Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2017 » Февраль » 6 » • Исторический контекст «еврейского завоевания Ханаана» •
12:56
• Исторический контекст «еврейского завоевания Ханаана» •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Исторический контекст
  • Странности иудейского единобожия
  • Хаммурапи и Рафаил
  • Свиноводство
  • Гибель Лахиша
  • Талион
  • Откровение Заратуштры
  • Норман Кон о зороастрийском
  • «Держава Соломона»
  • Ссылки по теме
  • Исторический контекст «еврейского завоевания Ханаана»

    Сторонники историчности еврейской Библии, в том числе описанного в ней завоевания евреями Ханаана, очень плохо знакомы с событиями на Ближнем Востоке в соответствующую эпоху. Например, они упускают из виду, что в течение четырёх столетий, примерно с 1500 по 1100 гг. до н.э., Ханаан входил в состав Египта.

    Библейская эпоха судей традиционно датируется примерно 1200-1000 гг. до н.э., соответственно, предшествовавшее ей еврейское завоевание должно было прийтись на самый разгар египетской власти в Ханаане. Т.е., убежав из Египта и прибыв в Ханаан, евреи попали бы обратно в Египет.

    Однако ни малейших упоминаний о египетском присутствии в рассказах о завоевании Ханаана еврейская Библия не содержит. Это уже само по себе свидетельствует, что эти рассказы сочинялись и записывались через много столетий после эпохи, которую они якобы отражают, когда память о её подлинных обстоятельствах уже полностью стёрлась. Вспомним вкратце основные факты египетско-ханаанских отношений в эпоху Нового царства (ок. 1550-1070 гг.).

    Уже основатель XVIII династии Яхмос, изгнавший из Верхнего Египта гиксосов, совершил поход в южный Ханаан и взял там крепость Шарухен (ок. 1550 г.). Однако настоящее подчинение египтянами этих земель началось при втором преемнике Яхмоса – фараоне Тутмосе I (1520-1492), который со своим войском прошёл всю Сиропалестину и на берегу среднего Евфрата нанёс поражение царю Митанни.

    Сын Тутмоса I Тутмос II (1492-1479) совершил поход против палестинских кочевников. Окончательное установление египетской власти над Ханааном состоялось при сыны Тутмоса II Тутмосе III (1479-1425).

    На 22-м году своего правления он одержал под Мегиддо победу над коалицией ханаанских царей, потом почти каждый год совершал походы в Сиропалестину, на 33-м году одержал крупную победу над Митанни и перешёл Евфрат, на 35-м году опять одержал победу над Митанни у города Араны и взял город Кадеш, распространив тем самым египетскую власть до севера Сирии.

    Сын Тутмоса III Аменхотеп II (1425-1400) на 7-м году своего правления дошёл до Кадеша и привёл его население к присяге, потом повторил свой поход на 9-м году правления. Сын Аменхотепа II Тутмос IV (1440-1390) последним из царей XVIII династии дошёл до Евфрата и заключил мир с Митанни, взяв в жёны дочь её царя Артадамы.

    Внук Аменхотепа II Аменхотеп III (1390-1352) никогда не совершал походов в Сиропалестину, ограничиваясь лишь посылкой туда египетских отрядов для наведения порядка. Такой же политики придерживался сын Аменхотепа III Аменхотеп IV (Эхнатон) (1352-1334).

    А тем временем над сиропалестинскими владениями Египта сгущались тучи – в Ханаане набирало силу движение мятежников-хапиру, а на северную Сирию постепенно распространяли свою власть хетты. Положение особенно осложнилось в годы смуты, последовавшей за смертью фараона-реформатора Эхнатона, когда на египетском престоле сидели Семнехкара, Тутанхамон и Эйе.

    Положивший конец смуте фараон Хоремхеб (1320-1292) совершил несколько походов в Сирию для восстановления там египетской власти – в списке его побед значатся Кадеш, Катна, Угарит, Арцава и Хатти. Возможно, он заключил мир с хеттским царём Мурсилисом II. Хоремхеба на египетском престоле сменил основатель XIX династии Рамсес I, правивший всего два года.

    Его сын и преемник Сети I (1290-1279) уже в 1-й год своего правления вёл войну против кочевников на юге Палестины, позднее на севере одержал победы над Хаматом, Бет-Шеаном и Иеноамом. Разбив хеттов и взяв Кадеш (где была найдена плита с изображением Сети перед египетскими и сирийскими богами), он утвердил египетское господство в южной и средней Сирии.

    Сын Сети I Рамсес II Великий (1279-1213) вынужден был вновь вести ожесточённые войны за Сирию с державой хеттов. Наиболее знаменитым их событием была битва под Кадешем, состоявшаяся на 5-м году правления Рамсеса и закончившаяся его победой. На 8-м году своего правления Рамсес подавлял антиегипетское восстание, охватившее всю Сиропалестину. Египтянами были замирены Ашкелон, Моав, Акка, Иеноам и Дапур, однако нанести решительное поражение хеттам они так и не смогли.

    На 21-м году правления Рамсеса Египет и Хатти заключили мир, согласно которому Ханаан и южная и средняя Сирия оставались египетскими владениями, а северная Сирия перешла под власть хеттов. Установившийся таким образом в Сиропалестине мир, по всей видимости, продлился до конца долгого царствования Рамсеса II. Его сын и преемник Мернептах (1213-1203), прославившийся в основном войной с ливийцами, подавил антиегипетское восстание в Ханаане, о котором будет подробнее сказано ниже.

    Нам почти ничего не известно о положении в Сиропалестине при ближайших преемниках Мернептаха – его сыне Сети II, Аменмесесе, Саптахе, вдове Сети II Таусерт и основателе XX династии Сетнахте. Тем временем к границам Египта приблизились «народы моря», уже разрушившие на своём пути хеттскую державу. Сын и преемник Сетнахта Рамсес III (1186-1155) на 8-м году своего правления нанёс им сокрушительное поражение в Ханаане. Он также совершил успешные походы на Эдом против кочевников и на бывшие владения хеттов в северной Сирии.

    По-видимому, при Рамсесе III владения Египта на севере достигли границ Тутмоса III, если не распространились ещё дальше. Ханаан был под полным египетским контролем, в нём высились египетские крепости и храмы, целые города считались собственностью бога Амона. Крупнейшие египетские гарнизоны располагались на юго-западе Ханаана – в Газе и на его северо-востоке – в Бет-Шеане. Они охраняли две главные стратегические дороги – Путь Гора, шедший вдоль морского побережья, и Царский путь, шедший вдоль Иордана.

    После смерти Рамсеса III власть Египта над Сиропалестиной стала слабеть и постепенно сошла на нет. К сожалению, подробности этого процесса не отражены в источниках. В Мегиддо было найдено подножие изваяния Рамсеса VI (1145-1137).

    Судя же по рассказу жреца Унуамона о его плавании из Фив в Библ за кедровой древесиной для священной ладьи Амона, состоявшемся в конце правления последнего фараона XX династии Рамсеса XI (ок. 1080 г.), к этому времени египтян в Ханаане уже ни во что не ставили.

    Административное деление египетских владений в Сиропалестине в эпоху Эхнатона

    фото

    За весь этот период события в Ханаане известны нам лучше всего в годы правления Эхнатона (1352-1334). Обязаны мы этим Амарнскому архиву – дипломатической переписке этого египетского царя, обнаруженной в развалинах Эль-Амарны – бывшей столицы Эхнатона Ахетатона. После смерти фараона-реформатора египетский двор покинул Ахетатон, бросив там в числе прочего 350 писем, полученных Эхнатоном от его сиропалестинских подданных.

    Из этих документов мы можем узнать, например, что население Ханаана в этот период было довольно этнически пёстрым: из упоминаемых в них имён примерно 40 процентов имеют семитское происхождение, 35 процентов – хурритское и 20 процентов – индоевропейское. Хурриты были выходцами с Армянского нагорья, говорившими на кавказском языке, к которому из ныне существующих ближе всего языки нахско-дагестанской группы.

    С начала II тысячелетия хурриты стали расселяться по Верхней Месопотамии и дальше на юго-запад. В Сиропалестине роль их этнического элемента выросла настолько, что египетские источники к концу Нового царства стали называть всю эту землю «Страной Хурри». Царь, который правил Иерусалимом во времена Эхнатона, тоже был, по-видимому, хурритом, по крайней мере отчасти. Об этом свидетельствует его имя – Абди-Хепат, которое состоит из западносемитского слова «абди» (раб) и имени хурритской богини Хепат.

    Эта богиня, изображавшаяся в виде коровы, была супругой главы хурритского пантеона – бога грозы Тешуба, изображавшегося в виде быка. В Амарнском архиве сохранилось 6 писем Абди-Хепата Эхнатону. Однако археологических остатков Иерусалима XIV в. до н.э. до сих пор не найдено, и историки полагают, что резиденция Абди-Хапата была вряд ли чем-то большим, чем укреплённой усадьбой, располагавшейся вблизи ручья Гихон.

    Настенная роспись из дворца в хурритском городе Нузи с изображением Хепат в виде коровы и Тешуба в виде быка

    фото

    Примечательно, что Амарнская переписка не содержит никаких упоминаний об Израиле. Самое раннее (и вообще единственное) упоминание об Израиле в древнеегипетских источниках содержится в надписи на стеле из храма фараона Мернептаха (1213-1204) в Фивах. Надпись посвящена в основном победе Мернептаха над ливийцами, но в конце содержит приписку о подавлении антиегипетского мятежа в Ханаане («Хурри»): «Уведён Ашкелон, схвачен Гезер, Иеноам сотворён несуществующим, Израиль пуст, нет его семени (или зерна) (ysrỉ’r fkt bn prt.f), Хурри стала вдовой для Египта».

    Города Ашкелон и Гезер находились на юго-западе Ханаана, местонахождение Иеноама точно не известно, но полагают, что он располагался у Галилейского моря. Упоминаемый на стеле Мернептаха Израиль было бы логично поместить между ними – где-то в Нагорной стране, где спустя несколько столетий возникло Израильское царство.

    В отличие от названий Ашкелона, Гезера и Иеноама, сопровождающихся в египетском тексте детерминативом, обозначающим город, за словом ysrỉ’r, предположительно передающим семитское ysr’l («Израиль»), следуют изображения метательной палки («чужестранцы»), сидящих на корточках мужчины и женщины («племенное объединение») и трёх вертикальных чёрточек («множество»).

    Стела Мернептаха

    фото

    У людей, верящих в рассказ еврейской Библии о завоевании Израилем Ханаана, нет другого выбора кроме как признать, что ко времени Мернептаха Израиль уже пришёл в Ханаан (я, со своей стороны, как я уже ранее говорил, считаю, что Израиль был местным ханаанейским племенным объединением и ниоткуда не приходил).

    По вопросу о том, когда именно он туда пришёл, выбора у них тоже немного. Книга Исход (1, 11) утверждает, что исход евреев из Египта состоялся после строительства города «Раамсес», который может быть только городом Пер-Рамсес – новой столицей Египта, построенной Рамсесом II на месте бывшей гиксосской столицы Авариса.

    Т.е. исход должен был состояться в правление именно этого фараона. Отговорки про «какого-то неизвестного фараона», которые иногда можно слышать, неприемлемы, потому что никаких «неизвестных фараонов» между Рамсесом II и его сыном Мернептахом в Египте не было. Т.е. именно Рамсес II вместе со своим войском должен был погибнуть в волнах Чермного моря.

    Однако проблема заключается в том, что исторический Рамсес II благополучно процарствовал 66 с лишним лет и мирно скончался в своей постели в крайне почтенном для своего времени 90-летнем возрасте. Он пережил почти всех своих сыновей и к моменту смерти правил подданными, почти все из которых родились при его жизни.

    Мумия Рамсеса II была захоронена в гробнице в Долине царей, а в настоящее время выставлена в Национальном музее Каира. Построенные им грандиозные архитектурные памятники до сих пор украшают собою Египет. Его правление было вершиной могущества египетской державы. Невозможно было бы найти более неудачный период для заявления торжества еврейского бога над Египтом, чем правление исторического Рамсеса II.

    (Кстати, уже давно было замечено, что Рамсес и его «антагонист» Моисей – в определённом смысле тёзки. Имя «Моисей» (евр. Moše) выглядит как усечённое египетское царское теофорное имя. Имена с этим компонентом, означающим по-египетски «родил(ся)», были популярны у царей Нового царства.

    Поскольку египетские фараоны считались богами и детьми богов, им давали соответствующие имена – Тутмос (Дхут-масэ – «Тот родил(ся)»), Рамсес (Ри‘-масэ-са – «Ра родил его»), Аменмесес (Амун-масэ-са – «Амон родил его»). Имя Моисея, по всей видимости, является таким теофорным именем, из которого выкинули имя бога.)

    Не менее фантастичным, чем гибель Рамсеса II с войском в водах Чермного моря, выглядит завоевание евреями Ханаана в его правление. Как было сказано выше, Ханаан в это время находился под полным контролем Египта, на севере египетская власть простиралась до центральной Сирии. «Царский путь», проходивший к западу от Иордана, защищался египетскими гарнизонами, самый крупный из которых находился в Бет-Шеане.

    В этих условиях вторжение из Заиорданья кочевников и завоевание ими Ханаана выглядит совершенно невозможным, не говоря уже о том, что оно не отмечено ни в каких египетских источниках. Положение в сиропалестинском регионе в царствование Рамсеса II один из египетских текстов описывает так: «Если отправляются мужчина или женщина по своим делам в Сирию-Палестину, достигают они земли Хатти безбоязненно, потому что велико могущество Его [Величества]». Судя по тому, что мы знаем, этот текст является описанием реального положения дел, а не пустым бахвальством.

    В заключение вкратце о том, как, по моему мнению, было на самом деле. Израиль был местным ханаанейским племенным объединением. На его землях расселилось некоторое количество аморейских кочевников из Заиорданья, принёсших с собой достоверно аморейские племенные родословные, память о проживании предков на востоке нильской дельты, культ бога Яхве и т.п. Расселение это было в основном мирным и длительным, заняв несколько десятилетий, если не столетий. Завоевание Ханаана Израилем, как оно описано в еврейской Библии, есть поздний художественный вымысел.

    Я очень рад, что в православии арийская аллегорическая экзегеза александрийской школы победила в своё время семитский буквализм антиохийцев и восприятие Ветхого Завета как описания реальных исторических событий для православного христианина обязательным не является.

    Странности иудейского единобожия

    Каждому авраамисту известно, что единобожие в мир принесли иудеи. И вдруг я осознаю, что не знаю, как же звучит слово «единобожие» на еврейском языке.

    Должно же оно как-то называться на языке людей, которые принесли его в мир. Открываю я соответствующую страницу в википедии на иврите и что же вижу? – Оляля, греческое слово «монотеизм», написанное еврейскими буквами.

    фото

    «Монотеизм – это вера в одного единственного бога в противоположность политеизму – вере во многих богов».

    Немного странно для людей, принёсших в мир единобожие, называть его словом, заимствованным у греческих язычников, вы не находите? Кстати, «язычество» по-еврейски называется словом «паганиййут», нееврейское происхождение которого тоже вполне очевидно.

    Хаммурапи и Рафаил

    Кстати, подумалось тут, что ведь по сути царь Хаммурапи и архангел Рафаил – тёзки, хотя на первый взгляд и не скажешь. Но на самом деле «рапи» и «рафа» – это производные от семитского корня rp’ («целить»).

    «Ил» значит «бог», а «хамму» – «дядя» (или другой близкий родственник по отцу), однако в аморейских именах II тысячелетия до Р.Х. слова «дядя», «отец», «брат» использовались в качестве эвфемистической замены слова «бог», которое в аккадском звучало как «илум». Таким образом, «хамму» в имени вавилонского царя скрывает слово «бог», которое в имени архангела присутствует открыто, а оба имени означают «Бог целит».

    На южносемитском языке геэз (ранее язык Аксумского царства, ныне литургический язык Эфиопской церкви) «вероотступник» (в основном, из христианства в ислам :) ) – manāfeq.

    Что лишний раз доказывает заимствование мусульманами почти всей религиозной терминологии из языка семитских христиан.

    Свиноводство как этноопределяющий признак

    Постулирование в общеиндоевропейском особого слова для ‘домашней свиньи’ *su-, а, возможно, и для поросёнка *p[h]ork[h]o-, предполагает относительно развитое свиноводство у древних индоевропейцев. Прямое продолжение и развитие этого вида хозяйства можно видеть у древних хеттов и микенских греков. В соответствующих хеттских и греческих микенских (а позднее и гомеровских) текстах отражена разветвлённая терминология, относящаяся к ‘свинье’ и ‘уходу за свиньями’.

    В частности, древние «Хеттские законы» включают особые параграфы (§§81-86), предусматривающие возмещение за кражу или повреждение домашних свиней разных видов… Само употребление ‘свинины’ в пищу у хеттов ещё в Древнем Царстве было некоторой приметой, отличавшей ‘хеттов’ от представителей другого этноса.

    Сохранился хеттский рассказ о ‘людоедах’, в котором описывается ритуальное употребление в пищу свинины как способа отличения ‘человека’ от ‘людоедов’, которые не ели ‘свинину’, а питались ‘человечиной’, убивая тучных людей на мясо…

    Характерно отсутствие развитого свиноводства в Африке, в частности в Египте (где свиньи использовались преимущественно для обмолота зерна посредством вытаптывания зёрен из колосьев) и у древних семитов, заселявших первоначально крайне южные районы Западной Азии. Показательно, что и после переселения к северу в Месопотамию для обозначения ‘свиньи’ – аккадское šahu – используется шумерское слово šah.

    Т.В. Гамкрелидзе, Вяч.Вс. Иванов. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. 2. Тбилиси, 1984. С. 595-596

    Но, как говорится, не всё так однозначно. Ещё Тритоисайя (обычно датируемый V-IV вв. до Р.Х.) должен был выступать против иудеев, едящих свинину (besar ha-khazir).

    Всякий день простирал я руки мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, – к народу, который постоянно оскорбляет меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него.

    פֵּרַשְׂתִּי יָדַי כָּל-הַיּוֹם, אֶל-עַם סוֹרֵר--הַהֹלְכִים הַדֶּרֶךְ לֹא-טוֹב, אַחַר מַחְשְׁבֹתֵיהֶם.
    הָעָם, הַמַּכְעִסִים אֹתִי עַל-פָּנַי--תָּמִיד: זֹבְחִים, בַּגַּנּוֹת, וּמְקַטְּרִים, עַל-הַלְּבֵנִים.
    הַיֹּשְׁבִים, בַּקְּבָרִים, וּבַנְּצוּרִים, יָלִינוּ; הָאֹכְלִים בְּשַׂר הַחֲזִיר, ופרק (וּמְרַק) פִּגֻּלִים כְּלֵיהֶם.
    (Ис. 65, 2-4)

    Ибо Яхве с огнем и мечом своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Яхве. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут, говорит Яхве.

    כִּי בָאֵשׁ יְהוָה נִשְׁפָּט, וּבְחַרְבּוֹ אֶת-כָּל-בָּשָׂר; וְרַבּוּ, חַלְלֵי יְהוָה.
    הַמִּתְקַדְּשִׁים וְהַמִּטַּהֲרִים אֶל-הַגַּנּוֹת, אַחַר אחד (אַחַת) בַּתָּוֶךְ, אֹכְלֵי בְּשַׂר הַחֲזִיר, וְהַשֶּׁקֶץ וְהָעַכְבָּר--יַחְדָּו יָסֻפוּ, נְאֻם-יְהוָה.
    (Ис. 66, 16-17)

    Что вообще-то довольно странно, потому что следы свиноводства практически полностью исчезают из археологических памятников на территории будущих Израильского и Иудейского царств к концу II тысячелетия до Р.Х., и это – один из редчайших случаев, когда свидетельства археологии совпадают с данными позднейшей иудейской традиции.

    Гибель Лахиша и возвышение Иерусалима

    Если не считать баснословную «державу Соломона», не оставившую о себе ни одного упоминания в источниках соседних государств, ни одной надписи и ни одного достоверного археологического памятника, подлинную историю еврейских государств Ханаана можно начинать с IX-VIII вв., когда в числе нескольких мелких царств, возникших в сиропалестинском регионе (Финикии, Филистии, Арама, Аммона, Моава, Эдома), оказался также Израиль со столицей в Самарии.

    Иудея в это время не представляла собой политического единства, будучи разбитой на несколько городов-государств (Лахиш, Гезер, Хеврон, Иерусалим), самым крупным из которых был Лахиш. Лахиш контролировал плодородную долину Шефела, производившую главный экспортный товар Иудейского нагорья – оливковое масло. Иерусалим до рубежа VIII-VII вв. был незначительным поселением, управлявшим только своей непосредственной округой и долиной Аялон.

    В 722 г. ассирийский царь Саргон II взял Самарию и уничтожил Израильское царство. Иерусалим и ряд других мелких государств Ханаана признали себя вассалами Ассирии. Однако при этом они оказались в опасной зоне ассирийско-египетского соперничества, разразившегося спустя два десятилетия крупной войной.

    В 701 г. в филистимском городе Экроне произошло восстание против союзного Ассирии царя Пади, который был свергнут и выдан царю Иерусалима Езекии, перешедшему на сторону Египта. Восставшие призвали на помощь египтян, но были разгромлены Синаххерибом, который вернул Пади из Иерусалима и вновь поставил его во главе Экрона.

    При этом ассирийцы подвергли страшному разгрому 4/5 территории Иудейского нагорья: «45 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, продвижением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200 150 человек, от мала до велика, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону» (Анналы Синаххериба). Крупнейший город Иудеи Лахиш, оказавший ассирийскому царю упорное сопротивление, был полностью разрушен, его население ассирийцы уничтожили или депортировали.

    Царя Езекию Синаххериб «как птицу в клетке» запер в Иерусалиме и принудил к капитуляции и выплате огромной дани, включая царских дочерей для своего гарема: «Вместе с 30 талантами золота, 800 талантами отборного серебра, сурьмой, большими украшениями из камня, ложами из слоновой кости, высокими тронами из слоновой кости, кожами слонов, слоновой костью, эбеновым деревом, самшитом – всем, что есть, знатным богатством, также и дочерей его, наложниц его дворца, певцов и певиц в Ниневию, мою столицу, за мной он прислал, и для уплаты дани и исполнения службы направил своего гонца» (Анналы Синаххериба).

    Однако безоговорочная капитуляция Езекии позволила ему сохранить свою власть. Более того – именно за счёт ассирийского покровительства Иерусалим наконец-то смог стать бесспорной региональной столицей Иудеи. Благодаря своему коллаборационизму, избавившись от конкуренции Лахиша, Иерусалим распространил своё влияние на Иудейское нагорье и на юг до северной окраины пустыни Негев. Замирив Экрон, ассирийцы наладили в этом городе масштабное производство оливкового масла, установив там прессы и огромные цистерны для снабжения Ассирии. Таким же центром производства оливкового масла становится в это время Иерусалим, унаследовав эту роль от Лахиша.

    Как ранее Иерусалим усвоил религиозные функции уничтоженной ассирийцами Самарии, так теперь он усвоил экономические функции уничтоженного ассирийцами Лахиша. Особенный расцвет «святой город» пережил в полувековое правление сына Езекии – преданного ассирийского улусника вассала Манассии, когда его население испытало взрывной рост примерно с 5 до 25 тысяч человек. Коллаборационизм позволил Иерусалиму стать настоящим городом и настоящей столицей государства, пусть и крошечного и зависимого от Ассирии. Именно этот период стал тем историческим зерном, вокруг которого в послепленную эпоху стала нарастать иудейская мифология, посвящённая «граду Давидову».

    Ассирийский царь Синаххериб (Син-аххи-эреб – «(Бог) Син братьев заменил») – человек, которому мы обязаны «святым городом Иерусалимом»

    фото

    Взятие Лахиша было подробно изображено на барельефах, изготовленных для одного из залов дворца Синаххериба в Ниневии. В настоящее время эти барельефы хранятся в Британском музее.

    фото

    фото

    фото

    фото

    фото

    Изображение Синаххериба с надписью: «Синаххериб, могучий царь, царь страны Ашшура, восседающий на престоле суда, перед городом Лахишем. Я даю разрешение на его истребление».

    фото

    фото

    фото

    фото

    фото

    фото

    фото

    фото

    Казнь иудейских пленных

    фото

    Иудейские пленные падают на колени перед Синаххерибом (обратите внимание на чётко переданный расовый тип – привет из Нордического Израиля!)

    фото

    фото

    фото

    фото

    Иудейские пленные отправляются в изгнание

    фото

    Талион

    Относительно принципа талиона в «Законах Моисея» («око за око, зуб за зуб») зачастую приходится слышать, что он был для своего времени чрезвычайно прогрессивной мерой с моральной точки зрения, потому что, де, до него за одно око и один зуб брали по десяти, а он уравнял ущерб и возмещение.

    На самом деле уже в самых ранних дошедших до нас письменных законах Ближнего Востока, изданных основателем III династии Ура царём Ур-Намму (2112?-2094/93 гг. до Р.Х.), талион был заменён денежными пенями:

    Первые известные нам письменно сформулированные законы были изданы Ур-Намму… Собственно, сборник законов состоит из 30-35 положений, часть которых из-за разрушения текста не дошла до нас; сохранившиеся положения регулируют… случай членовредительства в драке (карается не по принципу «око за око, зуб за зуб», а штрафом, исчисляемым в серебре).

    История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть первая. Месопотамия. М., 1983. С. 274-275

    Т.е. сочинённые в V-IV вв. до Р.Х. жрецами второго Иерусалимского храма фейковые «Законы Моисея» были для своего места и своего времени с моральной точки зрения чрезвычайной архаикой.

    Откровение Заратуштры согласно Гатам

    Ниже приводятся выдержки из Гат Заратуштры, содержащие основные положения его вероучения, в поэтическом переводе И.М. Стеблина-Каменского. Желательно было бы, конечно, использовать буквальный перевод, однако полного буквального перевода Гат на русский язык не существует, и ввиду того, что перевод Стеблина-Каменского соответствует оригиналу процентов на 80%, им можно пользоваться для понимания общего смысла.

    БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ, ПОЛУЧЕННОЕ ЗАРАТУШТРОЙ

    43.7. Святым Тебя, Ахура, мыслю, Мазда, Когда меня Благой достиг Ты Мыслью И вопросил: Ты кто? От чьих ты будешь? Какого дня узнал ты откровенья О житии и о самом себе?

    43.11. Святым Тебя, Ахура, мыслю, Мазда, Когда меня Благой достиг Ты Мыслью. Ваши речи впервые научили, Что муки мне достанутся от смертных, Пока они в слова мои поверят.

    44.11. Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура! Как же к тем придёт Здравомыслие, Кому, о Мазда, Твоя говорится Вера? Я к Тебе так первым стал призванным, На всех других духом взгляну враждебным.

    45.3. Вот возглашу сущего этого первое, Мне что молвил всеведущий Мазда Ахура: Те же из вас, кто не свершит по реченью, – Как его вам я измыслю и молвлю, – Те же в конце всего сущего взвоют!

    45.5. Вот возглашу, что молвил мне Святейший: Слово слуху для смертных наилучшее, Если дадут слушанье и чаянье, То достигнут Целости – Бессмертия Духа Блага, делами – Мазда Ахура.

    АХУРА-МАЗДА – ЕДИНЫЙ БОГ-ТВОРЕЦ

    31.7. И кто помыслил первым: «исполнить блага светам!» – Умом Творенья Истину и Мысль держит лучшую, – Твоим, Ахура, духом взрастив доныне, Мазда.

    31.8. Тебя помыслил первым, о Мазда, и последним, Благой отец ты Мысли – таким постиг воочию, Творцом по правде Истины, в делах – Владыку мира.

    31.11. Когда впервые, Мазда, Ты создал Мир и Веру, И помыслом и разумом Ты плотскую дал жизнь, Деянья и речения, В чём верующий волен.

    44.3. Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура! Кто при родах отец Истины первый? Кто и Солнцу и звёздам создал пути? Кем же Месяц растёт – убывает, Тобой? Это, Мазда, желаю знать и другое!

    44.4. Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура! Кто же держит землю внизу и небо От паденья? Кто воды и растенья? Кто облакам и ветру впряг пары быстрых? Кто, о Мазда, Мысли Благой Создатель?

    44.5. Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура! Кто искусный и день создал, и темень? Кто искусный сон дал и пробужденье? Кто тот, зарю с полуднем дал и ночью Напоминал разумным о занятьях?

    44.6. Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура! Если речи, что говорю, правдивы: Как Истину укрепит Здравомыслье? Тебе ли Власть Благой чинится Мыслью? Кому творил Ты в радость Скот плодящий?

    29.10. Так даруйте, Ахура, власть Истины и силу, по Мысли по Благой, и мирную Обитель. Тебя счёл первым, Мазда, подателем всего.

    АХУРА-МАЗДА – ВСЕЗНАЮЩИЙ БОГ

    31.13. Что спрошено открыто, о Мазда, и что тайно, И малый ж проступок, как самый наказуемый, Смотря глазами ясно по Истине всё видишь.

    АХУРА МАЗДА ОБЛАДАЕТ СВЯТЫМ ДУХОМ И ТВОРИТ ЧЕРЕЗ НЕГО

    44.7. Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура! Кто сотворил со Властью Здравомыслье? Кто сделал, сын отцу чтоб зарождался? Я этими вопросами, о Мазда, Познаю Дух Святой Создателя всего.

    28.1. В мольбе вздевая руки, о помощи прошу я Святого Духа, Мазда, по Истине в деяньях

    51.7. Даруй мне, Скота создатель, Воды и Растенья давший, И Бессмертие и Целость, о, Святейший Духом, Мазда! Силу и неколебимость по Благой по Мысли в Слове.

    АХУРА-МАЗДА – ТВОРЕЦ И ПОВЕЛИТЕЛЬ ДУХОВНОГО И ПЛОТСКОГО МИРА

    28.2 К вам, о Ахура Мазда, с Благой приближусь Мыслью, Миров обоих даруй – духовного и плотского – Мне все блага по Истине, приверженцам – блаженство.

    43.3. Пусть муж благой достигнет лучшего, Путям прямым к спасенью учит Для плотского и мысли бытия, Ведущим к тем, где ты живёшь, Ахура, Святой и верный, благородный Мазда.

    АХУРА-МАЗДА ЧЕРЕЗ СВЯТОГО ДУХА СОТВОРИЛ ТОЛЬКО БЛАГОЕ, ЗЛОЕ СОТВОРИЛ ЗЛОЙ ДУХ

    45.2. Вот возглашу сущих двух духов первых, Тот, святее, так промолвил бы злому: Ни помыслы наши, ни речи, ни ум, Ни выборы, – ни слова, ни деянья, Ни веры, ни души – ничто – не согласны.

    30.3. Два духа изначала – как близнецы в явленьи И мыслию, и словом, и делом – благ и зол. И прав лишь благодатный из двух, а не злодей.

    30.4. Когда эти два духа сошлись, то изначала Создали жизнь и смерть, то бытие, что после, – Для лживых наихудшее, а праведному – лучшее.

    30.5. Из двух дух Лживый выбрал деянье наихудшее, А Дух Святейший – Истину, одет крепчайшей твердью, Как те, что ублажают Ахуру правдой Мазду.

    ЗЛОЙ ДУХ ИСПОРТИЛ СОЗДАННЫЙ БОГОМ БЛАГИМ МИР

    45.1. Вот возглашу: ныне ушами внимайте, Те, что вблизи, и пришедшие издали, И это всё поясней запомните, – Чтобы опять обманщик мир не сгубил Выбором злым, лжи языка оборотом.

    ЗЛОЙ ДУХ И СЛУЖАЩИЕ ЕМУ БЕСЫ СБИВАЮТ ЛЮДЕЙ С ПУТИ ИСТИНЫ

    32.9. Словами Зло-учитель крушит живущих разум, Лишает обладания нас Мыслию Благой – Вам с Истиной, о Мазда, речами духа плачусь.

    32.3. Вот вы, о дэвы, все – отродие Злой Мысли, А чтящие вас – все от лжи и заблужденья, Злодейства ваши знают даже в седьмой земле.

    32.5. Вы смертного уводите от счастья и Бессмертия, Так вам же Мысль Злая, о дэвы, и Злой Дух, Злодейство и злословье готовят лживых гибель.

    КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН ВЫБРАТЬ МЕЖДУ ЗЛОМ И ДОБРОМ

    51.6. Тем дать лучшее, чем Благо, кто готов на верный выбор, Сам Ахура властен Мазда; а другим, что зла похуже, Кто Ему не подчинится при конце последнем мира.

    43.5. Святым Тебя, Ахура, мыслю, Мазда, Когда Тебя познал в начале мира, Когда дал мзду деяньям и реченьям: За злые – зло, за добрые – благое, Твоим умом последую в творении.

    30.11. Когда веленья Мазды вы, смертные, поймёте: Блаженство или долгие мучения для лживых, А праведным спасенье, – по воле вам так будет.

    ПОСЛЕ СМЕРТИ ДУШИ ПРАВЕДНИКОВ ОТПРАВЛЯЮТСЯ В РАЙ, ГРЕШНИКОВ – В АД

    31.20. И к праведным сиянье небесное нисходит; Но к долговечной тьме, Дурной еде и стонам, – Лжецов по их деяньям вас Вера приведет.

    32.13. Грабёж по Власти следует в Обитель Мысли Злейшей, И бытия губители, О Мазда, клеветавшие, Что Твой Пророк хранит их от постиженья Истины.

    32.15. Поэтому погибнут и кавии с карапанами, Что не давали жизни по властной воле людям, Они достичь избегнут Обители Мысли Благой.

    49.11. Зло-властные, злодеи, злоречивцы, Зло-верные, зло-мыслые мерзавцы – К дурной еде придут навстречу души Их, в Доме Лжи взаправду став гостями.

    51.15. Заратуштра обещает всем союзникам награду: Дом Хвалы, Ахура Мазда первым будет там вначале, Вы – по Истине и Мысли по Благой и ко спасенью.

    АХУРА-МАЗДА – ИСТОЧНИК СПАСЕНИЯ

    28.9. И вас, Ахура-Мазда, не злим мольбами с Истиной, И с Мыслью наилучшей стремясь воздать хвалу, Вам, самым скорослышащим, за власть и за спасенье.

    34.3. Тебе приносим жертву с мольбою Истине, Ахура, И Власти живого всего, Что Благою воспитано Мыслью, Ради спасенья, о Мазда, даренья всех доброданны.

    49.3. Поэтому дан выбор мне, о Мазда, От Истины – спасенье, вред – от Лжи. Так с Мыслию Благой ищу единства, Общенья всех мерзавцев отрекаясь.

    49.9. Услышите к спасенью поученье: Правдивому союза нет со лживым, Сопряжена награда с лучшей Верой И с Истиной – возмездье, о Джамаспа.

    51.20. Вот вы, что единогласны, все нам даруйте спасенье С Истиной, Благою Мыслью со словами Здравомыслья – Почитающим в молитвах Мазда дарует поддержку.

    ПЕРЕД КОНЦОМ МИРА АХУРА-МАЗДА ПОШЛЁТ СПАСИТЕЛЯ, ВОПЛОТИВШЕГО ИСТИНУ

    31.16. Спрошу о том, когда Он Власть дома, благоданный, Селенья и страны по Истине устроит Твоей, Мазда Ахура, деяньями какими?

    43.16. Ахура, вот этот Заратуштра Дух Выбрал, Мазда, который Твой Святейший, И Истину, что воплотится в силе, Как солнца вид, со Властью – Здравомыслье, Деяньям даст Благая Мысль даянье.

    44.16 Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура! Кто защитит Твоим Ученьем сущих В моём дому? Целителя дай миру, Чтоб Сраоша ему с Благою Мыслью Пришёл бы, как Ты ни пожелаешь, Мазда!

    43.3. Пусть муж благой достигнет лучшего, Путям прямым к спасенью учит Для плотского и мысли бытия, Ведущим к тем, где ты живёшь, Ахура, Святой и верный, благородный Мазда.

    53.2. Вот пусть они последуют словами и делами, Служа молитвой Мазде, готовые к хвале: Виштаспа-Кави с сыном Спитамы Заратуштры и Фрашаоштра с ним, – Прямо путями Веры Спасителя, как даровал Ахура.

    МИР БУДЕТ ВОССТАНОВЛЕН В СВОЁМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ БЛАГОМ СОСТОЯНИИ

    44.2. Тебя спрошу: прямо скажи, Ахура! Как бытие лучшее будет сперва? Стремящийся как же будет спасённым? Кто с Истиной Святой со всеми вместе Хранитель Дух- -мироцелитель, Мазда?

    28.11. Хранящий ими Истину, Благую Мысль навеки, О Мазда, Ты, Ахура, учи меня речами, И Духом, и устами, как мир сначала станет.

    34.15. Скажи мне тогда, о Мазда, слова и деяния лучшие, Чтобы с Благою Мыслью, с благодарением Истине, Вашей властью, Ахура, вновь дай истинный мир.

    ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ ВОСКРЕШЕНЫ И ПОДВЕРГНУТЫ ИСПЫТАНИЮ ОГНЁМ И РАСПЛАВЛЕННЫМ МЕТАЛЛОМ

    31.3. Огнём и Духом с Истиной сторон двух воздаяние Ты дал уразумевшим, – и нам скажи, о Мазда, Уст языком Твоих – живущих как уверю.

    31.19. Услышал Истину знавший, Мироцелитель, Ахура, Речи прямо сказавший и языком овладевший, Огнём горящим, о Мазда, Благую из двух отделивший.

    43.4. Тебя я мыслю святым и сильным, Мазда, Когда руками Твоими награды дашь Для тех, кто Лжи последует, и праведным, Огнём Твоим от Истины могучей, Что мне с Благой всегда приходит Мыслью.

    47.6. Этим Святым Духом, о Мазда Ахура, Огнём Благим дал двух участей долю, Здравомысльем, держащимся с Истиной, – Так, что много ищущих обратится.

    32.7. Никто таких проступков не совершит из знающих, На жизнь посягающих, за что металлом огненным, Ахура, испытуешь ты, Мазда, наизнающий.

    51.9. Что возмездие двойное, Мазда, дал огнём Ты красным И расплавленным металлом в мире в ознаменованье – Для погибели мерзавца, праведному ко спасенью.

    ГРЕШНИКИ ПОГИБНУТ

    53.9. От неверующих – порча, убывание и тьма, Жадных Истины рушителей прокляты тела. Где ты, праведный Ахура, – жизнь у них отнять и вольность? Это, Мазда, в своей власти – тем убогим, что честны, лучшее отдать.

    ПРАВЕДНИКИ ОБРЕТУТ ТЕЛЕСНОЕ БЕССМЕРТИЕ В ОБЩЕНИИ С БОГОМ

    45.7. Что к спасенью стремятся с готовностью, – Те, что живы, бывшие и будущие, В Бессмертии праведных души сильны, В постоянстве, а лживых мужей гнетут Той Властию – Мазда Творец Ахура.

    48.1. Если же так Истиной Ложь победится, Благодаря словам провозглашения Бессмертия дэвами и смертными, Тогда Твоё, Ахура, спасенье возвеличат.

    50.11. Хвалителем да буду вам, о Мазда! Пока смогу и с Истиной сумею. Создавший мир Благою двинет Мыслью По воле нам первейшим воплощенье.

    30.7. К кому же Власть приходит с Благою Мыслью, с Истиной, Дав телу долговечность, душе же – Здравомыслье. Из них он станет первым через металл прошедшим.

    31.21. И Мазда даст Ахура Бессмертие и Целостность По изобилью с Истиной, соединенье с Властью, Благой богатство Мысли Делами с духом другу.

    Итак, в очень кратком изложении откровение, полученное Заратуштрой, заключается в следующем: есть Единый Бог, всевидящий, всезнающий, через своего Святого Духа сотворивший духовное и плотское бытие. Святому Духу противостоит Злой Дух, который испортил мир, изначально созданный Богом полностью благим, и является источником всего зла.

    Мир будет в конечном счёте возвращён Богом к своему изначальному совершенству, и каждый человек призван этому содействовать, однако в выборе между злом и добром он полностью свободен. От этого выбора зависит его посмертная судьба – попадёт ли его душа в рай или в ад.

    Перед концом мира Бог пошлёт сверхъестественного Спасителя. Все люди будут воскрешены в своих телах и подвергнуты испытанию огнём. Грешники погибнут, а праведники обретут телесное бессмертие и воцарятся с Богом в ставшем вновь совершенным мире.

    Нетрудно заметить, что именно эта схема лежит в основе так называемых «авраамических религий» – прежде всего христианства, но также, хотя и в меньшей степени, иудаизма и ислама. По этой причине термин «авраамические религии» не имеет никакого права на существование.

    Сторонникам его употребления можно предложить найти в библейском рассказе об Аврааме хоть что-нибудь из вышеизложенных идей. Правильнее и честнее было бы говорить вместо «авраамических» о «зороастрических религиях».

    Кроме того, есть вопрос подлинности. Согласно научному консенсусу, Гаты – это подлинные слова иранского пророка Заратуштры, жившего в XV-XIII вв. до н.э., донесённые до нас через тысячелетия устной и письменной передачи самое большее с незначительными искажениями. По своей новизне относительно того, что было до них, и по своему влиянию на то, что было после них, они с полным правом могут быть признаны Откровением.

    В то время как Пятикнижие Моисеево – это сборник разнородных, зачастую взаимно противоречивых текстов, составлявшийся и исправлявшийся несколькими десятками авторов в период с VII по IV в. Оно, безусловно, является важным религиозным памятником своего времени, но оно не является откровением, записанным Моисеем со слов Яхве во время исхода евреев из Египта. И оно не было корнем ни монотеизма, ни «авраамизма».

    Корнем же было Откровение Заратуштры, и мы, арийские христиане, как ветви, произросшие от этого корня, можем сказать иудеям и мусульманам словами апостола Павла: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя» (Рим. 11, 17-18).

    Норман Кон о зороастрийском влиянии на иудаизм и христианство

    1-я Книга Еноха, Книга Юбилеев, Устав Кумранской общины, синоптические Евангелия, Апокалипсис – очень разные сочинения, но во всех из них очевидна озабоченность эсхатологией, причём с каждым новым поколением взгляд на мир становится всё более дуалистическим. В разной степени авторы всех этих сочинений осознавали, что разрушительная сверхъестественная сила в течение веков стремилась помешать божественному замыслу и продолжает это делать. Они были также убеждены, что в ближайшем будущем эта сила и её человеческие агенты будут разгромлены посланниками Бога и обращены в ничто.

    Состоится Всеобщий суд, судьёй на котором, по некоторым версиям, будет трансцендентный Мессия. Время и история придут к своему концу, за чем последует вечное царство Бога, установленное на этой земле. Верные слуги Бога, наделённые бессмертными и нестареющими телами, будут вечно обитать в этом царстве, все же прочие будут ввергнуты в огненную бездну. Таким же участям подвергнутся и мёртвые, которые будут для этой цели воскрешены.

    Подобные представления имели наибольшее хождение в относительно небольших сектах, и их отличие от древней израильской религии поразительно. Еврейская Библия знает о внешних силах, которые угрожают народу Израиля и в этом смысле являются врагами бога Израиля, но она ничего не знает о сверхъестественной силе, стремящейся помешать божественному замыслу.

    Книга Бытия даже не намекает на то, что соблазнивший Еву змей был демоном или вообще чем-то большим, чем «самым хитрым из всех зверей полевых, которых создал бог Яхве», а единственный появляющийся «сатана» оказывается одним из придворных Яхве. Пророки пленной и послепленной эпохи ожидают времён, когда враги избранного народа будут низвержены, а сам избранный народ будет процветать в чудесно плодородной и мирной земле. Но нет никакого намёка, что отдельные евреи будут при этом жить вечно: как и все предыдущие поколения, каждое будущее поколение будет сходить в Шеол и существовать там в виде бледных развоплощённых теней.

    За исключением Даниила еврейская Библия не обещает воскресения мёртвых, и уж тем более их общего воскресения для всемирного Страшного суда. Она не говорит ничего и о трансцендентном Мессии, который должен совершить этот суд и привести время и историю к их концу. Само представление о новом, вечном мире, лежащем за пределами времени и истории, чуждо еврейской Библии.

    Эти представления были на самом деле такой новизной, что, хотя полностью они были приняты лишь относительно немногими евреями, споры, которые они вызвали в еврейском народе, продолжались несколько поколений. Они также определённо были иностранного происхождения, потому что если бы какой-то еврейский мыслитель был ответственен за такое решительное переосмысление, мы бы обязательно что-нибудь о нём знали, хотя бы лишь имя. Так что же можно сказать о возможном зороастрийском влиянии?

    Зороастрийцы всегда верили в будущее славное завершение, когда мир будет преображён, а все праведники, включая покойных, будут наделены бессмертными и нестареющими телами. Они также всегда верили в разрушительную сверхъестественную силу, которая действует в мире. Чтобы понять, чем обязан еврейский и христианский Велиал/Сатана зороастризму, достаточно вспомнить то, что Авеста говорит об Ангхро Майнью.

    Ведь Ангхро Майнью тоже принёс смерть в мир и является причиной телесных уродств и болезней, его тоже называют отцом лжи, он тоже возглавляет полчища бесов. И он тоже будет в конечном счёте полностью побеждён верховным богом.

    <…>

    Сходство между верованиями зороастрийцев и верованиями, которые процветали в апокалиптически настроенных группах евреев, распространялось и на второстепенные вопросы. Ангелы-покровители, которые помогают Богу в управлении миром, напоминают Бессмертных Святых: в Книге Юбилеев им даже поручается, как и помощникам Ахура Мазды, наблюдение за отдельными областями космоса. Когда в 1-й Книге Еноха архангелы Рафаил и Михаил побеждают, соответственно, архидемонов Азазеля и Семиязу, они связывают их и помещают под огромные скалы, где они должны дожидаться дня суда: в зороастрийской легенде точно такая же судьба постигает архидемона Ажи Дахаку.

    Деление времени на ряд мировых эпох, характерное для зурванизма, присутствует в нескольких апокалипсисах. Параллелизм особенно заметен в случае с Книгой Даниила: символизм четырёх металлов, представляющих четыре мировые эпохи, имеет соответствие в зороастрийском апокалипсисе, известном как «Вахман-яшт», который датируется временем македонского завоевания.

    Даже любопытная подробность о том, что четвёртый и последний век символизируется «железом, смешанным с глиной», присутствует лишь в персидском сочинении и нигде больше: греческий источник всей этой традиции – «Труды и дни» Гесиода – ничего о ней не знает.

    <…>

    Некоторые зороастрийские представления нашли широкое принятие среди евреев. Так, фарисеи, хотя они и представляли стандартный иудаизм, не испытывали никаких трудностей при «истолковании» писаний в свете новых доктрин, которые они считали подлинно еврейскими, но которые на самом деле имели зороастрийское происхождение. И эти доктрины, в свою очередь, принимали некоторые ранние раввины.

    Примерно во времена Иисуса важная раввинистическая школа, возглавляемая Гиллелем, утверждала, что после смерти все души награждаются или наказываются в раю или в аду до конца времён, когда они воссоединятся со своими телами для последнего суда. Это представление неизвестно еврейской Библии, но является центральным в учении Заратуштры. И это фарисейское наследие не умерло – оно сохраняется в нормативном иудаизме до настоящее время, хотя на практике имеет гораздо меньше важности для евреев, чем для христиан.

    С другой стороны, фарисеи так никогда и не приняли представление о великой сверхъестественной силе, враждебной Богу, – они нуждались даже в ограниченном дуализме не более, чем современные иудеи. Вера в дьявола, в его власть и конечное поражение оставалась достоянием определённых групп, которые в большей степени отклонялись от основной традиции иудаизма. Две из этих групп известны истории – это Кумранская секта и секта Иисуса.

    Как только о свитках стало известно (между 1947 и 1956 г.), учёных поразило сходство между Уставом общины с его учением о двух противоборствующих духах и зороастрийским учением, особенно в его зурванитской форме. И хотя Кумранская секта была уничтожена ещё до падения Иерусалима, секта Иисуса, превратившаяся в христианскую церковь, а позднее в христианские церкви, сохранила очень похожую смесь дуализма и эсхатологии на столетия.

    Ещё один вопрос касается посланника Бога в последние дни. Мессия Апокалипсиса имеет гораздо меньше общего с любой из мессианских фигур в еврейской Библии, чем с любым из божественных воинов в различных версиях мифа о противоборстве, и среди последних ни Индра, ни Мардук, ни Ваал, ни ранний Яхве не представляют для него такой близкой параллели, как зороастрийский Саошьянт.

    Потому что Заратуштра должен вернуться, воскресший и прославленный, в лице Саошьянта, чудесно рождённого от его семени, чтобы сразиться с полчищами демонов, победить их и осуществить эсхатологический суд, а Апокалипсис призывает нас ожидать точно таких же деяний от воскресшего и прославленного Христа, когда он вернётся. Кроме того, в обоих случаях возвращение спасителя знаменует собой конец времени и начало мира вне времени, царства Божьего на земле.

    В целом представляется, что из маргинальных групп в иудаизме секта Иисуса больше всего была подвержена зороастрийскому влиянию. <…>

    Примерно до 1500 г. до н.э. такие разные народы, как египтяне, шумеры, вавилоняне, индоиранцы и их индийские и иранские потомки, ханаанеи, допленные израильтяне сходились во мнении, что в начале мир был устроен и приведён в порядок богом или несколькими богами и что в своей сути он неизменен.

    Для каждого из этих народов безопасность – в смысле плодородия земли, победы в войне, устойчивости утверждённых обычаем и законом общественных отношений – была внешним и видимым знаком того, что божественно предопределённый порядок действительно существует.

    Однако этот порядок всегда находился под угрозой со стороны злых, разрушительных сил, иногда отождествляемых с наводнением или засухой, голодом или мором, слабостью или самой смертью, а иногда с враждебными народами или угнетением со стороны завоевателей.

    Конфликт между мировым порядком и силами, которые угрожали ему, вторгались в него и разрушали его, т.е. между космосом и хаосом, получил своё символическое выражение в мифе о противоборстве в его разных вариантах. Юный героический бог или божественный воин получал от богов задание отразить силы хаоса, в награду за что ему даровалась царская власть над миром.

    В определённый момент между 1500 и 1200 г. до н.э. Заратуштра вырвался из этого устойчивого, но тревожного мировоззрения. Ему удалось сделать это за счёт решительного переосмысления иранской версии мифа о противоборстве. Согласно взгляду Заратуштры, мир не является устойчивым, но и смуты будут ему грозить не всегда. В этот самый момент мир движется, через непрерывную вражду, к состоянию без вражды. Придёт день, когда в чудесной последней битве верховный бог и его сверхъестественные союзники сокрушат силы хаоса и их земных союзников и раз и навсегда их уничтожат.

    Вслед за этим божественно установленный порядок воцарится навсегда: телесные недуги и недостатки исчезнут, угрозы врагов прекратятся, в сообществе спасённых будет царить полное согласие; другими словами, мир будет находиться в полном покое и безопасности.

    Это упование, которое не было известно до Заратуштры, оказало глубокое воздействие на определённые еврейские общины, о чём свидетельствуют некоторые апокалипсисы и некоторые из сочинений, обнаруженных в Кумране. Больше всего оно повлияло на секту Иисуса, что имело неисчислимые последствия. Norman Cohn. Cosmos, Chaos and the World to Come: The Ancient Roots of Apocalyptic Faith. New Haven, 1993. P. 220-228

    «Держава Соломона»

    В 3-й Книге Царств имеется известное описание державы Соломона, которая традиционно считается зенитом еврейского могущества и занимает в исторической памяти евреев место идеала их национальной государственности:

    Соломон владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили Соломону во все дни жизни его… ибо он владычествовал над всею землею по эту сторону реки, от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами. (3 Цар. 4, 21, 24)

    וּשְׁלֹמֹה, הָיָה מוֹשֵׁל בְּכָל-הַמַּמְלָכוֹת--מִן-הַנָּהָר אֶרֶץ פְּלִשְׁתִּים, וְעַד גְּבוּל מִצְרָיִם: מַגִּשִׁים מִנְחָה וְעֹבְדִים אֶת-שְׁלֹמֹה, כָּל-יְמֵי חַיָּיו.
    כִּי-הוּא רֹדֶה בְּכָל-עֵבֶר הַנָּהָר, מִתִּפְסַח וְעַד-עַזָּה--בְּכָל-מַלְכֵי, עֵבֶר הַנָּהָר; וְשָׁלוֹם, הָיָה לוֹ מִכָּל-עֲבָרָיו--מִסָּבִיב.

    Однако если мы обратимся от русского перевода к еврейскому оригиналу, то обнаружим, что выражение, которое переведено на русский как «по эту сторону реки» на еврейском на самом деле звучит как ‘ever han-nahar, т.е. «по ту сторону реки» (Евфрата).

    Так державу Соломона должен был описать человек, находившийся не к западу, а к востоку от Евфрата. Подобное расположение наблюдателя подтверждается и описанием подвластных Соломону земель, направленным с востока на запад – «от реки Евфрата до земли Филистимской», «от Типсаха до Газы».

    Такой взгляд на державу Соломона выглядит чрезвычайно странным для якобы современника этого царя, составляющего свою летопись в Иерусалиме. Однако странность исчезнет, если мы выясним, что еврейское выражение ‘ever han-nahar – это перевод аккадского выражения eber nari, впервые засвидетельствованного в качестве названия заевфратских земель при ассирийском царе Асархаддоне (ок. 680-669 гг. до Р.Х.). Впоследствии так же называли свои владения к западу от Евфрата правители Нововавилонского царства.

    После возникновения Персидской Империи Ахемениды создали на этих землях одну из своих сатрапий. По-персидски она называлась Aθura, но в документах на семитских языках продолжало использоваться унаследованное от ассиро-вавилонян традиционное название eber nari, евр. ‘ever han-nahar («Заречье»).

    Описание пределов «державы Соломона» в 3-й Книге Царств в точности соответствует территории Заречной сатрапии Персидской Империи. Согласно археологическим данным, ок. 1000 г. до Р.Х. (т.е. во «времена Соломона») Иерусалим был незначительным поселением, управлявшим разве что своей непосредственной округой.

    «Держава Соломона» – это плод воображения еврейского сочинителя, жившего в эпоху Ахеменидов, который приписал ей территорию современного ему персидского Заречья. Нельзя не увидеть горькой иронии истории в том, что «еврейское государство эпохи расцвета», о восстановлении которого до сих пор грезят еврейские шовинисты, на самом деле было провинцией столь не любимого ими Ирана.

    Просмотров: 262 | Добавил: providenie | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 146

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году