таких же толстых бревен. Для разведки противника и предупреждения его внезапного появления в поле посылались разъезжие станицы (конные разъезды) и отъезжие караулы (дозоры).

    Благодаря своему выгодному географическому положению, Тюменский острог, ставший форпостом освоения необжитых восточных и северных земель и находившейся на древних торговых путях между Европой и Азией, в скором времени превратился в важный центр транзитной торговли. Во многом этому способствовал указ царя Федора Ивановича, разрешивший бухарским и ногайским купцам вести беспошлинную торговлю в Тюмени. Уже в конце XVI века за рекой Турой, напротив острога образовалась Бухарская слобода.

    В 1597 - соликамский "вож сибирской дороги" (проводник Артемий Бабинов) указал путь из Соли Камской на Верхотурье и Тюмень, ставшую тем самым "воротами в Сибирь".

    В 1601 году был учрежден первый в Сибири Тюменский ям. С Руси присланы 50 ямщиков для гоньбы по казенным надобностям от Тюмени до Тобольска и Туринска. Вскоре по соседству с Тюменским острогом начала формироваться Ямская слобода. К началу XVII века в Тюмени насчитывалось 570 дворов и около 1700 человек населения.

    В 1616 году рядом с Ямской слободой старцем Нифонтом Казанским был заложен Преображенский мужской монастырь. Несколько ранее на берегу Туры был основан девичий монастырь с Ильинской церковью.

    В 1653 году в Тюмени- один из первых бунтов: служилые люди протестовали против воеводы.

    На протяжении всего XVII века деревянный город неоднократно перестраивался. Несколько раз Тюменский кремль почти полностью возводился заново после опустошительных пожаров 1620, 1687 и 1695 годов.

    XVIII век ознаменовался началом каменного строительства в Тюмени. В 1700 году на берегу Туры были заложены каменные амбары для хранения городской казны с Благовещенской церковью над ними. В 1715 году на территории Преображенского монастыря завершилось строительство каменного Троицкого собора, давшего монастырю новое имя. Здесь же была построена Церковь Петра и Павла и настоятельские покои.

    Работы по возведению каменного комплекса Троицкого монастыря велись под руководством сибирского митрополита Филофея Лещинского.

    В 1717 году на территории монастыря была построена церковь Сорока Мучеников. К ней примыкала двухэтажная башенка, на первом этаже которой поселился принявший схиму Филофей Лещинский. Сибирский митрополит завещал похоронить себя у входа в Троицкий собор, чтобы «мимоходящие попирали прах его ногами".

    Город Тюмень

    Город Тюмень располагается на землях, издревле заселенных. Издавна Прииртышье и Приобье было заселено коренными местными племенами, которых сменили степные кочевники — угры и самодийцы. Смешение их с местными племенами привело к образованию новых народностей — ханты и манси. Со временем, с наплывом новых, преимущественно тюркских кочевых племён, этнический состав населения неоднократно менялся.

    В XIII веке сюда пришли тюрки-кыпчаки, а затем и татаро-монголы; при смешении этих этнических групп с местным населением образовалась новая этническая общность — тюркоязычные татары Западной Сибири — «сибирские татары».

    В XIV веке было образовано их первое политическое объединение — княжество Великая Тюмень. Столица его, городок Чимги-Тура, располагалась на правом берегу реки Туры, на небольшом островке, образованном системой оврагов и речкой Тюменкой при впадении её в реку Туру.

    Начавшееся ещё в XV веке продвижение Московской Руси на восток, за Урал, активизировалось при Иване Грозном, в конце XVI века. Походы дружин Ермака, а затем Сукина и Чулкова положили начало освоению Западной Сибири. Ко времени первого похода Ермака, к 1581 году, Княжество Великая Тюмень вошло в состав Сибирского ханства со столицей, крепостью Искер, на реке Иртыш; крепость Чимги-Тура стала рядовым оборонительным пунктом, дружина Ермака взяла её сравнительно легко.

    После третьего похода Ермака, 29 июля 1586 года, на крутом мысу, образованном рекой Турой и правым её притоком, рекой Тюменкой, недалеко от развалин Чимги-Тура, был заложен новый городок-крепость Тюмень, быстро разросшийся. К началу XVII веку военная опасность практически миновала и городок, поставленный на перекрестке древних караванных торговых путей Восток-Запад, превратился в торгово-ремесленный.

    В конце XIX в. город неофициально делился на три части — собственно Тюменью называли городскую территорию, находящуюся на правом берегу р. Туры; на левом берегу располагалось Заречье, или Зарека; между pp. Турой и Тюменкой — Затюменка. К середине XIX в. в Западной Сибири (в Тобольской губернии) культурным и духовным центром был Тобольск, а административным центром — Омск. Тюмени достался удел делового, промышленного центра.

    С момента основания город Тюмень выполнял как военно-административные, так и коммуникационные, торговые функции, что и позволило ему вырасти в один из крупнейших городов Западной Сибири.

    Тюмень основана как город-крепость, поэтому первыми её жителями были служилые люди. Именно они на протяжении всего XVII в. преобладали среди городского населения. Другие категории населения — посадские, ямщики и городовые крестьяне — были представлены в меньшей степени. Это явление позволяет нам утверждать, что город вырос как средоточие военно-служилого населения.

    Географическое местоположение города

    Удобное географическое местоположение города приводило к увеличению численности населения. Постепенно, по мере продвижения колонизации вглубь Сибири, Тюмень становилась опорным пунктом колонизации и торговым центром, что, соответственно, приводило к увеличению доли торгово-промышленного (т.е. посадского) населения.

    В 1744 г. резко увеличилось количество посадских (исчисленных при переписи как цеховые и купцы). На увеличение численности горожан (посадских) повлияло становление города как ремесленно-торгового центра.

    Весь спектр сословных групп был представлен в структуре города. Особенностью Тюмени в этом отношении в конце XVIII — XIX в. было преобладание городских сословий (купечества и мещанства), которые в числе всех горожан Тюмени составляли более 50%. Таким образом, в конце XIX в. число горожан уже было значительным. Кроме того, в Тюмени была представлена в полном объеме сословная структура Российской империи. К 1914 г. Тюмень по числу жителей (42550 чел.) превзошла губернский Тобольск и заняла пятое место среди городов Сибири.

    С момента основания город был многонациональным поселением. Об этом свидетельствует сам факт основания — на месте бывшего татарского города. В числе служилых людей Тюмени в начале XVII в. присутствует «литва» (этим термином в Сибири XVII в. называли белорусов и других выходцев с территории Речи Посполитой), также встречается термин «черкасы», т.е. украинцы.

    Среди горожан в XVII в. преобладало русское население. Татары и бухарцы селились чаще всего за городом. Уже в начале XVII в. за Турой образовалась Татаро-бухарская слобода, зафиксированная на картах-планах того времени.

    В конце XIX в. в Тюменской округе, в городе и за его пределами, проживали русские, татары, бухарцы, евреи, поляки. Представителей других национальностей было значительно меньше.

    В Тюмени в XVII в. выделяются две большие конфессиональные группы: православные (к которым принадлежало пришлое, русское население) и мусульмане (коренное население — сибирские татары и пришлые — сибирские бухарцы). С XVIII в. в Тюмени обосновываются старообрядцы. В Тюменской округе была большая старообрядческая община, имевшая некоторое влияние и на горожан"

    Археология и картография Тюмени

    История Тюмени, первого русского города в Сибири, долгое время изучалась по письменным и изобразительным источникам. На протяжении ХХ в. были предприняты попытки археологического обследования города, которые дали интересные результаты.

    Раскопки сибирских городов показывают, что изучение градостроительного наследия Сибири невозможно без археологических источников, часть которых представляют собой визуальные объекты.

    Раскопки 1988 г. позволили обнаружить основание колокольни первого городского каменного здания – Благовещенского собора, остатки деревянных строений XVII–XIX вв., первого тюменского рва, нескольких кладбищ около утраченных деревянных Спасской и Ильинской церквей, которые вполне могут быть введены в пространство города.

    Это обстоятельство, к сожалению, не учитывается современными проектировщиками. Цель данной статьи – сопоставить данные археологических раскопок с картографическими материалами конца XVII – начала XIX в. для понимания перспектив дальнейшего археологического изучения города и музеефикации выявленных памятников, оценить утраты культурного слоя.

    Проделанный в работе анализ позволяет предварительно соотнести взаимо-расположение предполагаемых объектов в культурном слое с современной картой города при проектировании благоустройства исторического центра города, создании мемориальных зон.

    Начало изучения градостроительного наследия Сибири относится к 1960-м гг. Признание того, что «…именно концентрация памятников разных типов разных эпох на определенной локальной территории ярко отличает город как вид поселения от других населенных пунктов» [1, с. 5], актуализировало исследование культурного слоя сибирских городов.

    В результате раскопок не только извлекаются предметы ремесел и быта, но и вскрываются остатки оборонительных, жилых и гражданских сооружений, которые могут быть исследованы и введены в пространство современного города путем музеефикации. В настоящее время есть положительные примеры такого комплексного подхода.

    Например, в Томске после археологических исследований на Вознесенской горе появились музей города, в котором демонстрируется коллекция из раскопок, и частично воссозданный макет стены и ворот деревянной крепости XVII в. [2].

    В большинстве сибирских городов недооцениваются археологические исследования и возможности музеефикации исторических остатков.

    Частично это можно объяснить тем, что последние 400 лет русской истории не считаются «темными» веками. История города Тюмени, которому уже более 425 лет, опирается на значительный корпус письменных, изобразительных и картографических источников, позволяющий довольно подробно представить его основание и развитие как первого русского города за Уралом, считавшегося «воротами в Сибирь» [3–9].

    В то же время археологические источники, связанные с изучением города, в научный оборот введены слабо [10–14].

    Начало археологического изучения Тюмени можно связать с обследованием подвалов Благовещенского собора в 1924 г. [15]. Также известно, что в 1925 г. при дорожных работах на ул. Ленина рабочие обнаружили гробы-колоды, но ходатайство музея о проведении раскопок было отклонено [16, с. 6].

    Тюменским музеем под руководством археолога П. Дмитриева были обследованы возле Благовещенского собора «выдававшиеся в обрыве реки строения» и погреб дома XVII в. [17, с. 4]. В фондах областного краеведческого музея время от времени появлялись находки из тюменских огородов из районов городищ, ямской слободы (кольчуги, наконечники копий и др.).

    Первые документированные раскопки удалось провести летом 1988 г. при прокладке ливневой канализации и реконструкции дороги на участке от Исторической площади по ул. Республики до ул. Перекопской. После приостановки дорожно строительных работ раскопки были начаты на двух останцах между участками с выбранным грунтом.

    Раскоп 1 заложен у остатков кирпичного фундамента Благовещенского собора, раскоп 2 – напротив гостиного двора. Вдоль гостиного двора до улицы Перекопской шла траншея под прокладку ливневой канализации, которая дала общее представление о культурных напластованиях (рис. 1).

    В целом, в про- цессе работ были исследованы остатки фундаментов Благовещенского собора, деревянных строений XVII–XIX вв., рва и нескольких кладбищ [18]. В 2003 г. экспедиция Тюменского госуниверситета (ТюмГУ) обследовала правый берег Туры от пересечения ул. Республики с ул. Перекопской до пешеходного моста. При этом выявлены захоронения, остатки деревянных строений XIX в. и деревянные мостовые [14; 19]. В 2005 г. также экспедицией ТюмГУ проведено зонирование культурного слоя в исторической части Тюмени [20].

    В 2006 г. экспедиция нефтегазового университета (ТюмГНГУ) под руководством Н.А. Ткачевой провела охранные раскопки в зоне строительства торгово-раз- влекательного центра на правом берегу р. Тюменки, недалеко от лестницы, ведущей с ул. Ленина на стадион «Тюмень» [21]. В последние годы ведутся ис- следования ТюмГУ на территории Царева городища (Чимги-Тура) (рис. 1).

    фото
    Рис.1. Схема расположения раскопов 1988, 1989 и 2006 гг.

    1 – остатки колокольни Благовещенского собора;
    2 – раскоп 1989 г.;
    3 – раскоп 1988 г.;
    4 – раскоп 2006 г.
    В данной статье поставлена задача сопоставить результаты раскопок в центральной части города (Историческая площадь, ул. Ленина, Республики до ул. Перекопской) с картографическими источниками – планами города Тюмени, опубликованными и атрибутированными П.М. Головачевым [6] и В.И. Кочедамовым [7; 8].

    П.М. Головачев опубликовал план из архива Министерства юстиции в книге «Тюмень в XVII в.» [6] и, несмотря на утраты некоторых фрагментов, оценил его как «самый лучший и обстоятельный из дошедших до нас планов сибирских городов и острогов конца XVII и начала XVIII столетий» [22,с. 31]. В.И. Кочедамов опубликовал похожий план, но сослался на «портфели Миллера», хранящиеся в ЦГАДА [7, с. 91].

    На плане В.И. Кочедамова территория города густо заполнена постройками, тогда как на плане П.М. Головачева город почти пуст (особенно в нижнем правом углу) и отсутствуют зачеркнутые надписи, пятна чернильных помарок.

    На плане П.М. Головачева не отмечены проездные башни, ворота, которые были сделаны на месте сгоревших в 1695 г. проездных башен. Ворота же обозначены только в северо-восточном углу крепости. На карте, опубликованной В.И. Кочедамовым, проездные башни указаны.

    Несмотря на отличия, оба плана, опубликованные П.М. Головачевым и В.И. Кочедамовым, скорее всего, являются копиями одного первоисточника, который в «модернизированном» виде воспроизводится во всех научно-популярных изданиях [23, с. 18; 24, с. 23, 24;25, с. 32]. В.И. Кочедамов датирует план 1696 г. [8,с. 91]. П.М. Головачев датировал 1701 г. на основании водяных знаков и отсутствия на плане сгоревших в пожаре 1695 г. Троицкой и Архангельской церквей [22, c. 29].

    Тем не менее это самый ранний и достоверный картографический документ Тюмени, в котором подробно были расписаны обмеры оборонительных стен города и острога, обозначен ров.

    Более ранние изображения Тюмени С.У. Ремезова [3] и В. Витсена [26, c. 1043] условны и символичны. В. Витсен опирался на документы, составленные очевидцами. В частности, в опубликованном им «Сообщении из Сибири» 1680 г. упоминается мужской монастырь, который на приведенном им плане отсутствует [26, c. 1042].

    На основании изучения картографических материалов и письменных источников В.И. Кочедамов сделал графическую реконструкцию Тюмени [7, с. 89], в которой отображена структура города, включающего город и острог. В.И. Кочедамов пришел к выводу, что направления улиц почти совпадают с современными, а деревянные церкви Знаменская и Михаила Архангела вполне соотносятся с настоящим их расположением, но уже в каменном исполнении [7, с. 106].

    Совмещение картографических материалов конца XVII в. с археологическими объектами вызывает ряд трудностей. Разрушение берега рекой, взрыв Благовещенского собора, строительство дороги и перестройки моста в устье Тюменки видоизменяли линию берега Туры. А.С. Иваненко пишет о специальном обрушивании берегов для строительства моста через Тюменку [27, с. 22].

    Все это затрудняет определение местонахождения построек «городового острога». В 1938 г. очередной обвал берега Туры привел к потере значительного участка города, при этом «погибли безвозвратно» две постройки XVII в. [17, с. 4].

    Отправными точками для привязки археологических объектов к плану Тюмени конца XVII в. являются обнаруженные при раскопках ров и остатки фундаментов Благовещенского собора.

    Благовещенский собор строился в 1700–1715 гг. в юго-восточном углу острога [7, с. 104]. Считается, что он появился на месте сгоревшей в 1700 г. деревянной церкви Рождества Богородицы [22, с. 174]. В скором времени главной опасностью для собора стала его близость к обрыву берега Туры.

    Собор был построен по типу «корабля», имел алтарь, собственно храм, трапезную и колокольню.

    В 1932 г. собор был взорван, и со временем его остатки оказались под асфальтом. При реконструкции дороги в 1989 г. обнажились кирпичные стены около метра высотой. После прекращения вывоза грунта от них осталось всего 2–3 кладки кирпича. Часть собора уходит под современный пешеходный мост через Туру.

    Расчищенный фрагмент представлял собой прямоугольник длиной 11,5 м, в ширину видимая часть составила 4,5–5,39 м. Стены имели толщину 1,35×1,5 м. Внутри стен были оставлены прямоугольные пустоты, плотно забитые кирпичом без раствора («коробкой»).

    Под слоем кирпича отмечены трубчатые пустоты диаметром 15–20 см, видимо, остатки сгнивших деревянных свай, которые вбивали в материк под фундамент [18, с. 16–17].

    Открытые остатки стен могут быть интерпретированы как фрагмент основания колокольни, возведенной в 1715 г. В.И. Кочедамов опубликовал общие размеры Благовещенской церкви 24,5×10 м [7, с. 93], Н.А. Миненко – 24,8×10,7 м [9, с. 115].

    Обычно храмы трапезного типа имели приблизительно одинаковую ширину на всем протяжении. Наши обмеры (по стенам без учета выступов 10,5 м) почти совпадают с последними. Расхождение с данными В.И. Кочедамова, возможно, получено из-за того, что в его монографии опубликован неверный план Благовещенского собора.

    На иллюстрации изображен план Спасской церкви в Иркутске, являющейся аналогом Благовещенского собора, построенной примерно в это время (заложена в 1706 г.) [8, с. 180, 183].

    Остатки первого городского оборонительного рва зафиксированы между зданиями бывших городской думы (современное здание музея) и гостиного двора (корпус Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий). Так как на обочине дороги находились фонарные столбы, разрез рва был сделан в двух метрах от стенки профиля (рис. 2).

    Ширина рва в верхней части составляет 8,5 м, в донной – 4,2 м, глубина от погребенной почвы – 1,8 м. В верхней части ров заполнен темно-коричневым суглинком, битым кирпичом, темно-серым суглинком (2), также отмечен мощный прокал (3), прослойки угля и дерева (5, 14). Средняя часть заполнения состоит из серо-желтого пятнистого суглинка (8) с двумя тонкими прослойками белого песка (7). В нижней части отмечены прослойки черного (10) и серого (11) суглинка. По характеру заполнения можно заключить, что ров подновлялся только в ранний период истории города, а затем остался без должного внимания и постепенно заплыл.

    В документах, опубликованных П.М. Головачевым, размеры рва и его наличие упоминается только в начале XVII в., затем нет сведений о его подновлении [22, с. 32]. На плане конца XVII в. ров указан, но он узкий и прерывистый (рис. 3), На последующих поздних картах отсутствует. на гравюре середины XVIII в. его нет [7, с. 104].

    фото
    Рис. 2. Разрез тюменского городового рва:

    1 – смешанный навал;
    2 – темно-серый суглинок;
    3 – прокал;
    4 – погребенная почва;
    5 – остатки дерева;
    6 – серый суглинок;
    7 – белый песок;
    8 – желтый пятнистый суглинок;
    9 – желтый суглинок;
    10 – черная супесь;
    11 – сероватый суглинок;
    12 – светлая глина;
    13 – шлаки;
    14 – уголь;
    15 – материковый песок
    В документах, опубликованных П.М. Головачевым, речь всегда идет о стенах города и острога, укреплении берега Туры и острожном рве, забота о котором постепенно прекращалась.

    Последнее упоминание относится к 1684 г., когда при воеводе Ртищеве острог приведен в порядок, но ров не выкопан. Видимо, сначала отпала надобность в городском рве, а затем и в острожном [22, с. 173]. В реконструкции города, сделанной В.И. Кочедамовым по плану конца XVII в., ров есть [7, с. 89].

    Слой прокала во рву, скорее всего, связан с пожаром 1687 г., когда город сгорел полностью. Над ним в слое угля отмечены раскатанные бревна. Выше пожарища залегают обломки кирпичей, которые можно связать со строительством Благовещенского собора 1700–1715 гг., первого каменного здания в Тюмени.

    Археологические данные позволяют проанализировать взаиморасположение колокольни собора и рва. Южная стена собора отстоит от рва на 5 м к северу от него.

    Складывается впечатление, что при строительстве собора рва уже не существовало. На уже упомянутой гравюре видно, что частокол идет по краю высокого берега Туры, соединяя строения города [7, с. 104, рис. 12; 24, с. 52, рис. 17; 9, с. 140–141].

    Стена собора является частью городового укрепления. Видимо, так же она воспринималась с южной стороны, соединяясь далее с приказной избой. Ни П.М. Головачев, ни В.И. Кочедамов не упоминают о том, что городская стена представляет собой палисад, но оба пишут о пожаре 1687 г., когда город сгорел и на месте «городней» были поставлены не «рубленые стены», а острожные.

    Более того, на гравюре мы видим, что острожные стены в городе местами отсутствуют. Г.Ф. Миллер свидетельствует, что стена крепости представляла собой палисад, а Благовещенский собор «заменяет… своими стенами часть крепостной стены», а рядом с собором стоит «развалившаяся деревянная церковь… Рождества Богородицы» (цит. по: [9, с. 140]).

    Таким образом, Благовещенская церковь не была построена на месте церкви Рождества Богородицы. Этим объясняется близость рва к Благовещенскому собору и косвенно свидетельствует, что ров к тому времени потерял значение и, скорее всего, основательно заплыл, но еще прослеживался. Интересно, что до замощения дороги камнем на поверхности еще был заметен слабый след прогиба от рва.

    След от городского и посадского рвов можно увидеть на картах конца XVII–XIX вв. В местах выхода рвов на склоны Туры и Тюменки отмечаются характерные осыпи (рис. 3).

    фото
    Рис. 3. Фрагмент плана Тюмени конца XVII в.

    Таким образом, старая структура города скрыта поздними напластованиями, но она проявляется и присутствует в городском ландшафте.

    Для более точного решения проблемы совмещения выявленных археологических объектов и плана конца XVII в. нам могут помочь более поздние планы Тюмени.

    В 1766 г. Тюмень после очередного страшного пожара получила генплан, в котором был заложен принцип регулярной застройки, появились спрямленные улицы и кварталы. В 1808 г. был создан новый генплан, утвержденный императором Александром I. В Тюменском областном краеведческом музее (ТОКМ) сохранилась его акварельная копия [9, с. 204].

    На ней отмечена перспективная застройка. В частности, нанесен еще не построенный гостиный двор, который, как известно, появился в Тюмени в 1833 г.

    Проект был реализован только наполовину, и в таком виде он существует до сих пор. Гостиный двор позволяет нам сориентировать относительно друг друга реальные археологические и архитектурные объекты – ров, основание колокольни Благовещенского собора, городскую думу и характерные очертания тюменского мыса с логами (рис. 4).

    фото
    Рис. 4. План исторической части Тюмени:

    а – фрагмент плана XVII в.;
    б – соотношение утраченных и ныне существующих объектов;
    1 – церковь Рождества Богородицы;
    2 – церковь Всемилостивого Спаса;
    3 – церковь Ильи Пророка;
    4 – Благовещенский Собор;
    5 – Городская дума (музей);
    6 – Гостиный двор (корпус Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий);
    7 – утраченная часть тюменского мыса.
    Черным цветом обозначены сохранившиеся фундаменты построек

    На плане конца XVII в. у городской стены указана площадь, центр которой занимает церковь во имя Всемилостивейшего Спаса, и далее по берегу на по- саде располагается еще одна церковь Ильи Пророка, также в центре площади. Между двумя площадями идет жилая застройка.

    Хотя следов этих двух церк- вей не выявлено, есть косвенные свидетельства об их местонахождении. В профиле траншеи отмечены два участка с могилами, которые могут быть привязаны к ним.

    Первая группа могил находится ближе к базарной площади, вторая, видимо, связана с церковью Ильи Пророка, которая находилась ближе к современной улице Перекопской. Между двумя группами могил в раскопе 2 напротив гостиного двора расчищена деревянная жилая застройка, что также соответствует плану конца XVII в. [18, с. 33–37].

    Обнаружены остатки 5 деревянных срубов, относящихся к XVII–XIX вв. К первому строительному ярусу отнесен фрагмент постройки середины – конца XVII в. (сооружение 5), ко второму ярусу – две постройки (сооружения 3 и 4).

    Сооружение 4 представляло собой сруб 3,7×4,5 м из четырех венцов, соединенных в лапу. Из этой постройки происходят многочисленные находки остатков кожаной обуви – поршней, башмаков.

    Сооружение 3 вскрыто частично, от него осталось 2 венца и остатки пола. Датируются постройки второго строительно- го яруса XVII – началом XVIII в.

    К третьему ярусу также отнесены две постройки (сооружения 1, 2). Сооружение 2 представляло собой сруб размерами 4,25×4,7 м, состоящий из двух помещений со следами пожара. Первое помещение квадратной формы, второе – прямоугольной с характерным креплением концов бревен в паз вертикального столба-опоры. На полу сруба были обнаружены мо- неты начала – середины XVIII в. Сооружение 1 – сруб с подвалом, обложенным плахами из лиственницы.

    Размеры 3,3×3,4 м, глубина подвала 1,75 м. Оба горели в 1766 г., но сооружение 1 было отремонтировано и, видимо, функционировало вплоть до строительства каменного гостиного двора в 1830-х гг. Еще одно сооружение с подвалом было обнаружено в профиле у бывшего гостиного двора. Оно вскрыто частично.

    Представляло в плане прямоугольник шириной 4,11 м, глубиной от уровня погребенной почвы 1,5 м. Подвальная часть была расчищена до земляного пола. Из профиля выходил фрагмент подвала на расстоянии 0,95 м. У восточной стенки расчищена лестница, представляющая собой бревно с четырьмя вырубленными в нем ступеньками.

    При совмещении с планом Тюмени наличие здесь достаточно плотной застройки подтверждается (рис. 3, 4).

    В документах, опубликованных П.М. Головачевым, упоминаются строения на подвалах с жилыми надстройками – «изба на анбарах», лавки «на погребах с верхними жильями» на гостином дворе, построенными после пожара 1687 г. [22, с. 81]. На плане есть изображения «лавок новых на погребах с нижними полы и с верхними потолки лицом на торг и на площадь к городовому острогу» [22, с. 82].

    Строение 1 из лиственницы и строение с подвалом в профиле можно соотнести с подобными постройками.

    Раскоп Н.А. Ткачевой дает представление о застройке города по склону оврага Вишневый. Раскоп площадью 58 м2 был заложен к югу от музея (здания бывшей городской думы) [21, с. 22]. Самый ранний строительный горизонт связан с частично сохранившимся котлованом полуземлянки и трех наземных построек, содержащих материалы XVII–XVIII вв. [21, с. 44].

    На плане конца XVII в. вдоль склона оврага Тюменки изображены небольшие однокомнатные дома.

    фото
    Рис. 5. Панорама исторической части Тюмени.
    Вид со стороны Заречья на город и посад.
    Фрагмент гравюры Н.Я. Саблина 1770 г.
    (с рисунка И.В. Люрсениуса 1741 г.).

    Сопоставление археологических остатков и объектов, нанесенных в плане конца XVII в., дает возможность сделать вывод об утрате значительной части территории первоначального города. Город стоял на мысу с запасом.

    на западной оконечности мыса у устья Тюменки размещались амбары, мельница [22, с. 81]. Вдоль Тюменки до стены кремля существовал отступ, осыпей не было.

    Осыпался берег Туры, да так, что потребовались обрубы. Тем не менее в 1765 г. до обрыва оставалось 10,8 м [28, с. 9]. При обследовании храма в 1924 г. оставалось не более сажени до обрыва. А.К. Серебренников писал, что состояние храма удовлетворительное, «если не считать близость храма к крутому, высокому, осыпающемуся берегу р. Туры, до конца кручи, от которого остается не более сажени ширины…» [29, с. 149].

    Если принять во внимание, что длина собора составляла около 25 м, вскрытая часть колокольни составляет около 5 м, то с конца XVIII в. утрачено более 30 м от первоначальной линии берега. Все это обязывает нас более бережно относиться к культурному слою города и принимать решение о сохранении, изучении и презентации археологического наследия на государственном уровне.

    Таким образом, археологические материалы значительно дополняют наши представления о Тюмени, первом русском городе в Сибири.

    Ключевые слова : археологические исследования, Тюмень, Благовещенский собор, острог, городская оборонительная система.

    УДК 902:528.9(571.12)
    ББК 63.48(2Рос-4Тюм)+26.17
    В.И. Семёнова1, А.А. Ткачёв1
    1 Тюменский государственный нефтегазовый университет (Тюмень, Россия)

    Библиографический список

    1. Резун Д.Я., Элерт А.Х. Сибирские города как памятники истории и культуры XVIII в. (по материалам Второй Камчатской экспедиции) // Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири. – Новосибирск, 1991.
    2. Черная М.П. Томский кремль середины XVII–XVII в.:проблемы реконструкции и исторической интерпретации. –Томск, 2002.
    3. Ремезов С. Чертежная книга Сибири. – СПб., 1882.
    4. Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства и всех происшедших в нем дел от начала, а особливо от покорения его Российской державе по сии времена. Кн. 1. – М., 1998.
    5. Буцинский П.Н. К истории Сибири / под ред. С. Пархимовича ; сост. Ю. Мандрика. – Тюмень, 2003.
    6. Головачев П.М. Тюмень в XVII столетии. – М., 1903.
    7. Кочедамов В.И. Строительство Тюмени в 17–18 вв. //Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея.– Вып. 3. – Тюмень, 1963.
    8. Кочедамов В.И. Первые русские города в Сибири. – М., 1978.
    9. Миненко Н.А. Тюмень: летопись четырех столетий.– СПб., 2004.
    10. Семенова В.И. Раскопки в исторической части го- рода Тюмени // История, краеведение и музееведение Западной Сибири : докл. областной науч-практич. конф., посв. 110-летию Тюменского областного краеведческого музея. – Тюмень, 1989.
    11. Семенова В.И. Тюмень – первый русский город в Сибири, памятник истории и культуры // Проблемы культурогенеза и культурное наследие : материалы к конф. – Ч. II: Археология и изучение культурных процессов и явлений. – СПб., 1993.
    12. Семенова В.И. Из тьмы веков – Тюмень археологическая // Сибирское богатство. – Тюмень, 2000.
    13. Семенова В.И. Основание Тюмени // ЛИК: литературно-краеведческий альманах. – №2. – Тюмень, 2011.
    14. Матвеев А.В., Измер Т.С., Молявина Е.Ю. Новые материалы по археологии Тюмени // Культура русских в археологических исследованиях. – Омск, 2005.
    15. Записки Тюменского общества научного изучения местного края. – Вып. 1. – Тюмень, 1924.
    16. Трудовой набат. – 1925. – №179.
    17. Кудряшов Б. Из прошлого Тюмени // Красное знамя. – 1938. – №237.
    18. Семенова В.И. Отчет об археологических исследованиях в городе Тюмени в 1988 году // Архив Тюменского областного краеведческого музея. – Тюмень, 1989.
    19. Матвеев А.В. Отчет об археологических исследованиях на территории Тюменской области в 2003 г. // Архив Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета. – №1/17. – Тюмень, 2004.
    20. Матвеев А.В. Археологическое зонирование территории ранней застройки исторической части г. Тюмени // Отчет о научно-исследовательской работе. – Тюмень, 2005.
    21. Ткачева Н.А. Археологические исследования на территории Тюменской области // Архив Лаборатории культурно-исторических исследований Западной Сибири ТюмГНГУ. – Тюмень, 2007.
    22. Тюмень в XVII столетии : собрание материалов для истории города с «Введением» и заключительной статьей прив. доц. П.М. Головачева: «Состав населения и экономический быт в XVII в.», с приложением плана старинной Тюмени и 2 видов Благовещенского собора начала XVII в. / сост. Ю.Л. Мандрика. – Тюмень, 2004.
    23. Жученко Б.А., Заварихин С.П. Архитектура Тюмени.– Свердловск, 1984.
    24. Заварихин С.П., Жученко Б.А. Архитектура Тюмени.– Тюмень, 2004.
    25. Иваненко А.С. Четыре века Тюмени. Очерки живой истории старинного города. – Тюмень, 2004.
    26. Витсен Н. Северная и Восточная Тартария. – Амстердам, 2010. – Т. 2.
    27. Иваненко А.С. Новые прогулки по Тюмени : путеводитель. – Тюмень, 2008.
    28. Курмачев В.А. Патриарх белокаменного зодчества (к 300-летию Благовещенской церкви г. Тюмени, 1700–2000 гг.). – Тюмень, 2000.
    29. Серебренников А.К. Историко-археологическое обследование Тюменского Благовещенского собора // Записки Тюменского общества научного изучения местного края. – Вып. 1. – Тюмень, 1924.

    Сувениры

    фото

    фото

    Рубленый город. XVII в. Художник Виталий Воробьев. Проект «Тюмень сквозь глубину веков». Руководитель проекта Александр Вычугжанин

    фото

    фото

    фото

    фото

    фото

    фото

    фото

    Книги, статьи о Тюмени

    Строительство Тюмени в XVI-XVIII веках
    К этимологии, происхождения имени г. Тюмени
    Заметки о Тюмени (1906-1956 гг.)
    Православные храмы Тюмени
    Культура и искусство Тюменской области
    Книга "Художники Тюмени"
    Сборник научных статей и документальных материалов
    Черные дни русского православия. Тюмень - 1992
    Большая Тюменская энциклопедия
    Рабочие эскизы, мастерской сообщества
    Археологические путешествия по Тюмени и ее окрестностям
    Молодежные сообщества и субкультуры Тюменской области
    Сибирская, Тобольская, Тюменская губерния

    фото

    Источник — providenie.narod.ru

    Просмотров: 7503 | Добавил: providenie | Рейтинг: 2.0/5
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 142

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году