Поиск
 

Навигация
  • Архив сайта
  • Мастерская "Провидѣніе"
  • Добавить новость
  • Подписка на новости
  • Регистрация
  • Кто нас сегодня посетил   «« ««
  • Колонка новостей


    Активные темы
  • «Скрытая рука» Крик души ...
  • Тайны русской революции и ...
  • Ангелы и бесы в духовной жизни
  • Чёрная Сотня и Красная Сотня
  • Последнее искушение (еврейством)
  •            Все новости здесь... «« ««
  • Видео - Медиа
    фото

    Чат

    Помощь сайту
    рублей Яндекс.Деньгами
    на счёт 41001400500447
     ( Провидѣніе )


    Статистика


    • Не пропусти • Читаемое • Комментируют •

    ИКОНА ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
    ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!


    СОДЕРЖАНИЕ

    фото
  • Как икона защитит Вас и Ваших близких
  • В чем помогает икона
  • Как молиться перед иконой
  • Когда совершается празднование
  • События из истории иконы
  • Значение иконы
  • Какое чудо произошло
  • Архіеп. Никонъ Рождественскій

    Как икона защитит Вас и Ваших близких

    На иконах, посвященных великому событию Воскресения Христова, в центральной части композиции изображен Господь наш Иисус Христос. Это значит только одно – в молитвах перед ними мы через образ Его обращаемся к самому Богу, у Которого, по словам Его, чего во имя Его не попросите – получите все, о чем просили (Мф. 21:22, Ин. 14:14). Главное, чтобы молитва была сердечной, и если, конечно, Вы не просите о том, что нарушает Божьи заповеди как Ветхого, так и Нового Завета.

    Но неплохо бы свои молитвы к Нему начинать с благодарности за великий дар вечной жизни в Царствии Божием, Которую Он даровал нам всей Своей земной жизнью, Честным и Животворящим Его Крестом, Его Воскресением, дав каждому возможность искупления и указав путь, по которому следовать. Выбор за нами – последуем ли мы за Ним? Но возможность есть у каждого, кто станет на путь следования за Ним по Его заповедям.

    В чем помогает икона

    На иконе Воскресение Христово – Сам Господь, Сын Божий. О чем бы мы его не просили, если молитва идет от чистого сердца, с верою – все дастся нам (Мф. 21:22, Ин. 14:14). А в дни празднования Святой Пасхи, на утренней молитве, хорошо читать до того, как мы хотим высказать Богу свои просьбы, еще и Воскресную песнь. В этой песни Вы найдете главное, о чем нам следует помнить, – Жизнодавче Христе, дающий Жизнь Христос, своим Распятием искупил наши грехи – тех, кто жил и живет сейчас и кто за нами придет в мир. Так что, перед тем как обратиться к Нему с молитвой о своем, напомним себе, какой великий подвиг совершен Им для того, чтобы мы имели жизнь вечную.

    Как молиться перед иконой

    Воскресная песнь

    Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

    Молитва Святой Пасхе

    О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

    Когда совершается празднование

    Икона «Воскресение Христово» относится к древнейшему христианскому празднику, который установлен в честь Воскресения Христова, – важнейшему в богослужебном году. «Праздников Праздник» и «Торжество Торжеств» – поется в пасхальном каноне. Дата праздника определяется каждый раз для нового года - Пасха должна быть в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния (полнолуние после весеннего равноденствия), между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая.
     
    Название «Пасха» происходит от еврейского – «песах». «Песах» – центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Согласно Пятикнижию (Исх. 12:22,23), накануне последней из десяти казней египетских – поражения египетских первенцев – Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью отметить дверные косяки.

    «И возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения».

    «Песах» на иврите - «миновал, обошёл». Так еврейские первенцы были спасены. Это спасение ознаменовало начало Исхода из Египта. Непосредственно Пасхой называлась жертва: «В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; …и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером… и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх. 12:2, 6, 11, 12).

    Христианская Пасха посвящена Воскресению Христову и событийно не связана с Исходом евреев из Египта, связь между этими событиями метафорическая, «прообразная». В этот день свершается освобождение человечества (уже всего человечества, а не только еврейского народа) от рабства (уже не египетского, а смерти и греха). Жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира. Пасхальный ужин (пасхальный седер – ритуальное вкушение жертвенного ягненка в ознаменование Исхода из Египта) Иисуса с учениками получил название «Тайной вечери» и стал прообразом Таинства Евхаристии (причастия). Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком и, произнося традиционное благословение над вином, уподобляет вино своей крови. Этот день – день иудейской Пасхи приходится на православный Великий четверг, в который вспоминается Тайная вечеря – последняя вечерняя трапеза Иисуса Христа с учениками-апостолами накануне своих крестных страданий.

    Уже во II веке Пасха ежегодно отмечается всеми христианами. Первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» (она совпадала с еврейской Пасхой), пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или Пасха воскресная. К IV веку крестная Пасха и воскресная были соединены, празднование крестной Пасхи предшествовало воскресной, каждая длилась неделю (седмицу) до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова.

    В начале эры большинство христианских церквей имели собственные Пасхалии (методика расчета даты Пасхи). На I Вселенском соборе в Никее (325 год) было предложено отмечать всем христианам Пасху в один день. С этого момента в христианском мире стала распространяться Александрийская пасхалия как наиболее простая система, удовлетворяющая требованию: Пасха должна быть в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния (полнолуние после весеннего равноденствия), между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая.

    Православные христиане готовятся к этому величайшему празднику Великим постом, цель которого покаяние и воспоминание крестной смерти и воскресения Христа. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, в подражание посту Иисуса Христа в пустыне, длившемуся сорок дней, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии (различное исповедание в пределах христианства). В Русской православной церкви Великий пост делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева суббота (Вербная суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Таким образом, Великий пост длится семь недель (вернее, 48 дней), начинается с понедельника после Прощеного воскресенья и заканчивается в день Пасхи. В Прощенное воскресенье все православные просят друг у друга прощения – чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, с чистым сердцем встретить Пасху.

    Пасха стала центром подвижного круга праздников, связанных с ней. Вокруг Пасхи сложился очень развернутый, занимающий большую часть церковного года, пасхальный цикл.


    Лазарева суббота - суббота шестой седмицы Великого поста, посвященная воспоминанию о воскрешении Лазаря (Ин.11:1-45), которое удостоверяет грядущее воскресение всех умерших.

    Вход Господень в Иерусалим - отмечается за неделю до Пасхи; праздник символизирует, с одной стороны, признание Мессией Иисуса Христа, а с другой – прообраз входа Сына Человеческого в Рай.

    Страстная седмица - последняя неделя Великого поста. Эти шесть дней посвящены воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Все дни Страстной седмицы (недели) называются Великими:

    Великий четверг, Страстной четверг, Чистый четверг - вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом Таинства Евхаристии

    Великая пятница, Великий пяток, Страстная пятница - вспоминается крестная смерть Иисуса Христа, снятие с креста Его тела и погребение.

    Великая суббота, Страстная суббота - вспоминается пребывание Иисуса Христа во гробе и сошествие его в ад для избавления душ умерших.

    Пасха - Светлое Христово воскресенье.

    Пасхальная неделя (Антипасха, Фомина неделя, Фомино воскресенье) - празднуется в следующее воскресенье после Пасхи. Явление воскресшего Христа ученикам на восьмой день Пасхи и уверование Фомы утверждают веру в истинность Воскресения Христова. «Антипасха» означает в переводе «вместо Пасхи».

    Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи, празднуется в честь вознесения тела Иисуса Христа и обетования о Его втором пришествии.

    Пятидесятница (святая Троица) - пятидесятый день после Пасхи, праздник отмечает сошествие Святого Духа на апостолов. В православной церкви прославлению Святой Троицы преимущественно посвящается первый день Пятидесятницы, воскресенье, который называется «Троицын день». Второй день праздника (понедельник) – посвящен Святому Духу и носит название «Духов день».

    Через неделю после Троицы, в первое воскресенье по Пятидесятнице, празднуется День Всех Святых, который и завершает пасхальный цикл, в Русской православной церкви есть еще праздник День Всех Святых, в земле Российской просиявших, который празднуется во второе воскресенье после Троицы.

    Праздник Пасхи начинается Христовым воскресеньем, в полночь между Великой субботой и воскресеньем. Служится особенная торжественная служба, которая начинается в полночь. Духовенство и прислужники в алтаре начинают петь стихиру тихо, потом все громче и громче, а потом в это пение включается и хор:
     

                        Воскресение Твое, Христе Спасе,
                        Ангели поют на небесех:
                        и нас на земле сподоби
                        чистым сердцем Тебе славити.
                                                (Стихира в начале Заутрени, глас 6-й)

    С этим пением начинается крестный ход вокруг храма, с торжественным звоном в колокола. Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе» и каждый раз молящиеся отвечают «Воистину Воскресе». Иногда это приветствие делается на других языках. Во время службы хор часто исполняет: 

                        Христос воскресе из мертвых,
                        смертию смерть поправ,
                        и сущым во гробех живот даровав. 
                                                (Пасхальный Тропарь)


    Начиная с пасхальной ночи и весь пасхальный период - последующие сорок дней до Вознесения Господня, принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим.16:16).

    В конце утреннего богослужения священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоуста», которое прекрасно описывает торжество и значение Пасхи:

                        <…>Итак все войдите в радость Господа нашего!
                        первые и вторые получите награду!
                        Богатые и бедные, друг с другом ликуйте!
                        Воздержные и ленивые, почтите день!
                        Постившиеся и непостившиеся возвеселитесь днесь!

                        <…>Никто не жалуйся на бедность, ибо настало общее царство.
                        Никто не плачь о грехах, ибо из гроба всем воссияло прощение.
                        Никто не страшись смерти, ибо смерть Спасителя освободила нас.

                        <…> Воскрес Христос, и пали демоны!
                        Воскрес Христос, и радуются ангелы!
                        Воскрес Христос, и жизнь водворяется!
                        Воскрес Христос, и мертваго ни одного во гробе!
                        Ибо Христос, воскресший из мертвых, «начаток умерших бысть»
                        Ему слава и держава во веки веков! Аминь.


    Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная седмица». Каждый день недели тоже называется светлым: Светлый понедельник, Светлый вторник и т.д., а последний день, Светлая суббота. Эта неделя также наполнена торжественным богослужением. Царские врата, которые в другие дни открываются только в определенные моменты службы, не закрываются всю Светлую неделю в знак того, что Иисус Христос открыл человечеству двери в Царство Божие. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения. В России после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест (церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале богослужения).

    Размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста. Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинались народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трех недель и назывались «Красная горка».

    Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня траура и молитвы. В течение Великой субботы и после пасхального богослужения в храмах освящаются куличи, творожные пасхи, яйца и все, что приготовлено к праздничному столу.

    Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чуда – Воскресения Христова. По Преданию, во времена римского владычества было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда небогатая ученица Христа, святая Мария Магдалина, пришла в Рим к императору Тиберию с проповедью веры, то подарила ему простое куриное яйцо. Тиберий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры. И Тиберий воскликнул: «Воистину воскресе!»

    Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный – как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружен сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означала чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

    События из истории иконы

    Догматическое значение Воскресения Христова

    Икона Воскресение Христово изображает центральное событие христианской веры, ее краеугольный камень. Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства, но и вера в Бога, в силу добра и правды, возможно, была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни православного христианина. Апостолы говорили: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна (напрасна), тщетна и вера наша». «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (т. е. Он есть начало нашего будущего воскресения) (1 Кор. 15, 14, 20).

    Икона «Воскресение Христово», иконописец Юрий Кузнецов

    Воскресение Христово отражено в пятом члене (пункте) Символа веры: «И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими)». Эти слова заимствованы у апостола Павла: «Ибо я первоначально передал вам то, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15, 3-4). Из пророков о Воскресении Христовом предсказывал Давид: «Ибо Ты не оставишь души моей во аде, не дашь святому Твоему увидеть тление», то есть - воскресишь меня (Пс. 15, 10). Прообразом трехдневного Воскресения Христова служило трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита. На это указывает Сам Иисус Христос: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Иисус Христос пророчествовал ученикам о своей будущей смерти, страданиях и Воскресении, но апостолы не понимали смысла сказанного.

    Момент Воскресения Христова непостижим по своей сущности для человека, в том числе и поэтому Спаситель на протяжении сорока дней являлся своим ученикам с верными доказательствами своего Воскресения (давал ученикам трогать раны от гвоздей и копья, ел перед ними и т. д.) и беседовал с ними о тайнах Царствия Божия. И только проникнувшись, поверив, апостолы начинают проповедовать, при этом они говорят о Воскресении Христовом не как о событии лишь в его жизни, и в жизни тех, кто принял «пасхальное благовестие» (поверил в Воскресение Христово), потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8,11). Необычность происшедшего с Христом в том, что смерть Его и Воскресение «действуют в нас» (2 Кор. 4,12). «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его (в крещении), то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним… дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6,4-6).

    Сущность христианской веры, выраженная словами: «Христос Воскресе!», определяет и смысл жизни христианина, он видит этот смысл в вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением, понимает, что настоящая (земная) жизнь является не самодовлеющей ценностью, но необходимым условием, преходящей формой бытия личности для достижения ею совершенной жизни в Боге. Иначе говоря, смысл жизни христианина в уподоблении Христу и единении с Ним – ведение высокодуховной жизни, при которой станет возможной вечная жизнь в Царствии Божьем.

    И здесь хочется привести актуальные и для нашего времени слова святителя Льва Великого, сказанные им в V веке на Пасху: «Итак, поскольку через сорокадневное воздержание мы пожелали достичь того, чтобы хоть в какой-то мере во время страдания Господа ощутить Его крест, мы должны стремиться, чтобы нам оказаться также участниками и Воскресения Христова и, ещё находясь в этом теле, перейти от смерти к жизни. Ведь для каждого человека, который меняется и становится из одного другим, конец — не быть тем, кем он был, и начало — быть тем, кем он не был. Но важно, для кого человек умрёт и для кого будет жить, ведь есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти. И не где-то, а в этом преходящем веке можно обрести и то и другое; и от того, как мы поступаем во времени, зависит различие вечных воздаяний. Итак, нужно умереть для диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости, чтобы восстать для правды. Пусть падёт ветхое, чтобы появилось новое. И поскольку, как говорит Истина, „никто не может служить двум господам“ (Мф.6:24), да будет не тот господином, кто подтолкнул стоящих к падению, но Тот, Кто воздвиг повергнутых для славы».

    События, связанные с Воскресением Христовым

    Сам момент Воскресения Христова в силу величия, неподдающегося описанию, в текстах Евангелий отсутствует, есть лишь описание событий, так или иначе связанных с Воскресением Христовым.

    Цикл событий, тесно связанных с иконой Воскресение Христово, начинается с воскрешения Иисусом Лазаря, совершившегося в дни приближающейся еврейской Пасхи – последние дни земной жизни Христа. К этому моменту злоба первосвященников и книжников, направленная на учение Иисуса Христа, уже кипела, а великое чудо воскрешения Лазаря, с одной стороны, значительно увеличило число уверовавших во Христа людей, с другой – укрепило и ускорило решение первосвященников схватить Спасителя и предать его смерти (Ин. 11, 12). Воскрешение Лазаря Иисусом Христом вспоминается православной церковью в субботу на шестой неделе Великого поста (накануне Вербного воскресенья).

    На следующий день после воскрешения Лазаря Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, причем попросил привести ему осла как символ того, что он идет с миром (въезд в город на коне означал в то время враждебные намерения). По древнему иудейскому преданию Мессия – Царь Израилев должен быть явлен в Иерусалиме на Пасху. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя. Множество людей устилают дорогу перед Спасителем своей верхней одеждой и пальмовыми листьями (Мф. 21:1-17; Мк. 11:1-19; Лк. 19:29-48; Ин. 12:12-19). Это событие вспоминается Церковью в воскресенье шестой недели Великого поста и в просторечии называется Вербным воскресеньем, вербы заменяют пальмовые листья в российском народном обиходе. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. Сейчас распускающиеся весною ветви вербы прославляют Спасителя как Победителя смерти.

    Все последующие дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне стен Иерусалима. Поскольку Спаситель все время был окружен людьми, внимательно Его слушающими, у первосвященников не было возможности совершить убийство, оставалось только искушать его вопросами (Мф. 21, Мк. 11, Лк. 19, Ин. 12). Проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском храме вспоминается церковью в Великий вторник (вторник Страстной недели, последней перед Воскресением).

    На четвертый день после торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал своим ученикам: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26:2). В этот день первосвященники, книжники и старейшины народа еврейского решают погубить Спасителя хитростью и не в момент праздника, когда собирается много людей, а раньше, чтобы избежать всеобщего народного возмущения. В этот же день один из апостолов – Иуда Искариотский, не сумев победить своей жадности, пришел к первосвященникам, обещав за тридцать сребреников найти удобный случай, чтобы предать Иисуса Христа «не при народе» (Мф. 26:1-5,14-16; Мк. 14:1-2, 10-11; Лк.22: 1-6). Церковь вспоминает этот день в среду Страстной недели.

    Вечером пятого дня после входа в Иерусалим Иисус Христос, зная, что он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами в приготовленную для пасхальной трапезы горницу. Здесь Иисус Христос сказал: «Очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22:15-16). Омыв ноги своим ученикам, Иисус Христос научил их смирению, показал, что не стоит считать за унижение для себя служить кому бы то ни было. На этой вечере после вкушения ветхозаветной Пасхи Иисус установил таинство Святого причащения, поэтому и называется она «Тайною вечерею». Во время Тайной вечери Спаситель рассказал апостолам, что один из них предаст Его. Слова учителя опечалили апостолов, каждый задавал себе и другим вопрос: «Не я ли?», обратившись же к Иуде Искариотскому, Иисус сказал: «Что делаешь, делай скорее». Апостолы не поняли истинного смысла этих слов и подумали, что Иисус посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. После ухода Иуды, продолжая беседовать с учениками, Иисус сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34, 35). Видя, что весть о возвращении Его к Отцу опечалила апостолов, он обещает им послать другого утешителя: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Иоан. 15, 26-27). Это обещание Иисуса исполнится через пятьдесят дней после его Воскресения. Иисус также предсказал апостолам, что им придется многое пережить за веру в Него. Свою беседу с учениками он закончил молитвой о них и обо всех, кто будет веровать в Него. После молитвы Спаситель пошел по обыкновению на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад, и ученики его последовали за ним (Мф. 26:17-35; Мк. 14:12-31; Лк. 22:7-39; Ин. 13-18). Эти события вспоминаются церковью в Великий четверг Страстной недели.

    Икона «Моление о чаше»
    Икона «Моление о чаше», иконописец Юрий Кузнецов

    Придя в Гефсиманский сад, Иисус молился: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Иисус сказал апостолам о том, что в скорби сердце его, просил их быть с ним, но, трижды подходя к ученикам, находил их спящими. В третий раз подойдя, сказал: «Вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня» (Мф. 26:45, 46). Во время этих слов к ним подошел Иуда с воинами и служителями от первосвященников. Иуде хорошо известно было место, где Иисус собирается со своими учениками. Подойдя к Иисусу, Иуда сказал: «Радуйся, Учитель!», и поцеловал Его. Это было тайным указанием на то, кто среди собравшихся Иисус (Мф. 26:36-56; Мк. 14:32-52; Лк. 22:40-53; Ин. 18:1-12).

    В эту ночь собрались члены Синедриона, несмотря на то, что собираться верховное судилище могло только днем и в храме. На этом сборе, помимо членов Синедриона, были старейшины и книжники, все они заранее договорились осудить Иисуса Христа на смерть, но для этого им нужно было найти какую-нибудь вину, достойную смерти. Они допрашивали Иисуса об Его учении и Его учениках, но не могли найти вины, пока один из первосвященников не спросил: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?», на что Иисус ему ответил: «Ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». «Он богохульствует! – был приговор первосвященника. – Как вам кажется?» Все сказали в ответ: «Повинен смерти» (Мф. 26:63-66).

    Наступило утро пятницы. Первосвященники со старейшинами и книжниками и весь Синедрион опять собрали совещание. Они привели Иисуса Христа и снова осудили Его на смерть за то, что он называет Себя Христом, Сыном Божиим. Когда Иуда узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, мучительное раскаяние овладело его душой, возможно, он не думал, что дело зайдет настолько далеко. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать сребреников, говоря: «Согрешил я, предав Кровь невинную». Они же ответили ему: «Что нам до того; смотри сам» (то есть сам отвечай за свои дела). И повели Иисуса Христа на суд римскому правителю в Иудее – Понтию Пилату, так как сами без его утверждения не могли исполнить свой приговор (Мф. 27:3-10).

    Понтий Пилат по случаю Пасхи находился в Иерусалиме. Когда к нему привели Иисуса, он сказал первосвященникам: «В чем вы обвиняете этого человека? Если он злодей, возьмите его и сами судите по законам вашим». «Нам не позволено предавать смерти никого», – отвечали они ему. Понтий Пилат, поговорив с Иисусом Христом, понял, что перед ним стоит проповедник истины, учитель народа, а не возмутитель против власти римлян. Выйдя к первосвященникам, объявил им, что он не находит никакой вины в этом человеке. Первосвященники же и старейшины настаивали, говоря, что он возмущает народ, уча по всей Иудеи, начиная от Галилеи. Узнав, что Иисус из Галилеи, Понтий Пилат отсылает его на суд к галилейскому царю Ироду, который, по случаю Пасхи, был также в Иерусалиме. Пилат был рад отделаться от этого неприятного суда, так как понимал, что Иисуса предали из-за зависти (Мф. 27:2, 11-14;Мк. 15:1-5;Лк.15:1-7;Ин. 18:28-38).

    Ирод же отослал Иисуса Христа обратно к Понтию Пилату, причем в светлых – оправдательных – одеждах (Лк. 23: 8-12). Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: «Вы привели ко мне человека сего как развращающего народ, и вот я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его, и Ирод также, ибо я посылал Его к нему, и ничего не найдено в Нем достойного смерти. Итак, наказав Его, отпущу» (Лк. 23: 14-17). У евреев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ. Понтий Пилат был уверен, что народ выберет Иисуса, а не Варавву – разбойника и убийцу. Но, видимо, первосвященники и фарисеи, исполняющие роль учителей еврейского народа и в связи с этим имеющие авторитет, научили толпу просить освобождения Вараввы. И толпа скандировала: «Распни его! И отпусти нам Варавву!» Еще трижды Понтий Пилат пытался склонить людей к тому, чтобы отпустить Иисуса, и узнать у толпы, какое же зло он совершил, что они так хотят его смерти. Но толпа была неумолима и, не давая объяснений, продолжала кричать: «Распни его!» Пилат, видя, что ничего не помогает, а смятение увеличивается, взял воды, чтобы умыть свои руки перед народом, и сказал: «Неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы» (то есть пусть эта вина на вас падет). Отвечая ему, весь народ еврейский в один голос сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда Пилат отпустил им разбойника Варавву, а Иисуса Христа предал им на распятие (Мф. 27:15-26; Мк. 15:6-15; Лк. 23:13-25; Ин. 18:39-40; 19:1-16).

    Осужденным на распятие полагалось нести свой крест до места казни. Холм, на который вели Иисуса Христа, назывался Голгофой, дорога туда была неровной, гористой. Измученный побоями и душевными страданиями, Иисус Христос едва шел, несколько раз падая и опять поднимаясь. Когда процессия дошла до городских ворот, где дорога начинала подниматься в гору, он уже совсем был без сил. Тогда воины велели нести крест Симону, который с состраданием посмотрел на Христа (Мф.27:27-32; Мк. 15:16-21;Лк. 23:26-32; Ин. 19:16-17).

    Казнь распятия на кресте была самой жестокой и самой низкой, так как по еврейскому закону повешенный на древе считался проклятым. Первосвященники, присудившие к такой смерти Иисуса Христа, хотели навсегда развенчать Его славу, а Он же когда Его распинали, молился за них: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». На кресте каждого распятого была прибита табличка с указанием его вины, на кресте Иисуса было написано: «Царь иудейский». Первосвященники настаивали на том, чтобы Понтий Пилат дописал «Он говорил, что Царь иудейский», но римский правитель не стал этого делать. Последние часы жизни Иисуса Христа были наполнены оскорблениями и насмешками: первосвященники, книжники, старейшины и воины, охранявшие казненных, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: ″Я Божий Сын″». Во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. Как только Иисус Христос был распят, началось редчайшее явление – солнечное затмение. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе, наблюдая внезапную тьму, сказал: «Или Творец-страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

    Перед смертью Иисус громким голосом произнес: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой», преклонил голову и умер. Тут все присутствующие почувствовали толчок из-под земли – началось землетрясение. Сотник и воины, которые охраняли распятого Спасителя, испугались и говорили: «Истинно, человек этот был Сын Божий». И народ, наблюдающий казнь и все видевший, испугавшись, стал расходиться (Мф. 27:33-56; Мк. 15:22-41; Лк. 23: 33-49; Ин. 19:18-37).

    Знаменитый член Синедриона и тайный ученик Иисуса Христа, Иосиф Аримафейский, человек добрый и праведный, попросил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить. Иосиф и Никодим (еще один ученик Христа из Синедриона) обвили тело Спасителя плащаницей и положили Его в пещере, которую Иосиф высек в скале для своего погребения, привалив вход огромным камнем. На следующий день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника Пасхи) пришли к Пилату и стали просить его: «Господин! Мы вспомнили, что этот обманщик, еще будучи в живых, сказал: ″После трех дней воскресну″. Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого». Пилат ответил им: «У вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете». Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать и поставили воинскую стражу (Мф. 27:57-66; Мк. 15:42-47; Лк. 23:50-56; Ин. 19:38-42). Великая пятница Страстной недели посвящена воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения.

    Когда тело Спасителя лежало во гробе, душою Своею Он сошел в ад, и все души праведных людей, которые ждали Его пришествия, были освобождены (Еф.4:8-9; Деян.2:31; 1Пет.3:19-20). В канонических книгах Нового Завета есть лишь отдельные упоминания апостолами о сошествии Христа в ад, наиболее полно это событие описано в апокрифическом Евангелии от Никодима. Данный апокриф оказал огромное влияние на формирование церковного учения по данному вопросу, а также на его иконографию. По учению Церкви, человеческая душа Иисуса в глубинах ада проповедовала и душам умерших грешников (до сошествия Христа в аду уже вел евангельскую проповедь Иоанн Креститель). Пребывание Иисуса Христа во гробе и сошествие Его в ад для избавления душ умерших вспоминается церковью на Страстной неделе в Великую субботу.

    Икона «Воскресение Христово», иконописец Юрий Кузнецов
    Икона «Воскресение Христово»,
    иконописец Юрий Кузнецов

    По прошествии субботы, ночью, на третий день после страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

    Утром же с Небес сошел ангел Господень и отвалил камень от двери гроба. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и остолбенели, а очнувшись от страха, разбежались. В это же время Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины-мироносицы, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело, согласно традициям. Подойдя к пещере, они увидели, что камень отвален. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал, еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

    Петр и Иоанн первыми из учеников прибежали ко гробу. Иоанн, не решаясь войти, остался у входа, Петр же сразу вошел внутрь. Иоанн, видя аккуратно сложенные пелены и зная запрет касания иудеями мертвого тела, первый из апостолов уверовал в Воскресение Христа, Петр же удивлялся внутри себя всему происшедшему. Когда Иоанн и Петр ушли, Марии Магдалине, оставшейся у гроба, было первое явление Христа по Воскресению. Мария, увидев, что перед нею стоит Иисус Христос, с радостью бросилась к Нему, но Спаситель не разрешил ей коснуться себя, сказав: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».

    Тогда Мария Магдалина поспешила к ученикам с вестью о том, что видела Господа. По дороге Мария Магдалина догнала Марию Иаковлеву, также возвращавшуюся от гроба Господня. Иисус Христос встретил их по дороге и сказал им: «Радуйтесь!» Они же подошли, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Иисус Христос сказал им: «Не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы они шли в Галилею, и там они увидят Меня». Мария Магдалина с Марией Иаковлевой рассказали одиннадцати ученикам и всем, кто был рядом, великую радость о том, что Иисус Христос жив, и они видели Его, но ученики не поверили им. После этого Иисус Христос явился отдельно Петру и уверил его в Своем Воскресении. После третьего явления многие перестали сомневаться в действительности Воскресения Христова, хотя и оставались еще среди учеников те, кто не верил в возможность случившегося.

    Воины, охранявшие вход в пещеру, сообщили обо всем случившемся первосвященникам. Опасаясь, что слава Иисуса окрепнет еще больше, первосвященники решили скрыть происшедшее от народа и подкупили воинов, велев говорить им о том, что тело Иисуса Христа ночью, пока стража спала, унесли его ученики. Воины так и поступили, как были научены (Мф. 28:1-15; Мк. 16:1-11; Лк. 24:1-12; Ин. 20:1-18).

    К вечеру того дня, когда Иисус Христос воскрес и явился Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Петру, двое учеников Христовых (из числа 70), Клеопа и Лука, шли из Иерусалима в селение Эммаус. Дорогой они рассуждали обо всех происшедших в Иерусалиме событиях, вдруг к ним присоединился путник и, услышав их сомнения в том, что Иисус был избавителем Израиля, сказал им: «О несмысленные (не умеющие увидеть суть) и медлительные (не чуткие) сердцем на то, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?», далее продолжив разъяснять все сказанное пророками, начиная с Моисея. Во время ужина путник взял хлеб, благословил, преломил и подал его ученикам, в этот момент открылись у них глаза, и они узнали Иисуса Христа, но Он стал невидим для них. Клеопа и Лука тут же собрались и пошли обратно в Иерусалим, чтобы рассказать о чуде, происшедшем с ними (Мк. 16:12-13; Лк. 24:18-35).

    Во время беседы апостолов с возвратившимися из Эммауса учениками, несмотря на запертые из-за страха перед иудеями двери, посреди апостолов возник Иисус Христос. Апостолы смутились и испугались этого события, думая, что перед ними стоит дух. Но Иисус Христос сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам; осяжите (потрогайте) Меня и рассмотрите; ведь дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Далее, в подтверждение своих слов, Иисус Христос ел и пил перед учениками, беседуя с ними: «Вот, теперь исполнилось то, о чем Я вам говорил, еще когда был с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и у пророков, и в псалмах». «Мир вам! Как послал Меня Отец в мир, так и Я посылаю вас», – сказав это, Спаситель дунул на них и продолжил: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Среди апостолов в этот вечер не было Фомы, апостолы рассказали ему о явлении им Иисуса Христа, но Фома, выслушав их, сказал, что не поверит, пока сам не увидит воскресшего Спасителя (Мк. 16:14; Лк. 24:36-45; Ин. 20:19-25).

    Через неделю, в восьмой день после Воскресения Христова, ученики опять собрались все вместе, в этот раз Фома был с ними. Двери были заперты, как и в первый раз. Иисус Христос вошел в дом при закрытых дверях, стал посреди учеников и сказал: «Мир вам!» Потом, обратившись к Фоме, сказал ему: «… и не будь неверующим, но верующим». Тогда апостол Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», Иисус Христос ответил: «Ты поверил, потому что увидел Меня, но блаженны те, которые не видели и уверовали» (Ин. 20: 26-29). Церковь вспоминает два явления Иисуса Христа апостолам в следующее после Пасхи воскресенье – праздник Антипасха или Фомина неделя (Фомино воскресенье).

    Согласно повелению Иисуса Христа, которое он передал через Марию Магдалину и Марию Иаковлеву во второе свое явление, ученики ушли в Галилею. Там около моря Тивериадского явился Иисус Христос ученикам, простил и восстановил отрекшегося Петра в апостольстве (Ин. 21). Во время следующего явления апостолам и более чем пятистам своим ученикам Иисус Христос сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы (учению Моему), крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа; поучайте их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот Я буду с вами во все дни до скончания века. Аминь». Сорок дней после своего Воскресения Иисус Христос являлся ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием (Мф. 28:16-20; Мк. 16:15-16).

    О всех вышеописанных событиях свидетельствуют все четыре Евангелия, являющиеся важнейшей частью христианского Святого Писания (Мф. 28; Мк. 16; Лк. 24; Ин. 20-21).

    В рассказе использованы материалы широко известного
    учебника «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского.


    Коротко об иконографии Воскресения Христова

    Икона «Воскресение Христово», иконописец Юрий Кузнецов
    Икона «Воскресение Христово», иконописец Юрий Кузнецов

    В древнехристианском искусстве на иконах Воскресение Христово изображалось в символико-аллегорической форме, часто использовались ветхозаветные прообразы, например, изображение Ионы в чреве кита. (Мф. 12:40) Из-за отсутствия евангельского рассказа о Воскресении Христовом художники длительное время избегали изображать этот сюжет на иконах. Его заменой служили эпизоды и сюжеты явлений воскресшего Христа: Марии Магдалине, ученикам по пути в Эммаус, в самом Эммаусе и другие.

    В ранневизантийском искусстве соединились иллюстрация евангельского повествования и изображение гробницы Спасителя в виде храма (или креста), построенного императором Константином Великим на месте Воскресения Христова - храм Гроба Господня.

    Позже Воскресение Христово, которое по своей сути является спасением человека от смерти и ключом к вечной жизни в Царствии Небесном, стало изображаться как «Сошествие Иисуса во ад» для спасения душ умерших. В Евангелиях это событие почти не описано, поэтому основным литературным источником для данной композиции стали апокрифические источники, в первую очередь Евангелие от Никодима, самая старая часть этого текста предположительно датируется IV веком.

    Композиция «Сошествие Иисуса во ад» появилась примерно в XII веке, тогда же в западных памятниках появились первые попытки написать икону Воскресение Христово в виде Его выхода из гроба. Начиная с XVII века на русских иконах появляются два центра: собственно Воскресение Христово, где Иисус изображается в ореоле над гробом, и «Сошествие во ад» со множеством мельчайших деталей из апокрифических источников.

    Поскольку первыми свидетелями Воскресения Христова были жены-мироносицы, композиция «Жены-мироносицы у гроба Господня» становится самостоятельным сюжетом, широко распространенным на Руси. Победа над смертью и радость совершившегося, которую благовествует ангел мироносицам, привлекали христианских мастеров и побуждали вновь и вновь изображать это событие.

    Все перечисленные выше сюжеты объединяет то, что в них фигура Христа всегда изображалась, в отличие от всех других сюжетов, окруженная светом, расходящимся лучами во все стороны. Со временем на иконах Воскресения Христова, как и на иконе Ю.Э.Кузнецова, все сюжетные элементы, как правило, опускались, и оставалась только фигура Спасителя в центре в ярком сиянии.

    Значение иконы

    Икона Воскресение Христово – свидетельство самого главного события, которое произошло в бывшей и грядущей истории человечества. Им, Воскресением Христовым, упразднялась смерть. Прежде всего, духовная. Для всех раскаявшихся, для всех, кто готов стать на путь христианства. В Евангелии мы видим первый этому пример, как распятый вместе с Иисусом Христом разбойник просит Спасителя помянуть его, когда Он будет в Царствии Его. И Христос обещает Ему это (Лк. 23, 42–43). И так и случилось.

    Это был первый пример покаяния, истинного и глубокого, и – великого воскресения преображенной верой в Него души.

    Какое чудо произошло

    Странно говорить о Боге, спрашивая о чудесах Господних: «Какое чудо произошло?», ибо мы всегда говорим о Его чудесах в наших рассказах о христианских святых в истории Православной Церкви. Все чудеса, совершенные Им, записаны в Четвероевангелии, все чудеса по воле Его совершали апостолы и святые отцы-чудотворцы.

    Но самое большое чудо – это воскресение человеческой души, когда человек находит Господа в сердце своем. Происходит чудо обожения, и дети человеческие становятся детьми Божьими. Это великое счастье, дарованное Им человеческому роду в том грядущем, о котором возвещали ветхозаветные пророки. Чудо Воскресения Господа мы празднуем из года в год, когда зажигается священный пасхальный огонь – знак и символ бескорыстной и всепрощающей Господней любви.

    Ликует паства. В Иерусалиме
    Огонь священный по свечам бежит,
    А значит, Ты, Господь, нас не покинул –
    Нам есть кому молиться и служить.

    Но изо всех Твоих чудес на свете
    Я поражаюсь прежде одному –
    Безмерному терпенью Твоему
    К таким большим и непослушным детям…
                                                         Ольга Троицкая
                                                         Пасха, 2011


    Иерусалимский храм Воскресения Христова

    Испокон веков это место собирает к себе паломников со всего мира, ежегодно в храме совершается обряд схождения Благодатного огня, используемого в пасхальной церемонии выноса Святого Света из Гроба Господнего. Эта церемония проводится в Великую субботу и в символических действиях показывает события Страстей Господних – смерти, положения во гроб и Воскресения Иисуса Христа. Вынос же Святого Света (Огня) символизирует воскресшего Господа. Церемония в храме Воскресения Христова издавна проводится с участием разных христианских церквей.

    Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, был возведен императором Константином в IV веке. В 326 году его мать, императрица Елена, прибыла в Иерусалим в целях паломничества и поиска христианских реликвий, именно она была инициатором строительства храма над пещерой, в которой был погребен Иисус Христос. Храм был торжественно освящен в присутствии представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 года.

    Храм Воскресения Христова представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий: Голгофу с местом распятия Иисуса Христа; Кувуклию – часовню в центре храма, скрывающую непосредственно пещеру с гробом; Камень помазания, на котором находилось тело Иисуса перед погребением и было помазано благовониями; Кафоликон (главный храм комплекса); подземный храм Обретения Животворящего Креста; храм Святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

    В настоящее время храм Воскресения Христова разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, например, Гробом Господнем, являющимся главным алтарем храма, сообща владеют православные, армяне Апостольской церкви и католики, и только они имеют право поочередно служить здесь литургии. Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не возникало недоразумений, ключи от храма с 1109 года хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Nusseibeh. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

    В древности богослужение в Иерусалимской церкви – пасхальное бдение (вечерня и литургия Великой субботы) начиналось с обряда возжения вечернего света. Обряд благословения вечерней свечи описан в Лекционарии (сборнике библейских литургических чтений) V – VII веков. Однако во «Втором слове о Воскресении» Григория Нисского, известного церковного писателя, богослова и философа, жившего в IV веке, уже встречается упоминание о чуде схождения Благодатного огня в канун Воскресения Христова, которое ежегодно ожидается всеми христианами и в наше время. В учебнике «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, более полувека использующемся в православных учебных заведениях, о Благодатном огне также говорится как о чуде, с приведением рассказов паломников.

    С точки зрения православия, Благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века». Считается, что год, когда Небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и наступление власти «тьмы».

    Церковная церемония выноса Святого огня начинается приблизительно за сутки до начала православной Пасхи. В храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть чудо схождения Благодатного огня, среди них, помимо христиан, есть как представители множества религий, так и атеисты. За общественным порядком во время церемонии следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до десяти тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом.

    Все находящиеся в храме люди с трепетом ждут выхода патриарха из Кувуклии с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов. В дальнейшем от Благодатного огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, потом его доставляют авиарейсами в разные страны мира, в последние годы и в государства бывшего Советского Союза.

    Архіеп. Никонъ Рождественскій († 1918 г.)
    Христосъ воскресе!

    Вчера спогребохся Тебѣ, Христе, совостаю днесь, воскресшу Тебѣ!

    Въ Кіево-Печерскомъ Патерикѣ есть такое сказаніе: однажды въ свѣтлый день Пасхи, во время утрени, игуменъ вошелъ въ пещеры, чтобы покадить святыя мощи почивающихъ тамъ угодниковъ Божіихъ.

    Онъ остановился въ пещерѣ, гдѣ было нѣсколько гробовъ ихъ, покадилъ и въ духовномъ восторгѣ воскликнулъ: «отцы и братіе, Христосъ воскресе!» И отъ всѣхъ гробовъ, отъ всѣхъ мощей услышалъ онъ громкій всерадостный привѣтъ: «воистину воскресе!..»

    Такъ еще почивающіе во гробахъ своихъ, еще только ожидающіе всеобщаго воскресенія угодники Божіи уже какъ бы живые откликнулись на привѣтъ воскресенія, на это животворящее, всерадостное наше Христосъ воскресе! Чтó же будетъ, когда всѣ умершіе услышатъ гласъ Сына Божія, оживутъ, и изыдутъ изъ гробовъ своихъ въ послѣдній день міра, изыдутъ и въ веселіи и радованіи вознесутся на облакахъ небесныхъ на встрѣчу Воскресителю и Спасителю своему, грядущему судить живыхъ и мертвыхъ? Какую пѣснь они воспоютъ?

    Можно думать, что и тогда во услышаніе всего міра раздастся все та же вѣчно-радостная, вѣчно-животворящая пѣснь воскресенія: Христосъ воскресе! Вѣдь Онъ воскресъ и Своимъ воскресеніемъ сущимъ во гробѣхъ жизнь даровалъ. Онъ воскресъ и смертъ попралъ, воскресъ и съ Нимъ воскреснемъ всѣ мы, съ Нимъ и въ Немъ единомъ найдемъ и уже обрѣтаемъ — нашу жизнь, нашу радость, наше блаженство.

    И въ сей свѣтлорадостный день Пасхи Христовой, когда небо сливается съ землею, а земля становится небомъ, наша мысль, наше сердце переносятся туда, гдѣ наши братья, наши дѣти душу свою полагаютъ за вѣру православную, за Царя и Отечество, гдѣ много-много ихъ упокоилось въ сырой землѣ, исполнивъ святую заповѣдь о любви къ ближнему... И душа проситъ воскликнуть имъ и живымъ, и усопшимъ: братья-воины, воины Христовы православные! Христосъ воскресе! Да расточитъ Онъ враговъ нашихъ, среди коихъ много истинныхъ враговъ креста Его, враговъ вѣры святой! Да обратитъ Онъ въ бѣгство предъ лицомъ вашимъ всѣхъ ненавистниковъ вѣры православной, да обрадуетъ Онъ, Побѣдитель ада и смерти, и васъ и насъ, ради свѣтлаго Своего воскресенія, славною побѣдою надъ супостатами! И слышитъ наше сердце это всерадостное отвѣтное — воистину воскресе, слышитъ и изъ окоповъ, и изъ могилъ, и вѣруемъ мы, что и «сущіи во гробѣхъ», почившіе въ могилахъ, душу свою за исполненіе Христовой заповѣди положившіе воины также отвѣчаютъ намъ уже изъ другого міра: воистину, воистину Христосъ воскресе!

    О, какъ счастливы мы, вѣрующіе, что воскресеніе Христово отнимаетъ жало у самой царицы ужасовъ — смерти, что оно смерть превращаетъ въ тихій покой, какъ бы отдохновеніе для тѣхъ, кто въ сей жизни подвигомъ добрымъ подвизался, долгъ свой исполнилъ, а особенно для тѣхъ, кто и душу свою положилъ, кровь свою пролилъ при исполненіи своего святого долга! Смерть бо мужу — покой, говоритъ слово Божіе. Оттого она и называется на языкѣ святой Церкви успеніемъ, а умершіе именуются усопшими. Но и сіи усопшіе — мы вѣруемъ — сегодня слышать нашъ привѣтъ: Христосъ воскресе, и таинственнымъ языкомъ отвѣчаютъ нашему сердцу: воистину воскресе! Мы и живемъ, и умираемъ во Христѣ и со Христомъ, какъ члены тѣла Его — Церкви святой; оттого и поетъ святая Церковь какъ бы отъ лица каждаго вѣрующаго: вчера спогребохся Тебѣ, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебѣ, сраспинахся Тебѣ, вчера: Самъ мя спрослави, Спасе, во царствіи Твоемъ! А тотъ, кто умираетъ во исполненіе Христовой заповѣди, тотъ со Христомъ сораспинается, состраждетъ Христу, со Христомъ умираетъ, а потому и совоскресаетъ со Христомъ, духомъ пробуждаясь въ другомъ мірѣ къ блаженству во Христѣ, а затѣмъ, когда вострубитъ труба Архангела въ послѣдній день, востанетъ онъ изъ могилы своей и тѣломъ своимъ, по обѣтованію Того, Кто все создалъ единымъ словомъ Своимъ, Кто имѣетъ ключи ада и смерти... Тако вѣруемъ, тако исповѣдуемъ, исповѣдуемъ наипаче въ сей преславный день воскресенія Жизводавца Христа! И въ семъ исповѣданіи нашей вѣры въ воскресеніе Христа Спасителя нашего и въ наше въ Немъ воскресеніе, въ воскресеніе всѣхъ нашихъ собратій, нынѣ душу свою за Христову вѣру положившихъ, обрѣтаемъ новый источникъ свѣтлой радости о Христѣ, и всѣмъ сердцемъ, предъ лицемъ неба и земли, ликуя со Ангелами Божіими и всѣми святыми, взываемъ: Христосъ воскресе! Христосъ воскресе! Христосъ воскресе! Аминь.

    Источникъ: Архіепископъ Ніконъ. Христосъ воскресе! // Приходское чтеніе. Ежемѣсячное изданіе. № 13. Мартъ 1915 г. — Пг.: Сѵнодальная типографія, 1915. — С. 409-410.  

  • Источник — http://iconkuznetsov.ru/

    Обсудить на форуме...

    фото

    счетчик посещений



    Все права защищены © 2009. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник. http://providenie.narod.ru/

    Календарь
     
     
     
     
    Форма входа
     

    Друзья сайта - ссылки

    Наш баннер
     


    Код баннера:

    ЧСС

      Русский Дом   Стояние за Истину   Издательство РУССКАЯ ИДЕЯ              
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году
    Создать сайт бесплатно