Поиск
 

Навигация
  • Архив сайта
  • Мастерская "Провидѣніе"
  • Добавить новость
  • Подписка на новости
  • Регистрация
  • Кто нас сегодня посетил   «« ««
  • Колонка новостей


    Активные темы
  • «Скрытая рука» Крик души ...
  • Тайны русской революции и ...
  • Ангелы и бесы в духовной жизни
  • Чёрная Сотня и Красная Сотня
  • Последнее искушение (еврейством)
  •            Все новости здесь... «« ««
  • Видео - Медиа
    фото

    Чат

    Помощь сайту
    рублей Яндекс.Деньгами
    на счёт 41001400500447
     ( Провидѣніе )


    Статистика


    • Не пропусти • Читаемое • Комментируют •

    · О ЗАИКАНИИ · И. А. СИКОРСКИЙ ·


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    фото
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • РАЗДЕЛ I. Симптоматология заикания
  • Глава I. Судороги в сфере дыхательного механизма
  • 1. Судорога на вдохе
  • 2. Судорога на выдохе
  • 3. Ритмическая дыхательная судорога
  • Глава II. Судороги в сфере голосового аппарата
  • 1. Смыкательная голосовая судорога
  • 2. Голосовая судорога (вокальная)
  • 3. Дрожащий или толчкообразный гортанный спазм
  • Глава III. Судороги в области артикуляторных механизмов
  • 1. Судороги нёбной занавески
  • 2. Лицевые судороги
  • 3. Язычные судороги
  • Глава IV. Судороги артикуляторной экспирации
  • 1. Судороги жевательной и нижнечелюстной мускулатуры
  • 2. Судороги в области верхней ветви лицевого нерва
  • РАЗДЕЛ II. Лечение заикания
  • Глава I. Исторический очерк терапии заикания
  • Глава II. Рациональное лечение заикания
  • 1. Профилактика заикания
  • 2. Гимнастика речи
  • 3. Элементарная гимнастика речи
  • 4. Сложная гимнастика речи
  • Глава III. Лечение психическое
  • 1. Изоляция
  • 2. Личность руководителя
  • 3. Внешние условия психического лечения
  • 4. Внутренние условия психического лечения
  • Глава IV. Фармацевтическое и динамическое лечение
  • Глава V. Излечимость заикания
  • О жизни и научных трудах И. А. Сикорского
  • Черты из психологии славян
  • Психологические основы национализма

    ВВЕДЕНИЕ

    Иван Алексеевич Сикорский (1842—1919) — профессор Киевского университета им. Св. Владимира оставил заметный след в различных сферах медицины, психологии, педагогики, естествознания, философии.

    Природная одаренность, рано проснувшаяся тяга к знаниям, исключительное трудолюбие явились фундаментом его выдающихся научных достижений, получивших широкое признание в России и за рубежом.

    И.А. Сикорский был членом медицинских обществ Франции и Бельгии. За приоритетные исследования в области экспериментальной педагогической психологии он был избран членом Международного общества экспериментальной педагогики.
    Учился И.А. Сикорский в Киевском университете им. Св. Владимира и в 1869 г. получил диплом лекаря. Там же спустя три года, после успешной защиты диссертации, ему было присвоено звание доктора медицины. В 1873 г. И.А. Сикорский был приглашен на кафедру нервных и душевных болезней Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, где работал вначале ординатором, а затем приват-доцентом. В 1885 г. он возглавил вновь созданную кафедру нервных и душевных болезней в Киевском университете Св. Владимира. С его именем связывают начало преподавания курса нервных болезней в виде самостоятельной дисциплины.

    Значителен вклад ученого в практическое здравоохранение. Его усилия увенчались открытием двух новых психиатрических учреждений в Киеве и окружной больницы в Виннице для лиц, страдающих хроническими психическими заболеваниями. В 1904 г. И.А. Сикорский основал Врачебно-педагогический институт для нервных и отсталых в умственном отношении детей, предоставив для этого учреждения собственный особняк. Он бесплатно консультировал всех интересующихся вопросами лечения и воспитания аномальных детей.

    Являясь редактором ежегодника «Педагогическая мысль», И.А. Сикорский ратовал за повышение роли и расширение деятельности педагогических обществ. По его инициативе в Киеве в 1908 г. был основан Женский педагогический институт. Сикорскому было доверено руководство этим учебным заведением.
    Имеет большое значение междисциплинарный подход в решении целого ряда проблем науки, особенно в области неврологии, психиатрии, психологии и педагогики. И.А. Сикорский является автором целого ряда фундаментальных трудов, таких как «Всеобщая психология», «Основы теоретической и клинической психиатрии», «Психологические основы воспитания», а также проблемных статей, публиковавшихся в журналах России и стран Западной Европы. Уже ранние научные работы И.А. Си-корского — «О развитии речи у детей», «Задачи гигиены воспитания в возраст первого детства» — вызвали живой интерес.

    И.А. Сикорский был непременным участником многих российских и международных конгрессов. Тексты его выступлений издавались в виде отдельных брошюр, например «Задачи нервно-психической гигиены и профилактики детства», «'Об успехах медицины в лечении явлений психического мира», «Кортикальная эпилепсия, соединенная с расстройством речи» и т.д.

    Несколько переизданий выдержала монография И.А. Сикорского «Душа ребенка». Автор подчеркивает, что духовное развитие детей невозможно без гармоничного развития основных сторон души, ума, чувства и воли, а научная педагогика немыслима без учета опыта психологов, педиатров и психиатров. Еще при жизни автора монография использовалась в качестве пособия в учебных заведениях Германии, готовивших педагогические кадры.

    И.А. Сикорским опубликовано свыше ста научных работ, ценность, актуальность, теоретическая и практическая значимость которых, благодаря оригинальности мысли и глубокой содержательности, не утрачена и в наши дни. Краткость предисловия не дает возможности детально рассмотреть научное наследие ученого.

    Особое место занимает монография И.А. Сикорского «О заикании», изданная в 1889 г. Публикация явилась результатом многолетней работы, уникальным исследованием по своей тщательности и подробности описания симптоматологии, этиологии, патогенеза и терапии заикания. Им разработана классификация этого тяжелого речевого расстройства
    Автор уделил внимание речевым и неречевым судорогам, а также сопутствующим движениям при заикании. И.А. Сикорский считал заикание неврозом, протекающим волнообразно. И.А. Сикорский выделил две основные группы причин: предрасполагающие (пол, возраст, наследственность, место проживания, хронические заболевания, род занятий) и производящие (душевные потрясения, травмы). Монография проиллюстрирована историями болезни пациентов, представляющими познавательный и научный интерес.

    Книга И.А. Сикорского, несомненно, привлечет внимание дефектологов, психологов, педиатров, неврологов, психиатров и всех клинических специалистов, имеющих отношение к проблемам заикания.

    Академик РАО,
    доктор психологических наук
    профессор В.М. ШКЛОВСКИЙ

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Выпуская в свет труд о заикании, автор считает долгом обратить внимание читателей, а в особенности критики, на то обстоятельство, что затронутый вопрос оставался без научной разработки в течение многих десятков лет. Автору предстояла нелегкая задача — исследовать тему, для разработки которой не был намечен общий план и не были установлены основные факты. Этим должны быть объяснены главные недостатки работы и пробелы в ней. Наиболее разработаны отделы этиологии и лечения. Внимательное ознакомление с последним отделом может быть полезно не только врачу, но и педагогу, если, за недостатком врача, он будет поставлен в необходимость иметь дело с учащимися
    заиками-детьми.


    Автор

    Киев, 1889 г.,
    25 марта

    РАЗДЕЛ I.
    Симптоматология заикания

    Явления заикания столь сложны и многообразны, что невольно возникает вопрос: представляют ли эти явления одну определенную болезнь, или же это — различные болезни, соединенные в общую группу вследствие недостаточного анализа их симптомов? Однако болезнь имеет свои характерные симптомы, которые повторяются во всяком отдельном случае. Заикание представляет собой весьма определенный и постоянный комплекс явлений. По существу своему заикание есть функциональное расстройство.в сфере речи. Основным существенным симптомом болезни является судорога в пределах одного или многих частных механизмов, входящих в состав речи как цельной функции. Обыкновенно судорога наступает внезапно, среди свободной, правильной речи, и мгновенно приостанавливает членораздельные движения или нарушает их чистоту и целостность.

    Продолжительность судороги бывает весьма незначительна, она измеряется только секундами, тем не менее приступ заикания всегда является в виде резкого перерыва речи, неприятного для внимания и уха слушателя. С минованием же судороги артикуляция продолжается с полной правильностью до новой остановки. Судорогой поражаются то отдельные мышцы, то группы мышц или целые ассоциации отдельных групп, в форме сложного координированного акта. Сила, или степень, судорожных сокращений мышц бывает весьма различна; большей частью сокращения бывают довольно сильны, но часто также они являются умеренными. Пунктом, из которого судорога начинается, всегда бывают то мышцы, непосредственно участвующие в эту минуту в произведении речевых движений, то участвующие в них опосредованно, то есть мышцы голосового аппарата или дыхательные. Мотивом, или стимулом, вызывающим судорогу, являются исключительно речевые движения, уже наступившие или только задуманные, так что в некоторых случаях уже одно намерение начать речь вызывает судорогу.

    Таким образом, заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого.

    Различение первичных и вторичных явлений заикания и установление связи и генетической последовательности между ними составляет весьма важную задачу для правильного понимания клинической картины болезни. В начальном периоде болезни появляются изолированные, несложные симптомы, характеризующиеся одним каким-либо видом судороги. В этих случаях с полной очевидностью выступает на вид факт локализации болезни то в пределах артикуляторных механизмов, то, наоборот, в сфере побочных механизмов речи, то есть голосового или дыхательного аппарата. Позднее, при своем дальнейшем развитии, болезнь захватывает все механизмы, участвующие прямо или косвенно в функции речи..

    Пр